МКОУ «Гавриловская средняя общеобразовательная школа»
Учитель математики Панкратова Нина Владимировна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ 7 КЛАСС
Базовый учебник: «Алгебра» 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др., издательство «Просвещение», 2010 год.
Тема урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Цель урока: Открытие формул квадрата разности и квадрата суммы двучлена на основе исследовательской деятельности.
Задачи:
— обучающие (предметные): формулировать, записывать в символической форме
-развивающие (метопредметные): формирование умения доказывать формулы сокращенного умножения: квадрата суммы и квадрата разности, применять их в преобразованиях выражений и в вычислениях, применять различные формы самоконтроля при выполнении преобразований
— воспитательные (личностные): умение ясно, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; формировать понимание смысла поставленной задачи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Организационный момент
Деятельность учителя — проверка готовности к уроку
Деятельность ученика — обсуждение
Мотивационный
Деятельность учителя — формулирует проблемный вопрос
Деятельность ученика -формулируют цель с помощью учителя
Актуализация опорных знаний
Деятельность учителя — учитель демонстрирует тестовые задания, результаты проверки. Если возникают трудности при выполнении, делает подсказки различных уровней, дает комментарии.
Деятельность ученика — отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы, осваивают содержание
Устные задания:
(слайд1)
Найдите квадраты выражений: х, а, n,-5,6p, 4
Найдите произведение: 3x и 7y. Найдите чему равно удвоенное произведение данных выражений?
Прочитайте выражения: а +b; а2 +b2; (а +b)2; x—y; (x—y)2; x2—y2
Выполните умножение: (x+4)(x-3)
Ответьте на вопрос: как найти произведение многочленов?
Введение нового материала
Деятельность учителя – для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. Каждая группа имеет номер и получает свое задание: необходимо заполнить одну из строк таблицы (левый столбец), перемножив пары двучленов, приведенных в этой строке. Номер задания соответствует номеру группы.
Деятельность ученика – выполняют задания, лидер группы выходит к доске и в правом столбце таблицы записывает полученный ответ. Делают соответствующие выводы по проведенным исследованиям.
(слайд2)
закрытая часть | правый столбец | |
(m+n)(m+n) | (m+n)2 | m2+2 mn +n2 |
(с-d)(c-d) | (с-d)2 | c2— 2cd +d2 |
И т.д. по количеству групп |
|
|
В процессе совместной деятельности находят ответы на вопросы: что общего в условиях и в ответах предложенных заданиях, можно ли записать короче выражения стоящие в левом столбце? Анализируют полученные ответы и делают выводы по проведенному исследованию.
(слайд3)
Вывод записывается в виде формулы (а +b)2 = а2+2 а b +b2 дается словесное описание.
Совместно проводится исследование для «открытия» формулы квадрата разности обсуждая вопросы: изменится ли результат, если возводить в квадрат не сумму, а двучлен разности; как может измениться выражение а2+2 а b +b2 ?
Высказанные предположения проверяются с помощью таблицы, в которой во всей скобках левого и среднего столбцов знаки плюс меняются на минус. Умножение происходит в группах, номера групп сохраняются и каждая группа выполняет свое задание соответствующее её номеру.
(слайд4)
Вывод записывается в виде формулы (а —b)2 = а2—2 а b +b2 дается словесное описание.
Первичное закрепление нового материала
Деятельность учителя – формулирует задание учащимся по учебнику, контролирует выполнение задания
Деятельность ученика –знакомятся с заданием и выполняют на доске и в тетради с последующей проверкой
(слайд 5)
Задание типа: возвести в квадрат двучлены (9х+2)2 , (6х-5y)2.
Задания по учебнику подбираются исходя из способностей учащихся класса.
Группы, которые справились с заданием, самостоятельно изучают по рисунку учебника вопрос о геометрическом смысле формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, с последующим обсуждением геометрического смысла.
Формулирование контрольного задания
Деятельность учителя – формулирует задание учащимся на компьютере Деятельность ученика – знакомятся с заданием, самостоятельно выполняют задание в парах
Тест
Выполнение контрольного задания
Деятельность учителя – анализирует ответы учащихся и оценивает их деятельность
Деятельность ученика – самостоятельно выполняют задание
Формулирование выводов урока
Деятельность учителя – формулирует выводы, домашнее задание
Деятельность ученика – фиксируют выводы, оценивают свою работу.
Что в изучении темы “Формулы сокращенного умножения”:
заинтересовало _____________________________________
вызвало затруднения _________________________________
хочется узнать глубже ________________________________
Литература:
Примерные программы по математике, Днепров Э.Д., 2008
«Алгебра» 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др., издательство «Просвещение», 2010 год.
Интернет ресурсы.