Анализ качества преподавания английского языка

Аналитическая справка по состоянию преподавания английского языка

на 2013-14 учебный год

1. Выполнение учебного плана по английскому языку (соответствие требованиям ГОСО). Выполнение норм контрольных работ.

Обучение английскому языку осуществляется по учебной программе утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций». Согласно типовой учебной программе в классах с 5 по 11 проведено по 68 учебных часов в том числе 4 контроля аудирования, 4 контроля чтения, 4 контроля говорения и 4 контроля письма. В 1 классе 34 учебных часа в том числе 2 контроля аудирования и 2 контроля говорения. Программа и ее практическая часть по английскому языку выполнены в полном объеме.

Таблица №1

Выполнение программного материала

1 полугодие

Класс

Кол-во часов по плану

Проведено фактически

Отставание

1ч

КР

2ч

КР

Всего

1ч

КР

2ч

КР

Всего


5

18

4

14

4

32

17

4

14

4

31

1

6

18

4

14

4

32

17

4

13

4

30

2

7

18

4

14

4

32

18

4

14

4

32

нет

8

18

4

14

4

32

20

4

13

4

33

+1

9

18

4

14

4

32

15

3

12

4

27

5/1кр

10

18

4

14

4

32

18

4

14

4

32

нет

11

18

4

14

4

32

17

4

15

4

32

нет

2 полугодие

Класс

Кол-во часов по плану

Проведено фактически

Отставание

КР

КР

Всего

КР

КР

Всего


5

20

4

16

4

36

23

4

14

4

37

нет

6

20

4

16

4

36

19

3

19

5

38

нет

7

20

4

16

4

36

20

4

16

4

36

нет

8

20

4

16

4

36

18

4

17

4

68

нет

9

20

4

16

4

36

22

4

19

5

68

нет

10

20

4

16

4

36

18

4

18

4

68

нет

11

20

4

16

4

36

20

4

16

4

68

нет



2. Наличие учебно-методической документации. Соответствие содержания методического обеспечения учебно-воспитательного процесса требованиям ГОСО.

1 класс

В начале учебного года все 100% учащихся были обеспечены Рабочими Книгами Для Учащихся УМК»Primary Colors» / изд «Кэмбридж» / 2013г, а у меня в распоряжении находится полный комплекс: 2 диска, книга для учителя, книга для учащегося, пропись, набор тематических карточек. Затем в 1 четверти прибыл Мандров Данил для которого не было предусмотрено методическое пособие «Рабочая Книга Для Учащегося», поэтому для него я делала ксерокопии по которым он и работал в течение учебного года.

5 класс

100% учащихся обеспечены учебниками. УМК «English 5″ / изд «Атамура» Алматы / 2010г; КТП и контрольные измерители. Темы на 47% сообветствуют темам УМК, для оставшихся 53% мною разработаны технологические карты уроков с 3х уровневыми домашними заданиями и заданиями творческого характера. На данном идет работа по формированию дополнительного методического комплекса для работы по темам не соответствующим УМК ГОСО. В течение учебного года для практикования грамматики мною использовались учебники Верджинии Эванс «Round Up 1″ изд «Лонгман» 1992г.

6 класс

«English 6″ / изд «Атамура» Алматы / 2011г. 100% учащихся обеспечены учебниками. Лексические темы учебника и типовой учебной программы «Английский язык» соответствуют на 37%. Для оставшихся 63% мною подбирался лексический минимум и адаптировался материал из учебников старших классов и интернета. В течение всего учебного года я составляла и использовала грамматические и лексические мемокарты. Также для практикования грамматики мною использовались учебники Верджинии Эванс «Round Up 1 — 2″ изд «Лонгман» 1992г.

7 класс

100 % учащихся обеспечены учебниками двух изданий: «English 7″ / изд «Атамура» Алматы / 2012г и «English 7″ / изд «Атамура» Алматы / 2010г. В них имеется некоторое количество редакций текстов и упражнений, но в целом они оба допустимы к использованию. Учебник исполняет программу на 56%. Для изучения оставшихся 44% лексики я использовала ресурсы интернета, творческие и разноуровневые задания. А также по грамматике английского языка за 7 класс разработан комплект мемокарт.

Свежие документы:  Информационная карта инновационного опыта участника ПНПО

9 класс

100% учащихся были обеспечены учебниками «English 9″ / изд «Мектеп» Алматы / 2009г а также редакции 2007 и 2001 годов. Все из учебников имеют необходимые для выполнения типовой учебной программы лексические темы, а также грамматический материал. Данный учебник на 87% соответствует программе. Оставшиеся 13% лексических тем имеют творческий характер исполнения (презентации, проекты, рефераты и флипчарты). В качестве дополнительного источника практических упражнений я использовала книгу Голицинского Ю.Б. « Грамматика английского языка. Сборник упражнений» изд КАРО 2011г.

10 класс

100% учащихся были обеспечены учебниками «English 10″ / изд «Мектеп» Алматы / 2006г. Учебник на 80% соответствует Программе. Оставшиеся 20% творческие задания. Учащимися подготовлен большой проект «История Канады» и выпущена тематическая стенгазета рубрики которой были определены сразу и заполнялись в течение 8 уроков. Таким образом дополнительное методическое обеспечение урока подготовлено самими учащимися.

11 класс

Все 100% учащихся обеспечены учебниками «English 11″ / изд «Мектеп» Алматы / 2007г, который на 100% соответствует Программе. Дополнительное методическое обеспечение: К.Смакова, Е.Ким «Английский язык ЕНТ», ШЫН Кiтап, 2011г.

3. Система педагогической деятельности по повышению качества усвоения программного материала (эффекивные приемы, методы обучения, формы организации познавательной деятельности) в урочное и внеурочное время.

Для достижения наибольшей речевой активности учащихся на уроках я использую групповую форму работы, которая признается в казахстанской методике и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка. Я слукавлю если скажу, что каждый урок провожу в группах, ведь это весьма проблематично по некоторым параметрам и требует особой подготовки, но даже первые уроки продемонстрировали перспективы внедрения модуля «Новые подходы к обучению» и в частности групповой работы в практику преподавания английского языка.

Используя групповую работу на уроках я выработала для себя своеобразный алгоритм эффективности.

  • Практика моей работы показала, что задания не должны занимать много времени, иначе учащимся станет скучно или они устанут.

  • В группе должно быть не более 5 человек (я стараюсь следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).

  • Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава (а это очень эффективно) — я не тороплю их.

  • Работу в группах при этом стараюсь не затягивать. Определяю время для подготовки задания и четко его соблюдаю. (Придерживаюсь принципа, что лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупреждаю учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).

  • Не вмешиваюсь в работу после ее начала (хотя это и не легко), не прерываю учащихся в процессе общения и стараюсь обращать внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечаю для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.

  • Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения стараюсь проводить на английском языке.

  • Я принципиально выслушиваю мнения представителей из каждой группы.

  • Оцениваю работу учащихся различными способами: самооценка, взаимооценка и оценка мной, либо комментирую, при этом делаю акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.

  • Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке я исправляю ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка — это естественная составная часть процесса обучения.

Этот учебный год стал для меня годом проб и ошибок. Именно таким образом я стала внедрять критериальное оценивание. При этом я столкнулась с рядом трудностей — это неумение учеников составлять критерии; составление критериев совместно с учениками занимало много времени на уроке; работа по критериям не была понятной слабым ученикам и тд. Но в течение учебного года я успешно справилась с рядом трудностей во многом благодаря и тому, что уже 8 моих коллег стали внедрять критериальное оценивание в практику работы.

Если сравнить мою деятельность до трехуровневых курсов и после них, то безусловно можно заметить профессиональный и творческий рост. Да не побоюсь этого слова творческий! Стоит только сесть за написание среднесрочного и краткосрочного плана, как необычные идеи и нестандартные подходы посещают мысли. Особенность курсов, которую я открыла для себя, это прогнозирование результатов и возможных осложнений. Да, это с трудом давалось мне в начале моей практики внедрения, но результаты аналитической и прогностической деятельности превзошли все мои ожидания! На уровне школы существует творческое сообщество учителей, где ведется мониторинг деятельности каждого учителя, который стимулирует превосходить собственные результаты и достижения.

4. Анализ результативности в сравнении за 3 года.

В начале учебного года с 5 по 11 класс английскому языку обучалось 102 учащихся, в 1 классе 10 учащихся и в КПП 12 воспитанников. К концу учебного года с 5 по 11 класс (выбыли Рымаренко О — слабая ученица, Кулиева Мария — средняя ученица; прибыла Ликовская С — слабая ученица), в 1 классе прибыл Мандров Д — слабый ученик, он же и выбыл в 4 четверти. Отсюда можно сделать вывод, что на средний процент качества знаний за год оказало влияние то, что выбыла хорошистка по английскому языку. Проследив картину успеваемости учащихся за 3 года, я сделала вывод, что потеряла 1 хорошиста по объективным причинам. К старшим классам ежегодно качество успеваемости идет на спад в связи с тем, что объем материала увеличивается, а контроль со стороны родителей ослабевает.

Таблица №2

Качество знаний учащихся за 3 года

2011/2012

2012/2013

2013/2014

класс

итог года

класс

итог года

класс

итог года

5

64,3%

5

44%

5

41%

6

75%

6

60%

6

42%

7

54%

7

56%

7

53%

8

50%

8

36%

8

41%

9

38%

9

50%

9

50%

10

63%

10

100%

10

87%

11

40%

11

100%

11

100

средний

55,3%

средний

63,7%

средний

59%



Анализ контрольных работ показал что у Жученко Дмитрия и Смагина Романа слабо развиты навыки письма. Для их развития эти учащиеся писали в течение года в тетрадях в косую линию и выполняли специальные упражнения. Почерк Романа удалось скорректировать, а с Дмитрием я планирую продолжить работу в следующем учебном году.

При выполнении контрольных работ учащиеся допускают типичные ошибки:

  1. Наибольшее количество ошибок было сделано в заданиях (словообразование) – там было набрано от 2-х до 5-ти баллов из 6-ти возможных. Самыми сложными пунктами были: существительное variety /суффикс –ty/ и прилагательное unforgettable /одновременно использованы отрицательная приставка un— и суффикс –able/.

