Конспект урока на тему «Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку»

5


Макарова Людмила Александровна,

Учитель английского языка МАОУ СОШ № 25 города Томска,

Высшая категория.

Формирование и развитие универсальных учебных действий

при обучении иностранному языку.

Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования.

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что объясняется спецификой предмета.

Овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна — две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.

Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.

Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение.

В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в нашей школе, при обучении иностранному языку и с какими трудностями мы сталкиваемся в ходе работы.

Последовательность, способы формирования и проверки универсальных действий отражаются в различных учебных заданиях, используемых учителями на уроке. Рассмотрим некоторые задания и формы работы, которые я использую на уроках для формирования различных видов УУД.

1)Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».

2) Написание сочинения  и его корректировка.

3) Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).

4) Действия по предложенному плану (правилу).

5) Контрольные задания, в том числе тестового характера.

Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность. Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, поездки в зарубежные страны), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.`

Свежие документы:  Урок по английскому языку "Развитие навыка и умения работать с ЛЕ по теме «MY FAMILY».Совершенствование умений работы со структурой I have got. She has got. Have you got"

В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются. При проверке сформированности диалогических навыков, это бросается в глаза еще резче. Задав вопрос и не получив ответа (или получив не тот ответ), человек теряется, не знает что делать дальше, иногда пытается подсказать (навязать) собеседнику реплики на родном или иностранном языке. Ведь нельзя себе представить подобное в реальной ситуации общения, когда человек не получив ответа на свой вопрос толкает в бок своего собеседника и шепчет ему: «Ну, отвечай!». А на уроках иностранного языка такая ситуация типична.

Одним из решений этих трудностей является развитие навыков говорения посредством использования таких универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.

Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, — вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия.

В своей работе я часто использую дискуссию как практическое занятие, моделирующее различные аспекты речевой деятельности обучаемых, обеспечивающее использование имеющихся у них знаний, совершенствование их иноязычной речи.

В ходе дискуссии ученики говорят подавляющую часть времени. Я стараюсь лишь направлять  и моделировать  формы речевого взаимодействия.

Вместе с тем, при организации дискуссии я столкнулась с рядом трудностей. Ученики стесняются говорить на иностранном языке, имея слабые навыки разговорной речи, недостаточный словарный запас. Иногда учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке. Часто стремление победить в споре приводит к нетерпимости к другим мнениям и взглядам, чрезмерной эмоциональности.

При ведении дискуссий очень важно выработать правила.

Я придерживаюсь следующих правил:

1.   Не допускать выпадов против личности.

2.   Дать высказаться всем желающим.

3.   Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.

Свежие документы:  Контрольная работа по английскому языку в 6 классе

4.   Не повторяться, продвигать дискуссию вперед, через выдвижение новых идей, сообщение новой информации, постановку вопросов.

5. Не прерывать и не поправлять говорящего. Обсуждение речевых ошибок выносить на отдельное обсуждение.

Не менее эффективным методом, используемом мной, при развитии навыков говорения является ролевая игра.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.

Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному.Определенную трудность ролевая игра вызывает у неуверенных в себе учеников. Для их вовлечения в игру, я использую “разогревающие” упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:

— представьте, что вы идете по льду;

— покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжёлый стул;

— покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щётки.

— покажите, что вы чувствуете, когда вы видите маленького котенка, бегущего к вам;

— вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего  дневника.

После “разогревающих” упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

Например:

— Закончи диалог и разыграй его;

— Представь, что ты учитель. Расспроси своих одноклассников, используя  следующие вопросы…;

Разгадай кроссворд;

— Нарисуй картинку и составь ее описание;

— Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение;

— Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками, попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей;

— Придумайте загадку для своих друзей;

— Нарисуй картинку к прочитанному тексту.

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться». На своих уроках я часто использую игру «Восстановление рассказа». Целью данной игры  является формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков    и    умений.     В    ходе   игры  каждый  участник  получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.

Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по теме "Поэзия Роберта Бернса"

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности.

Исходя из собственного  опыта  работы, пришла к выводу, что:

— в процессе обучения   иностранному языку, особенно  на начальном этапе обучения,  необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся;

—  использовать   игры  в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. Учащиеся,  играя,  развиваются и обучаются.  Но  при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит, например, при инсценировке сказок, при диалогической речи, составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.

  — Необходимо научить   прогнозировать свои результаты. Учащиеся могут использовать самоконтроль (Activity Books, Work Books) для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.



Проектная деятельность как форма сотрудничества учителя и учащихся.

Одной из ведущих по востребованности технологий, используемых в формировании коммуникативных УУД на уроках иностранного языка, является  проектно — исследовательская деятельность.

Задача учителя  —  активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Проектно-исследовательская деятельность, организованная учителем в урочной и внеурочной деятельности, расширяет возможности проявить творческую активность каждому ученику. Позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор. Постановка и решение проблем осуществляется в проектной деятельности. Участвуя в разработке проекта, ученик получает реальный продукт   своего труда – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или презентация.

В то же время проектная методика позволяет вести индивидуальную работу именно над той темой, которая вызывает наибольший интерес участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнить очередное упражнение) или почитать другую литературу.  Чаще всего, конечно, ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, выбирая  для себя самое важное и занимательное.

Список литературы 
1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010. 
2. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева. УМК “Enjoy English” для 2-4 классов. «Титул», 2012. 
3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30. 
4. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39. 
5. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010.№7.- с.209-216.Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера. 
6. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001. 
7. Сысоев П.В., Сафонова В.В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005, №2.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: