Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
|
|
Рабочая программа
по предмету «Алгебра» 9 класс
Составитель:
Чижова Е.П., учитель математики
Муром 2012
Содержание программы
Пояснительная записка_______________________________________________________________________________3
Требования к уровню подготовки учащихся_____________________________________________________________5
Тематический план__________________________________________________________________________________9
Календарно-тематический план________________________________________________________________________16
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса_____________________22
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по алгебре для 9 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы. Составитель: Т.А.Бурмистрова. Москва. «Просвещение».2009г.).
Целями и задачами данной программы обучения являются:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
ввести понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучить формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
расширить сведения о свойствах функций, познакомить со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции;
систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной ;
научить решать квадратичные неравенства;
завершается изучение систем уравнений с двумя переменными;
вводится понятие неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными;
вводится понятие последовательности, изучается арифметическая и геометрическая прогрессии;
ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса алгебры обучающиеся должны:
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов,;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
уметь:
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимания статистических утверждений.
Тематический план
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Разделы и темы | Количество часов | ||
примерная | рабочая | ||
Наличие тем | 6 | 6 | |
Объем часов на прохождение всех тем | 102 | 102 | |
Объем часов на прохождение каждой темы | |||
1.
| Свойства функций. Квадратичная функция | 22 | 22 |
2.
| Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 14 |
3. | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 17 |
4. | Прогрессии | 15 | 15 |
5. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 13 |
6. | Повторение | 21 | 21 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, подготовиться к ГИА.
Программа соответствует учебнику Алгебра 9. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2008.
На преподавание алгебры в 9 классе отведено 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. На итоговое повторение отведен 21 час в конце учебного года, остальные часы распределены по всем темам. В ходе изучения предмета в 9 классе проводится 8 контрольных работ.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Преобладающей формой текущего контроля служат:
— письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты, математические диктанты;
— устные опросы: собеседование, зачеты, фронтальные опросы.
Учебно – тематический план
Количество часов | Количество контрольных работ | |
Свойства функций. Квадратичная функция | 22 | 2 |
Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 1 |
Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 1 |
Прогрессии | 15 | 2 |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 1 |
Повторение | 21 | 1 |
Свойства функций. Квадратичная функция (22 часа)
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Степенная функция.
Контрольная работа № 1 по теме: «Квадратный трехчлен»
Контрольная работа № 2 по теме: «Квадратичная функция»
Знать:
определение функции;
свойства функций: возрастание, убывание, промежутки знакопостоянства;
определение квадратного трехчлена;
корень квадратного трехчлена;
разложение квадратного трехчлена на множители;
функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график;
степенная функция и ее свойства.
Уметь:
находить корни квадратного трехчлена;
раскладывать квадратный трехчлен на множители;
строить график функции у = ах2 + bх + с, указывать координаты вершины параболы, ось симметрии, направление ветвей;
находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак;
находить корни n-й степени.
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)
Целые уравнения и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом парабол. Метод интервалов.
Контрольная работа № 3 по теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной»
Знать:
определение целого уравнения и его корни;
степень уравнения;
определение дробного рационального уравнении и его корни;
определение неравенства второй степени с одной переменной и методы его решения;
метод интервалов
Уметь:
решать целые уравнения с одной переменной с помощью разложения на множители;
решать целые уравнения с одной переменной с помощью введения вспомогательной переменной;
решать дробно рациональные уравнения;
уметь решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 или ах2 + bх + с<0, где а0 с опорой на график квадратичной функции;
уметь решать неравенства методом интервалов.
Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов)
Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение задач методом составления систем. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Контрольная работа № 4 по теме: «Решение уравнений и неравенств с двумя переменными»
Знать:
определение уравнения с двумя переменными и его график;
определение системы уравнений второй степени;
решение задач с помощью систем уравнений второй степени;
определение неравенства с двумя переменными и их системы.
Уметь:
решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными способом подстановки;
решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными графически;
решать текстовые задачи с помощью составления систем уравнений второй степени;
решать графически простейшие неравенства с двумя переменными и их системы.
Прогрессии (15 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Контрольная работа № 5 по теме: «Арифметическая прогрессия»
Контрольная работа № 6 по теме: «Геометрическая прогрессия»
Знать:
понятие последовательности;
определение арифметической прогрессии;
формулы n-го члена арифметической прогрессии;
формула суммы первых n членов арифметической прогрессии;
определение геометрической прогрессии;
формулы n-го члена геометрической прогрессии;
формула суммы первых n членов геометрической прогрессии;
определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Уметь:
находить члены последовательности, заданной формулой;
находить члены последовательности, заданной реккурентно;
находить n-й член арифметической прогрессии по формуле;
находить сумму первых n членов арифметической прогрессии по формуле;
находить n-й член геометрической прогрессии по формуле;
находить сумму первых n членов геометрической прогрессии по формуле;
находить сумму членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)
Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события
Контрольная работа № 7 по теме: «Элементы комбинаторики»
Знать:
комбинаторное правило умножения;
понятия перестановки, размещения, сочетания;
понятия относительная частота и вероятность случайного события.
Уметь:
решать простейшие комбинаторные задачи;
применять комбинаторное правило умножения при решении задач;
находить по формуле число перестановок;
находить по формуле число размещений;
находить по формуле число сочетаний;
уметь определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче;
решать задачи на нахождение вероятности случайного события.
Повторение (21 час)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Итоговая контрольная работа № 8.
Календарно-тематический план
Тема урока | Кол-во часов | Форма урока | Оснащение урока | Форма контроля | Домашнее задание | Сроки проведения урока | Примечание |
| КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ | 22 |
|
|
|
| <td width=99 style=