МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
«Системы линейных уравнений с двумя переменными»
Г. Петухово
2011г.
Девиз урока:
«Деятельность — единственный путь к знанию»
Дж.Бернард Шоу
ЦЕЛИ УРОКА:
Формирование способности к самостоятельному исследованию системы линейных уравнений с двумя переменными.
Развитие способности к самостоятельному планированию, организации работы;
Воспитание познавательного интереса к математике.
Развитие информационных компетенций учащихся.
ПЛАН УРОКА:
I.Организационный момент;
II.Устная работа; Тест на повторение
III. Постановка проблемы;
IV . Первичный фонд информации;
V Анализ информации;
VI. Формулировка гипотезы;
VII. Проверка гипотезы;
VIII. Представление результатов исследования
IX. Историческая справка
X. Итог урока. Рефлексия учащегося
XI.Домашнее задание;
ХОД УРОКА:
1.Организационный материал
Уважаемые учащиеся!
Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с графическим решением системы линейных уравнений с двумя переменными, а также научиться самостоятельно исследовать системы линейных уравнений с двумя переменными на наличие решений.
А сначала, давайте повторим основные факты и определения предыдущих уроков, которые помогут вам в освоении нового материала.
Задания на повторения:
2.Вопросы для повторения
Определение линейного уравнения с двумя переменными.
*Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида где и – переменные, и – некоторые числа.
Решение линейного уравнения с двумя переменными.
*Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, образующая это уравнение в верное равенство.
График линейного уравнения с двумя переменными.
*Графиком уравнения с двумя переменными называется множество всех точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями этого уравнения.
Графиком линейного уравнения с двумя переменными, в котором хотя бы один из коэффициентов не равен нулю, является прямая.
3.постановка проблемы
Проблема, которая стоит сегодня перед вами — попытаться отыскать, способ выявления количества решений системы двух линейных уравнений, без построения графиков.
Для решения этой задачи вам необходимо:
— самостоятельно решить графическим способом предложенные системы уравнений (при решении системы уравнений выразите в каждом из уравнений переменную y через x и постройте графики в одной системе координат);
— сравнить для каждой системы отношение коэффициентов при x, при y и свободных членах системы;
— сформулировать и записать признак, по которому можно определить, что система: а) имеет одно решение; б) не имеет решений; в) имеет бесконечно много решений.
4. Первичный фонд информации;
Решите графически системы уравнений и исследуйте их по указанному алгоритму:
ПРИЗНАКИ РАЗРЕШИМОСТИ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ
Пусть задана система двух линейных уравнений с двумя переменными:
(ВСТАВЬТЕ ВМЕСТО ТОЧЕК СООТВЕТСТВУЩИЕ ЗНАКИ)
5 Анализ информации;
Система уравнений будет иметь единственное решение, если графики уравнений пересекаются, т.е. если .
Система уравнений будет иметь бесконечно много решений, если графики уравнений совпадают, т.е. если .
Система уравнений не будет иметь решений, если графики уравнений параллельны, т.е. если .
6.Формулировка гипотезы;
Гипотеза: «Убедится, что для выявления количества решений, системы двух линейных уравнений, необязательно пользоваться графическим методом»
сформулировать и записать признак, по которому можно определить, что система:
а) имеет одно решение;
б) не имеет решений;
в) имеет бесконечно много решений.
7.Проверка гипотезы;
1.Не выполняя построения, определите, как расположены графики уравнений системы и сделайте вывод
относительно числа ее решений. Проверьте себя.
Б | В | Г | |
2. Существует ли такое значение a, при котором система
а) имеет бесконечно много решений;
б) не имеет решений.
8. Представление результатов исследования
Результаты исследования представляются учащимися в виде таблицы:
То система имеет единственное решение
| То система не имеет решений
| То система имеет множество решений
|
9.Историческая справка
Возможность формулировать одни и те же утверждения и на геометрическом, и на алгебраическом языке дает нам система координат, изобретение которой, как вы уже знаете, принадлежит Рене Декарту — французскому философу, математику и физику. Именно он создал основы аналитической геометрии, ввел понятие геометрической величины, разработал систему координат, осуществил связь алгебры с геометрией.
10.Итог урока. Рефлексия учащегося
Учащимся предлагается рисунок, на котором нужно отметить свое место положение для данного урока, т.е.:
Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы;
Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине;
Если нет ни каких вопросов, и вы чувствуете власть над данной темой, то вы на пике.
11.Домашнее задание;
Решите тестовые задания и заполните таблицу:
1) | 2) | 3) | 4) | 5) | |
Вариант ответа |
|
|
|
|
|
Какая пара чисел является решением системы уравнений:
А) (-3;-2); Б) (-3;1); В) (1;-3); Г) (3;5).
Какая из перечисленных систем не имеет решений:
3)
4)
А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.
Какая из перечисленных систем имеет единственное решение:
3)
4)
А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.
При каком значении система уравнений имеет бесконечно много решений?
А) -4; Б) -2,5; В) 1; Г) 4.
В какой из координатных четвертей пересекаются графики уравнений и ?
А) I; Б) II; В) III; Г) IV.
2. Дано уравнение. Составьте еще одно уравнение так, чтобы вместе с данным оно образовало систему:
а) имеющую бесконечно много решений;
б) не имеющую решений.
Ответ: а) б)
В качестве дополнительного задания вам предлагается подготовить сообщение и презентацию о жизни и деятельности Рене Декарта. Ваша презентация может содержать исторические сведения, научные факты. Вы можете посвятить ее какой-нибудь одной задаче или проблеме, связанной с Рене Декартом. Основное требование — ваше сообщение не должно превышать 10-12 мин. Срок выполнения данного задания — 1 неделя. Желаю успеха!
Критерии, по которым будет оцениваться презентация:
критерии к содержанию презентации (5-7 баллов);
критерии к дизайну презентации (5-7 баллов);
соблюдение авторских прав (2-3 балла).
Список литературы:
1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк и др. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Теляковского. — М.:Просвещение, 2005
2. Н.В Васюк, Ф.А.Пчелинцев, А.Б. Уединов, П.В. Чулков. Алгебра. 7 класс. Тесты — М.:»Издат — школа 2000″.
3. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/260fb1fa-910c-4dc2-b327-1a456d104e1f/D-406_corr.swf
4. https://pikalova-ms.narod.ru/portrety_matemaikov.htm
5. http://center.fio.ru/som/ — Cетевое объединение методистов (огромный набор методических материалов по предметам)