МБОУ «Мало-Лызинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района
Республики Татарстан
Разработка урока по математике в 6 классе
«Пропорции»
Урок разработала учитель
математики
МБОУ «Мало-Лызинская СОШ» Балтасинского муниципального района РТ
Медведева Н.П.
2013 год
Тема урока: Пропорции
Цели урока:
1.Образовательные:
— ввести понятие пропорции и ее членов;
— сформировать основное свойство пропорции;
-способствовать выработке навыков применения основного свойства пропорций при решении задач, уравнений;
-познакомить учащихся с элементами геометрии
2. Развивающие:
-способствовать развитию математической интуиции и мышления;
-развивать навыки устного и письменного вычислений, умения делать выводы из наблюдений.
3. Воспитательные:
-способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, правильной речи;
-прививать интерес к изучению математики.
Класс: 6
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: таблица с рисунками геометрических фигур, «умики»,
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Определение настроения учащихся к началу урока. (можно использовать «смалики»). Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. А теперь начнем наш урок.
Актуализация опорных знаний.
1 Устная работа.
а) Отношение двух чисел называется…
б) 1:10=0,1 Верно ли отношение?
в) 5:2= 0,4 Верно ли отношение?
г) 3; 4; Можно ли составить отношения с этими числами?
д) 8 см составляет …часть метра.
е) 125г составляет … часть 1кг
ж) Как можно назвать частное чисел 7 и 24 …
з) Прямой угол составляет … часть развернутого угла.
и) Найдите отношение 15 к 9
к) Отношение а к d равно3/7.Найдите обратное отношение.
( за правильный ответ ученики получают «умики»
2. Найдите отношение чисел (работа в тетрадях , один ученик у доски):
7 к 35; 0,48 к 0.0008; 1 к 2,5; 250г к 3 кг; 2м к 20 см; 600 к 200. (Ученик получает за правильные задания «умики»)
III Постановка целей урока.
IV. Формирование новых знаний учащихся.
1. Однажды ученые нашли в Индии древнюю рукопись. Они нашли такую запись:
3 | 40 | 12 |
. Посмотрите очень внимательно на эти цифры. Что-нибудь вы заметили ? Можно эти числа…
— частное 10 и 40 равно частному чисел 3 и 12;( ¼ )
— частное 40 и10 равно частному 12 и 3.(4). Молодцы!
Значит, мы можем сделать вывод, что два отношения можно приравнивать, если их ответы одинаковы. Получаем равенства 10:40=3:12 или 40:10 = 12:3. Такие равенства называются пропорцией. Оказывается, так в Индии записывали пропорции.
Учитель вводит определение:
Равенство двух отношений называют пропорцией.
Самостоятельно прочитать правило из учебника на странице 123. (Вслух прочитает 1 ученик.)
В общем виде пропорцию записывают так: a:b = c:d или a/b = c/d ,где a и d – крайние члены, b и с- средние члены пропорции.(Объяснить правильное чтение пропорций)
2. Запишем пропорции №760. Работа совместно с учителем.
3.Являются ли данные равенства пропорциями? (на доске) Устно.
18/6=24/8; 0,5/0,3 = 5/3; 4/5 : 2,6 = 4,5:2/3; ( Первое и второе выражение являются пропорцией, а третье –нет).
4. Составьте верную пропорцию из чисел 5; 15;12;.36. (5:15 = 12:36). Назовите крайние члены пропорции, средние члены пропорции, наибольший крайний член, наименьший средний член пропорции. За правильные ответы дети получают «умики».
5. Дана пропорция 2,4:8 = 3:10. Найдите произведение крайних членов и средних членов. Какие числа у вас получились? 24 = 24. Что можете про это сказать? Давайте составим правило.
Произведение крайних членов равно произведению средних членов. Это правило называют основным свойством пропорции. Теперь прочитаем это свойство в учебнике на страницах 123- 124. С помощью этого свойства можно проверить, верно ли составлена пропорция.
6.Проверьте, верны ли данные пропорции. Работа по четырем вариантам с использованием основного свойства пропорции.
2:9=13:7;
4:5=5:4;
11:2 = 1/11:1/2;
3:2=1/4:1/6 (верная)
8.Найдите неизвестный член пропорции № 763(а,б,в,г) Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.
V.Физкультминутка. Упражнения для глаз и на осанку.
1.Логическая задача: Выберите фигуры , площади которых находятся в отношении 4:1. (За правильные ответы –«умики»)
VI. Закрепление изученного
Решение задачи из учебника №772. Составлением пропорции.
VII. Подведение итога урока.
Ребята, скажите ,пожалуйста, что называется пропорцией?
Сформулируйте основное свойство пропорции.
Для чего нужно уметь составлять пропорцию? Знать свойство пропорции? А в жизни мы пользуемся пропорциями?
VIII. Задание на дом
§4,п21, определения выучить, №№776,777(а ,б),778
Оценки. Сосчитайте «умики». У кого их сколько собралось?
Литература:
Виленкин, Н.Я. Математика, 6 класс, учебник /Виленкин Н.Я. и др.- М.: Просвещение, 2008.
Гусева, И.Л. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля / И.Л. Гусева. –М.: «Интеллект-Центр»,2007
Лысенко, Ф.Ф., Кулабухова, С.Ю. Тематические тесты. Математика. 6 класс. /Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. — Издательство Легион-М, Ростов-на-Дону, 2011.
Айвазян, Д.Ф. Математика 6 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. / Д.Ф. Айвазян. — Издательство «Учитель-АСТ»,2005.
Ершова, А.П, Голобородько, В.В. Устная математика. 5-6 класс / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.:Илекса, 2006.