  2. Недостаточно сформированы лексико-грамматические навыки. Затруднения вызвали следующие темы: видовременные формы глаголов, предлоги, словообразование. Ученики испытывали трудности в установлении смысловых соответствий текста, употреблении синонимичных слов.

  3. Ошибочное использование словообразовательных суффиксов в заданиях повышенной трудности.

Пути исправления допущенных ошибок:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сложных случаях образования слов, например, одновременно приставочно-суффиксальным; а также повторить все возможные суффиксы и приставки разных частей речи;

  • продолжить с учащимися практику всевозможных видов контроля навыка чтения (соотнесение абзаца и заголовка, подбор пропущенных фраз в пробелы, выбор из множества вариантов ответа) и лексики (множественный выбор слова из нескольких вариантов предложенных).

  • индивидуальная работа с учащимися, не справившимися с контрольными работами

Использование различных видов деятельности (аудирование, говорение чтение и письмо) не вызывали сложностей у детей, т.к они уже готовы к таким различным видам работы. Я попыталась ввести немного новизны в занятия и придумывала разные задания, ориентированные на групповую, индивидуальную и проектную деятельность.

План коррекционной работы: учесть характер допущенных ошибок; организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях путем назначения дополнительных занятий; повторный контроль лексики по слабоусвоенным темам; применять методы активизации употребления лексики в речи учащихся; тренировать составление разделительных вопросов; усилить контроль оценивания домашнего задания; использовать различные методы обучения с целью повышения учебной мотивации учащихся.

Трое учащихся (Дмитриева Диана, Феданова Дарья и Харченко Анатолий) приняли участие в международной олимпиаде «Кенгуру — Лингвист». Штальман Андрей и Евтюшкина Эльвира стали победителями школьного тура предметных олимпиад и заняли 3 и 2 места соответственно в районном туре. Эти же учащиеся приняли участие в республиканской дистанционной олимпиаде по английскому языку, где Эльвира прошла на второй тур и стала обладательницей лучшего результата области (сертификаты). Евтюшкина Эльвира заняла 1 место в научно практической конференции «Первые шаги в науку» с проектом «From our window«.

5. Анализ результативности кружковой работы по английскому языку

Во внеурочное время мною организован «English Club«, который проходит регулярно по средам в 1500. Таким образом посещать его могут только учащиеся первой смены, хотя учащиеся 2 смены гораздо более мотивированны. Эту проблему постараюсь решить в следующем учебном году через детальный подход ко времени организации занятий. Итак, работа английского клуба ведется в двух направлениях: развитие аудирования и говорения в зависимости от того, кто из волонтеров приезжает. Используются задания подготовленные международной организацией British Council. Диапазон заданий очень широкий и разноуровневый для каждой темы, что позволяет учащимся с 7 по 11 класс заниматься в одной группе. Обратную связь мы ведем через блоги созданные на платформе KidBlog.org, таким образом у учащихся повышается интерес к английскому языку, а я вместе с волонтерами могу корректировать лексические и грамматические ошибки. В своих блогах ребята рассказывают всему миру о событиях своей повседневной жизни, таким образом формируется ещё и навык письма.

Схема №1

Система работы English Club

English club

Говорение

Аудирование

Джессика Франкел

Уильям Крик

Брюс Крик

Либби Крик

learnenglishteens.britishcouncil.org

kidblog.org/MsHuraskinasClass/

УЧАЩИЕСЯ


Результаты работы клуба:

  • Учащиеся научились применять компенсаторные техники общения

  • Познакомились с культурой и бытом Австралии

  • Научились из вопросов делать ответ и наоборот

  • Расширили способности к говорению, аудированию, чтению и письму

  • Научились создавать собственные блоги и этике их ведения и комментирования.

Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим у меня открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности, совершенствования методических приемов. В процессе подготовки и проведения занятий я проверяю правильность своих предположений, эффективность форм, методов и приемов, практическую и воспитательную значимость подготовленных мною материалов, их влияние на формирование личности школьника.

6. Факторы снижающие качество английского языка

  • низкая мотивация

  • невыполнение д/з

  • разрозненность программы и учебников

Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие секреты, как бороться со скукой на уроке. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника.

7. Выводы и предложения

Правильно организовать труд учащихся при изучении иностранного языка, научить их преодолевать трудности, испытывая при этом чувство удовлетворения – одна из важных задач учителя иностранного языка. И мне удастся это сделать, если в основе деятельности учащихся будет лежать интерес. Поскольку практика показывает, что те задачи, которые перед нами ставит жизнь, — всестороннее развитие личности, связь обучения с жизнью, современностью вооружение учащихся прочными систематическими знаниями, развитие творческих сил и способностей учащихся, — можно успешно решить при теснейшей связи урока с внеклассной работой, которая должна проводиться систематически  и целенаправленно.

Овчинникова Галина Сергеевна

Свежие документы:  Рабочая программа повышенного уровня по английскому языку для 7 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: