Филиппова Алла Борисовна
Учитель английского языка
МАОУ СОШ 147 г. Челябинска
Использование джазовых чантов в преподавании английского языка
Английский язык является, на мой взгляд, одним из самых легких мировых языков. Не просто же так 1,5 миллиарда людей в мире говорят на нем, а еще миллиард его изучает.
В последнее время появилось много новых и оригинальных способов изучения английского языка, среди них — изучение языка с помощью джазовых чантов. Так на чем же основана работа этого метода?
Джазовый чант – это рифмованный текст под джазовые композиции. Некоторым преподавателям чанты могут напомнить пионерские речевки или речитативы. Данный вид обучения был придуман очень талантливым американским педагогом, композитором и джазовой певицей Каролин Грэхем (Carolyne Graham) в 1960 году. А с 1978 Кэролин начала успешную публикацию своих неординарных трудов.
Джазовые чанты являются мощным дидактическим инструментом в преподавании иностранного языка. Не удивительно, что идея использовать джаз в обучении привлекает все большее внимание как исследователей, так и учителей иностранного языка. Здесь изначально заложены механизмы, способствующие запоминанию. В них содержатся популярные речевые обороты, фразы повседневного обихода, фразеологизмы и идиомы, различные грамматические конструкции и прочие компоненты языка.
Одни из наиболее очевидных причин включения чантов в процесс обучения иностранному языку:
— быстрое запоминание и усвоение новой лексики;
— закрепление навыков произношения;
— усвоение языковых моделей путем их многократного повторения и создание мотивации через эмоциональную сопричастность.
— совершенствование слуховых навыков и умений, которые оказывают влияние на наше поведение и эмоции и положительно воздействуют на нашу мотивацию.
-“Jazz chanting is a rhythmic presentation of natural language, linking the rhythms of spoken American English to the rhythms of traditional American jazz” (Graham, 1998, p. 3).
К тому же: все любят музыку! Использование в данном случае джазовых мелодий в аудитории — это один из способов сделать урок разнообразным, а также преподавать грамматику и расширять лексический запас очень занимательным и ненавязчивым способом.
Например, джазовый чант «Big books, small books»
Big books, small books,
Old books, new books.
Books on the bookshelf.
Books on the floor.
Books on the table
Next to the door.
Books in the kitchen.
Books in the hall.
Books in the bedroom,
Big and small.
Его можно использовать во время фонетической зарядки, при повторении множественного числа существительных, предлогов, прилагательных и лексики на тему «дом».
При обучении иностранному языку чанты выполняют следующие функции:
развивающая (развиваются эстетические, творческие способности, музыкальный слух).
образовательная (формируется социально-культурная компетенция учащегося, т.к. во многих чантах отражается культура и повседневная жизнь страны изучаемого языка).
обучающая (совершенствуется произношение, усваивается лексика, расширяется активный и пассивный словарь ученика, идентифицируются и активизируются грамматические конструкции).
развития речевых навыков и умений;
совершенствования навыка чтения.
Чанты можно использовать на различных стадиях урока
В начале урока – для
создания эмоционального настроя;
фонетической зарядки;
В середине урока – для
аудирования;
эмоциональной паузы;
идентификации грамматических форм;
закрепления лексического и грамматического материала;
В конце урока – для релаксации.
Для успешной работы с чантом необходимо иметь:
-качественную аудиозапись и магнитофон
-проэктор и подготовленную презентацию
-текст как зрительную опору
-отдельные флешкарты, либо написанные слова на доске
— можно применить и различные музыкальные инструменты (из практики деревянные ложки отлично подходят для этого)
Примерная последовательность работы с джазовым чантом:
1) предварительная беседа, связанная с содержанием чанта, Установка на первое восприятие;
2) первое прослушивание — знакомство с ритмом, темпом джазового чанта;
3) предъявление печатного текста, обращая внимание на скорость произношения, интонацию, а также произношение трудных слов или же новых грамматических структур, проверка понимания содержания чанта (отработка каждой строчки чанта и перевод под руководством учителя).
4) отработка чанта, используя хлопки, музыкальные инструменты и т.д.).
5) прослушивание чанта еще раз, во время чего ученики хором читают или поют вместе с записью;
6) выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к чанту;
7) деление класса на 2, 3 и более группы ( в зависимости от чанта), либо на пары для успешного воспроизведения чанта
На последующих нескольких уроках достаточно повторять данный чант один-два раза, чтобы новый материал, который встретился при работе с ним, запомнился прочно и нужные речевые навыки сформировались в достаточной степени.
В дальнейшем джазовый чант может быть использован как эффективное средство закрепления и повторения нового грамматического материала.
Джазовый чант можно применять на различных этапах овладения видами речевой деятельности:
а) рецептивные упражнения:
поиск определенных лексических единиц при прослушивании;
идентификация грамматических форм в потоке речи;
б) реконструктивные упражнения:
восстановление текста чанта;
лексическое восстановление слов по теме;
орфографическое восстановление;
грамматическая реконструкция глагольных форм;
в) творческие упражнения:
воспроизведение чанта
инсценировка чанта
составление своих собственных чантов
Формы работы на уроке могут быть различными:
При обучении фонетике
хоровое чтение или пение во время фонетической зарядки, обращая внимание на звуки, интонацию, темп речи;
При обучении лексике, грамматике
индивидуальная форма работы: заполнение пропусков, используя частично-поисковый метод с подстановкой слов, форм артикля, глаголов;
При обучении говорению
фронтальная;
индивидуальная;
парная;
групповая
Я бы хотела поделиться упражнениями и приемами, которые я также использую при работе с чантами:
— “Line—by—line mingle” — построчное составление чанта. нужно сделать копию слов чанта и разрезать его по строчкам. Каждый ученик получает одну строчку и учитель дает детям задание поставить их в правильном по их мнению порядке, чтобы получился текст. После того, как дети составят свой «правильный или нет» вариант, учитель включает джазовый чант и учащиеся, слушая оригинал , либо перестраиваются либо остаются на своих местах. Когда все строчки встают на свои места, дети читают чант вслух. –
-“Picture gaps”- замена слов картинками. Учитель распечатывает слова чанта например, «Shoes and socks”, заменяя нужную лексику картинками. Преподаватель включает чант еще раз и просит детей воспроизвести его.
—“Singogloss” – необходимо выбрать такой чант, в котором есть некая последовательность событий, своего рода история. Далее нужны копии текста для каждого ученика. Учитель дает послушать чант один раз и задает вопросы на понимание. Далее учитель включает запись еще раз, останавливая ее на необходимых моментах и ребятам нужно выписать ключевые по их мнению слова. Затем включается чант еще раз. Ученики в парах сопоставляют слова и составляют текст (историю), основанный на записях. В конце идет обсуждение получившихся чантов с оригиналом, а также чтение.
—“Split chant” или разделенный чант. Отлично подойдет для выполнения в парах. Нужно сделать копии 2-х вариантов. В первом пропускаются, допустим, четные строчки, а во втором — нечетные. Чант включают с паузами и в это время учащиеся заполняют пропущенные строчки своей копии. Затем идет сравнение вариантов учащихся с самим чантом.
Таким образом, чтобы повысить интерес школьников к иноязычной культуре, создать благожелательную обстановку и сделать обучение английскому языку творческим, познавательным процессом, учитель может смело использовать данный метод джазовых чантов на своих уроках.
Список использованной литературы:
1. Carolyn Graham “Jazz Chants For Children”, Oxford University Press.
2. Carolyn Graham “Small Talk More Jazz Chats”, Oxford University Press.
3. Carolyn Graham “Grammar chants More Jazz Chats”, Oxford University Press.
4. Carolyn Graham “Jazz Chats. Fair Tales”, Oxford University Press.
5. https://www.nystesol.org/pub/idiom_archive/idiom_fall2003.html
6. Jon Chandler, Mark Stone “The Resourceful English Teacher”
7. www.ELTNews.com “Music in the English classroom”