Муниципальное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа посёлка Студёный
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ ООШ п.Студёный _____________ Торгашова С.В. «____»____________2009 г.
| «Утверждено» Директор МОУ ООШ п.Студёный _____________Головинкина И.В. Приказ № ___ от «___»____2009 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шашаева Александра Григорьевича,
I квалификационная категория
по учебному курсу «Алгебра»
9 класс
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2009 г.
2009 – 2010 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Математической речи;
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Внимания; памяти;
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности;
Ответственности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Алгебра изучается в 7 классе I четверть 5 ч в неделю, II, III, IV четверти – 3 ч в неделю, всего 120 ч; 8 класс 3 ч в неделю, всего 105 ч; 9 класс 3 ч в неделю, всего 102 ч.
Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы элементов статистики (подробнее расписано в Содержании тем учебного курса).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать1
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
7
Календарно-тематическое планирование
Уроков алгебры
(предмет)
Классы:_____7 класс___________________________________________________
Учитель:___________Шашаев АлександрГригорьевич____________________
Кол-во часов за год:
Всего _____120___________________
В неделю ____1 четверть – 5 часов, 2,3,4 четверть – 3 часа_________
Плановых контрольных работ:____10_______, самостоятельных и практических работ: _____18 ________, тестов:___7_ ____
Планирование составлено на основе ______программа для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2002, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
Учебник Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2006.
№ урока | Содержание учебного материала | Пункты | Дата | Примечание |
Повторение изученного в 6 классе (4 часа) | ||||
| Действия с обыкновенными дробями. Нахождение дроби от числа и числа по его дроби |
|
|
|
| Действия с рациональными числами. Решение уравнений |
|
|
|
| Пропорции. Координатная плоскость |
|
|
|
| Входная проверочная работа |
|
|
|
Выражения, тождества, уравнения (16 часов) | ||||
| Числовые выражения | П.1 |
|
|
| Числовые выражения | П.1 |
|
|
| Выражения с переменными | П.2 |
|
|
| Выражения с переменными | П.2 |
|
|
| Сравнения значений выражений | П.3 |
|
|
| Сравнения значений выражений | П.3 |
|
|
| Свойства действий над числами | П.4 |
|
|
| Тождества. Тождественные преобразования выражений | П.5-6 |
|
|
| Тождества. Тождественные преобразования выражений | П.5-6 |
|
|
| Контрольная работа № 1 «Преобразование выражений» | П.1-6 |
|
|
| Уравнения и его корни | П.7 |
|
|
| Линейное уравнение с одной переменной | П.8 |
|
|
| Линейное уравнение с одной переменной | П.8 |
|
|
| Решение задач с помощью уравнений | П.9 |
|
|
| Решение задач с помощью уравнений | П.9 |
|
|
| Среднее арифметическое, размах и мода | Прил. |
|
|
| Медиана как статистическая характеристика | Прил. |
|
|
| Контрольная работа № 2 «Линейное уравнение» | П.7-9 |
|
|
Функции (13 часов) | ||||
| Что такое функция | П.10 |
|
|
| Вычисление значений функции по формуле | П.11 |
|
|
| Вычисление значений функции по формуле | П.11 |
|
|
| График функции | П.12 |
|
|
| График функции | П.12 |
|
|
| Линейная функция и ее график | П.13 |
|
|
| Линейная функция и ее график | П.13 |
|
|
| Прямая пропорциональность | П.14 |
|
|
| Прямая пропорциональность | П.14 |
|
|
| Взаимное расположение графиков линейных функций | П.15 |
|
|
| Взаимное расположение графиков линейных функций | П.15 |
|
|
| Взаимное расположение графиков линейных функций | П.15 |
|
|
| Контрольная работа № 3 «Линейная функция» | П.10-15 |
|
|
Степень с натуральным показателем (15 часов) | ||||
| Определение степени с натуральным показателем | П.16 |
|
|
| Определение степени с натуральным показателем | П.16 |
|
|
| Умножение и деление степеней | П.17 |
|
|
| Умножение и деление степеней | П.17 |
|
|
| Возведение в степень произведения и степени | П.18 |
|
|
| Возведение в степень произведения и степени | П.18 |
|
|
| Одночлен и его стандартный вид | П.19 |
|
|
| Умножение одночленов | П.20 |
|
|
| Возведение одночлена в степень | П.20 |
|
|
| Функция у=х2 и ее график | П.21 |
|
|
| Функция у=х3 и ее график | П.21 |
|
|
| Функции у=х2, у=х3 и их графики | П.21 |
|
|
| Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем» | П.16-21 |
|
|
Многочлены (19 часов) | ||||
| Многочлен и его стандартный вид | П.24 |
|
|
| Сложение и вычитание многочленов | П.25 |
|
|
| Сложение и вычитание многочленов | П.25 |
|
|
| Умножение одночлена на многочлен | П.26 |
|
|
| Умножение одночлена на многочлен | П.26 |
|
|
| Умножение одночлена на многочлен | П.26 |
|
|
| Вынесение общего множителя за скобки | П.27 |
|
|
| Вынесение общего множителя за скобки | П.27 |
|
|
| Вынесение общего множителя за скобки | П.27 |
|
|
| Контрольная работа № 5 «Действия с одночленами и многочленами» | П.24-27 |
|
|
| Умножение многочлена на многочлен | П.28 |
|
|
| Умножение многочлена на многочлен | П.28 |
|
|
| Умножение многочлена на многочлен | П.28 |
|
|
| Разложение многочлена на множители способом группировки | П.29 |
|
|
| Разложение многочлена на множители способом группировки | П.29 |
|
|