Муниципальное общеобразовательное учреждение
Информационно-технологический лицей № 24
Авторская программа элективного курса по английскому языку для 7-11 классов
«Изучение идиом английского языка на основе сказок»
подготовила
учитель английского языка
Иванова Наталья Викторовна
г. Нерюнгри
2014
Пояснительная записка
Главное назначение иностранного языка заключается в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межкультурное и межличностное общение с носителями языка. Существующие изменения в современных общественных отношениях требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся. При общении так же важно знать идиоматические выражения, своего рода разговорные метафоры, и они требуют основательных знаний и опыта для того, чтобы быть использованными в определенной культурной среде. Поэтому, идиоматические единицы рассматриваются как составная часть культуры, а не как часть языка.
Английский язык очень богат идиоматическими выражениями, которые постоянно встречаются в каждодневном общении, в газетах, в передачах радио и телевидения, фильмах и художественной литературе. Английская идиоматика, весьма многообразная, достаточно сложна для изучающих английский язык. Идиоматические выражения часто приводят в замешательство тех, кто недостаточно близко с ними знаком; школьники, осваивающие новый для них язык, должны изучать идиоматические выражения на одном уровне с другими лексическими единицами.
Использование сказочных произведений на уроках иностранного языка дает возможность школьнику активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи, развивают способности. Сказка является источником формирования лексических навыков речи, развитием творческих способностей детей.
С помощью сказки легче сосредоточить внимание детей, привлечь их к активной работе. Посредством волшебных рассказов развивается интерес к иностранному языку и происходит первое соприкосновение с языковым миром страны изучаемого языка, а процесс повторения лексики и грамматических конструкций становится увлекательным для учащихся.
Необходимость данного курса обусловлена тем, что в существующих учебниках английского языка этому аспекту уделяется недостаточное внимание. Поэтому предложенная программа может стать неотъемлемой частью при изучении идиоматических выражений. Кроме того, актуальность данной программы заключается в том, что идиоматические выражения все чаще встречаются в олимпиадных заданиях, экзаменах по английскому языку, поэтому данный курс необходим для подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы и к ЕГЭ.
Так как практическое владение иностранным языком необходимо во всех сферах профессиональной деятельности, предлагаемый элективный курс универсален и может быть рекомендован учащимся 7-11 классов.
Цель данного курса – формирование высокого уровня мотивации у школьников к изучению идиом английского языка посредством сказочных произведений и совершенствование умений и навыков их употребления в устной речи в типичных для англоязычной культуры ситуациях.
Задачи курса:
Развивающие:
развитие речевых способностей;
развитие личностной активности и творческого мышления;
обучение приемам познавательной деятельности;
развитие мыслительных операций (способность к догадке, самостоятельно обобщать, уметь анализировать, сравнивать и т. д.)
Учебные:
овладение идиоматическими выражениями;
совершенствование диалогической и монологической форм речи;
повторение и систематизация лексических и грамматических средств, усвоенных ранее;
обучение решению коммуникативных задач, необходимых для ведения диалогов следующих типов;
формирование лексических навыков чтения, говорения.
Воспитательные:
воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре англоязычных стран;
формирование терпимого отношения и уважения мнения другого человека;
формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе;
формирование сознательного отношения к этическим нормам поведения.
Данная программа элективного курса предназначена для электронного пособия «Идиоматические выражения как средство обогащения словарного запаса обучающихся на основе сказок» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 19343, выдано ИНИПИ РАО ОФЭРНиО от 01.07.13г.) для 7-11 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Программа курса состоит из пояснительной записки, учебно-тематического планирования, методических рекомендаций, основной и дополнительной литературы. Элективный курс по изучению идиом в английском языке на основе сказок рассчитан на 42 часа.
Курс основывается на принципах осмысления и систематизации полученных знаний. Теоретические знания закрепляются на практике в лексических и грамматических упражнениях в области говорения, чтения, письма, которым отводится существенная часть времени курса. Практическая направленность занятий позволяет обеспечить коммуникативную подготовку учащихся к грамотному и эффективному владению идиоматическими выражениями в английском языке.
Данная программа должна иметь техническое обеспечение. Техническое обеспечение предполагает наличие оборудованного кабинета ПК, нетбуков, проектора, интерактивной доски.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся по окончанию элективного курса должны овладеть следующими языковыми компетенциями:
1. учебно-познавательной:
умения организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения результата);
умения пользоваться приемами мыслительной деятельности, как группировка, сравнение;
разыгрывать воображаемые ситуации, роли, пользуясь приемами образного мышления;
выражать свои мысли при помощи изучаемой лексики и грамматических конструкций;
умения воспринимать и использовать мультимедийный ресурс для практической деятельности;
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде и повседневной жизни.
2. речевой:
развития коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;
умения использовать изученные лексические единицы в монологической и диалогической речи;
3. языковой:
овладение новыми языковыми средствами (орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами: увеличение объёма используемых лексических единиц, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
применять правила чтения и орфографии на основе изученного лексического материала;
развивать познавательные интересы в процессе приобретения знаний по иностранному языку с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
овладевать умениями применять полученные знания в целях коммуникации.
4. коммуникативной:
преодоление психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения:
ознакомление с детским зарубежным фольклором (сказками) и более глубокое осознание некоторых особенностей родного языка.
5. компенсаторной:
развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
6. социокультурной:
познакомиться с образцами национального фольклора (сказками) на английском языке;
воспитывать у учащихся уважение к языку и культуре в духе толерантности;
Кроме того, учащиеся должны быть способны решать жизненно-практические задачи и самостоятельно использовать знания в повседневной жизни.
В результате освоения элективного курса по английскому языку должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения элективного курса:
уважительное отношение к культуре других народов мира;
понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность потребностей в общении с представителями других языков и культур, к самостоятельной практической деятельности;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень:
сформированности способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебной творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов учебной деятельности: выполнение упражнений по прочитанному, создание и защита проектов;
понимание и оценка своей деятельности и применение своих умений, знаний и представлений в процессе выполнения разных видов работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и оценивать материал и виды деятельности;
умение обсуждать и анализировать тексты и упражнения к ним, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
способность использовать в общении изученные идиоматические выражения;
овладение навыками общения, умение рассуждать на заданную тему;
По окончанию данной программы учащиеся должны:
Овладеть навыками и умениями употребления идиоматических выражений в устной и письменной речи в рамках предложенной коммуникативной задачи.
Знать:
— основные идиомы нормативного речевого употребления;
— основные значения изученных лексических единиц; основные способы словообразования, активный запас фраз клише, грамматические правила;
— роль владения иностранными языками в современном мире, особенности культуры стран изучаемого языка.
Уметь:
— понимать основное содержание текстов с опорой и без опоры на зрительную наглядность;
— находить ключевые слова при работе с текстом, систематизировать их на основе языковой догадки;
— читать текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
— пользоваться толковыми словарями идиоматических выражений;
— использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
II. Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Формы работы | Контроль | |||
всего | лекц. | практ | ||||
l | Введение. Знакомство с понятием идиома. | 1 | 1 |
| мини-лекция |
|
2 | Сказка “Cinderella “
| 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, работа в парах | тест |
3 | Сказка “Three little pigs” | 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, индивидуальная работа | тест |
4 | Сказка “Sleeping Beauty” | 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, фронтальная работа | тест |
5 | Сказка “Little red riding hood” | 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, работа в группах | тест |
6 | Сказка “Pinocchio” | 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, индивидуальная парная работа | тест |
7 | Сказка “The Princess and the Pea”
| 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, фронтальная работа | тест |
8 | Сказка “Beauty and the Beast” | 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, индивидуальная парная работа | тест |
9 | Сказка “Thumbelina” | 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, групповая работа | тест |
10 | Сказка “Little Mermaid” | 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, индивидуальная парная работа | тест |
11 | Сказка “Rapunzel” | 4 | 1 | 3 | лекция-практикум упражнения на лексику и грамматику, работа в группах | тест |
12 | Зачетный урок
| 1 |
| 1 | фронтальная, индивидуальная, парная работа | тест |
| Всего | 42 | 11 | 31 |
|
|
III. Содержание программы
Введение. Знакомство с понятием идиома. (1 ч.)
Идиоматические выражения: границы понятий и типология. Современная классификация идиом. Использование идиоматических выражений в речи, возможные ошибки.
Сказка “Cinderella” (4 ч.)
Введение и отработка 38 идиоматических выражений. Составление вопросов по теме. Решение кроссворда, ребусов. Практикум диалогической речи. Выполнение теста по теме.
Сказка “Three little pigs” (4 ч.)
Введение и отработка 36 идиоматических выражений. Упражнения на понимание прочитанного. Решение кроссворда, ребусов. Практикум монологической речи. Выполнение теста по теме.
Сказка “Sleeping Beauty” (4 ч.)
Введение и отработка 37 идиоматических выражений. Выполнение практических ситуационных заданий на лексику и грамматику. Решение кроссворда, ребусов. Выполнение теста по теме.
Сказка “Little red riding hood” (4 ч.)
Введение и отработка 42 идиоматических выражений. Упражнения на понимание прочитанного. Решение кроссворда, ребусов. Практикум диалогической речи. Выполнение теста по теме.
Сказка “Pinocchio” (4 ч.)
Введение и отработка 43 идиоматических выражений. Упражнения и задания на подстановку, заполнения пропусков, восстановление последовательности. Решение кроссворда, ребусов. Практикум: тренировка учащихся монологической речи. Выполнение теста по теме.
Сказка “The Princess and the Pea” (4 ч.)
Введение и отработка 38 идиоматических выражений. Выполнение практических ситуационных заданий на лексику и грамматику. Решение кроссворда, ребусов. Выполнение теста по теме.
Сказка “Beauty and the Beast” (4 ч.)
Введение и отработка 42 идиоматических выражений. Упражнения на понимание прочитанного. Решение кроссворда, ребусов. Практикум монологической речи. Выполнение теста по теме.
Сказка “Thumbelina” (4 ч.)
Введение и отработка 39 идиоматических выражений. Упражнения и задания на подстановку, заполнения пропусков, восстановление последовательности. Решение кроссворда, ребусов. Составление диалогов по образцу. Выполнение теста по теме.
Сказка “Little Mermaid” (4 ч.)
Введение и отработка 37 идиоматических выражений. Упражнения на понимание прочитанного. Решение кроссворда, ребусов. Практикум диалогической речи. Выполнение теста по теме.
Сказка “Rapunzel” (4 ч.)
Введение и отработка 38 идиоматических выражений. Упражнения и задания на подстановку, заполнения пропусков, восстановление последовательности. Решение кроссворда, ребусов. Выполнение теста по теме.
Зачетный урок (1 ч.)
Контроль навыков диалогической речи. Выполнение итогового теста.
lV. Методические рекомендации
Данный курс состоит из 10 тем — сказок. На прохождение 1 темы отводится 4 часа.
Каждый раздел включает в себя устное и письменное овладение идиоматическими выражениями, а также формирование умения их использования в различных речевых ситуациях.
Для реализации практической цели обучения формам и методам работы со сказкой разработана система упражнений, подготовлен ряд вопросов и ситуаций, кроссвордов и ребусов на основе содержания сказки. Тексты сказок предварительно были сокращены и простые слова и фразы максимально заменены идиомами. Общее количество 390 идиом.
Таким образом, теоретические сведения, представление по каждой теме подкрепляются практическими занятиями в форме речевых упражнений, ролевых игр, а также моделированием речевых ситуаций.
Реализация курса по предложенному плану позволит повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся, сформировать коммуникативную компетентность учащихся в использовании лексического и грамматического материала в рамках предложенных тем, будет способствовать повышению уровня учебной мотивации.
Данный курс может быть модифицирован в соответствии с интересами и уровнем знаний учащихся. При необходимости темы могут быть сокращены, добавлены, что не скажется на достижении основных результатов курса.
Процесс обучения элективному курсу предусматривает использование ТСО и электронного пособия.
Список использованной литературы
Burk D. Slangman guide to street speak. – Slangman Publishing, 2010.
Cowie A.P, Mackin R.,. MacCaig I.R. Oxford dictionary of English idioms. – Oxford University Press, 2009.
Makkai A., Boatner M.T., Gates J.E. A dictionary of American idioms — Barron’s Educational Series, 2000.
Muller V.K. Modern English – Russian Dictionary – М.: Диалог, 1999.
Бим И.Л., Вайсбург М.Л., Грачева Н.П. и д.р. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Иностранные языки в школе 2003. № .6.
Егорова O.A. Традиционные формулы как явление народной культуры (на материале русской и английской сказки); диссертация … кандидата культурол. наук — М., 2002.
Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов. // Иностранные языки в школе. 2004. № 4,5
Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Эксмо-пресс, 2005.
Соломоник Т.Г. Другими словами. Словарь английских идиом. – Спб.: Алга-Фонд, 1994.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1996.
Использованные Интернет-ресурсы