Конспект урока на тему «Формирование разных способов учебного сотрудничества на уроках английского языка»

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования


Кафедра филологического образования










Выпускная работа


по теме «Формирование разных способов учебного сотрудничества на уроках английского языка»






Работу выполнила:

Самигулина Юлия Николаевна,

слушатель курсов группы ИНО-1,

учитель английского языка

МБОУ СОШ № 17

г. Ульяновска












Ульяновск

2014

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования разных способов учебного сотрудничества на уроках английского языка

1.1 Понятие учебного сотрудничества

1.2 Виды учебного сотрудничества

1.3 Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка

Глава 2. Практическая часть

2.1Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого

2.2 Обучение учебному сотрудничеству

Заключение

Литература




















Введение


Общественно-политические, экономические и социокультурные преобразования, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к необходимости обновления системы образования, повлекли существенные изменения во всех звеньях педагогической теории и практики. В 90-х гг. XX в. наметилась смена парадигмы образования в целом и в специальной (коррекционной) школе, в частности, в связи с принятием таких основополагающих документов, как «Конвенция о правах ребёнка» (1989); «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995); Закона РФ об образовании (1996). Эти документы по сути изменили концепцию отечественного специального образования, придав ефй гуманистический характер, сделав её вариативной, обозначив приоритет личностно-деятельностных, индивидуализированных технологий обучения, ориентированных на возможности детей, имеющих особые образовательные потребности.

В настоящее время школа традиционно направляет свои основные усилия на преподавание конкретного содержания учебных программ, в основном уделяя внимание предметно-ориентированным (содержательным) знаниям. Обучение различным подходам к преподаванию, сотрудническим стратегиям, включающим групповое обучение, происходит стихийно.

Анализ работ общей и специальной педагогики и психологии показал, что последние годы характеризуются усилением внимания к этой проблеме.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение проблемы обучения учебному сотрудничеству в процессе изучения иностранного языка.

В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть понятие учебного сотрудничества.

. Выявить виды учебного сотрудничества.

. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках английского языка



Глава 1. Теоретические основы формирования способов учебного сотрудничества на уроках английского языка


1.1 Понятие учебного сотрудничества

Педагогике сотрудничества посвящено значительное количество исследований российских ученых. В работах К.А. Абульхановой-Славской, М.Н. Берулава, А.Л. Журавлёва, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцова рассматривалась психологическая сущность учебного сотрудничества. Изучалась продуктивность различных форм совместной учебной деятельности (Л.А. Айдарова, А.К. Маркова, Р.С. Немов, В.П. Панюшкин, Г.А. Цукерман и др.).

Представляют интерес исследования, посвященные групповой (В.В. Рубцов, Х.И. Лийметс, И.М. Чередов и др.), коллективной (М.Д. Виноградова, Н.Б. Первин и др.) организационным формам обучения; монографические исследования обобщающего характера (В.К. Дьяченко, М.А. Молчанова, М.А. Уфимцева и др.).

В них исследуются пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с позиции теории общения и преимущества парной формы обучения.

Проблема учебного сотрудничества также широко изучается за рубежом в исследованиях по социальной психологии и педагогике (Л. Дойч, Д. Джонсон и Р. Джонсон, М. Монтейн и др.). В работах Б. Джексона, М. Либермана, Р. Селмана и др. представлены общие методические стратегии, в основе которых лежит учебное сотрудничество.

Анализ педагогической теории и практики позволяет нам сделать вывод о том, что сущность понятия «сотрудничество в учебном процессе» рассматривается с различных позиций. Можно выделить широкий спектр работ, посвященных сотрудничеству как совместной деятельности учителя и учащихся или учащихся друг с другом. Изучены различные аспекты сотрудничества на уроке, условия формирования личности учащихся в условиях совместной работы (В.А. Безрукова, Л.С. Савина, Г.К. Селевко, Ю.В. Сенько, С.А. Темина, Н.К. Тихомирова, Р.Х. Шакуров и др.).Следует отметить, что «учебное сотрудничество» — не единственный термин, используемый исследователями для обозначения данной формы учебной работы (И.П. Негуре, В.П. Панюшкин, Н.Э. Фокина, Г.А. Цукерман). Также используются следующие наименования: «совместная учебная деятельность» (В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Т.А. Матис), «групповая работа» (Х.Й. Лийметс, И.В. Первин), «совместно-распределённая деятельность» (А.Ю.6Коростелёв, В.В. Рубцов), «коллективно-распределённаядеятельность» (Л.И. Айдарова, В.К. Дьяченко).Нами, вслед за И. А. Зимней, отдаётся предпочтение термину «учебное сотрудничество», или «обучение в сотрудничестве» как наиболее ёмкому, деятельностно-ориентированному и общему по отношению к другим терминам, обозначающему многосторонние взаимодействия в учебной группе.

Организация учебного сотрудничества на уроках может помочь администрации и учителям школы повысить успеваемость и научить учащихся общаться и работать друг с другом учащихся разных национальностей, социального положения и разного пола. Учебное сотрудничество позволяет создать демократическое образовательное пространство. Взаимодействие школьников в любом возрасте расширяет их зону комфорта и помогает приобрести уверенность в общении. Чем больше школьники говорят друг с другом и знают друг о друге, тем терпимее они относятся друг к другу.

Учебное сотрудничество базируется на трех принципах:

·Одновременное взаимодействие: Чем больше школьники говорят друг с другом, тем больше они вовлечены в учебный процесс и лучше учатся.

·Позитивная взаимозависимость: Успех каждой команды и каждого члена команды не возможен без успеха и участия каждого.

· Личная ответственность: Принимая на себя ответственность за конкретную часть проекта — и получая за нее оценку — учащийся становится ответственным.

«Организация на уроке учебного сотрудничества расширяет зону комфорта школьников и вырабатывает навыки, необходимые для общения с другими людьми», — говорит Люсия Брукс , -«И школа является идеальным местом для обучения этим навыкам».

Но учебное сотрудничество само по себе не улучшает взаимоотношения в классе. Вам необходимо учить уважению и терпимости к окружающим напрямую.

Если позволить ученикам садиться с кем они хотят, то они окажутся среди своих близких друзей в рамках существующей зоны личного комфорта.

Одновременное взаимодействие.

В большинстве случаев во время урока 80% времени говорит учитель. Одновременное взаимодействие дает возможность говорить всем, значительно увеличивая продуктивность учебного времени для учащихся. Кроме непосредственного обучения предмету, например, родному или иностранному языку, учащиеся говорят друг с другом, снова и снова, что повышает их уверенность до того, как они будут отвечать перед целым классом. Можно поставить и более специфичную задачу — глядеть в глаза тому, с кем ты разговариваешь.

Работая в малой группе (четыре человека), учащиеся решают предложенную учителем проблему. Каждый из четырех должен знать ответ, поскольку им будет предложено перейти в другую группу, где только один из них будет знать ответ.

В любом случае надо дать возможность каждому проговорить с набольшим количеством людей.

Позитивная взаимозависимость.

Можно суммировать эту мысль в нескольких словах: «Ты нужен мене, я нужен тебе». Личный успех и успех группы не возможны друг без друга. В середине учебного года, когда учащиеся нового класса уже знают друг друга, можно сфокусировать внимание на создании командного духа. Учитель может сказать: «Есть вещи, которые вы не знаете о своем соседе». Далее, используя карточки в виде игры Бинго и работая в группах, дети задают друг другу вопросы: «Твое любимое блюдо?» или «Твоя любимая передача?». Как обычно, она должны следовать правилам — говорить полными предложениям и смотреть собеседнику в глаза.

Учитель должен поощрять выражение личного несогласия и учить делать это корректно и вежливо, постоянно обучая учащихся выражать и принимать критику без перехода на личности.

Можно предложить другую игру — «Кто я?». На спину прикалывается листок с именем какого-то известного персонажа. Работая в парах и задавая друг другу вопросы, учащиеся угадывают, кто они — Человек-паук, пасхальный кролик или президент Буш. И снова основной задачей является создание доброжелательной атмосферы.

Для сплочения команд можно использовать следующий прием. Предложите группам ответить на вопрос: «Если бы вы были супергероем, то кем и почему?» или «Если бы вы были автомобилем, то каким и почему?».

Ученики могут предложить и свой вариант, например, «Если бы вы были чем-то съедобным, то чем и почему?». Не исключены какие-то грубости учащихся по отношению друг другу, но еще раз говорит о жизненной важности взаимного общения школьников и построения доверительных и уважительных отношений между ними.

Личная ответственность.

Личная ответственность — еще один фундаментальный принцип учебного сотрудничества. Каждый ученик несет ответственность за его или ее достижения, свое участие и вовлеченность в проект. Примером может служить работа в группах по четыре человека, скажем, на уроке математики. Решая задачу, ученики выполняют действия по очереди на большом листе бумаги маркерами. На уроке родного или иностранного языка они читают вслух по одному предложению. При этом группа заинтересованно наблюдает за действиями партнера. И так шаг за шагом, действие за действием. Видя, что что-то идет не так, ученики вынуждены реагировать, предлагая свой вариант решения или исправляя ошибку. Делая это, они развивают уверенность в себе, что психологически значительно легче происходит в малой группе, а не перед целым классом. Учитель контролирует и при необходимости корректирует процесс, переходя от группы к группе.

Этот прием особенно эффективен для учеников, испытывающих затруднения при усвоении учебного материала. Во время урока такие ученики полностью вовлечены в учебный процесс, они учатся слушать, что говорят другие. При этом они чувствуют себя в более успешными и защищенными психологически.

Взаимно дополняя друг друга, личная ответственность и командный дух, являются ключевыми моментами учебного сотрудничества. Чтобы данный прием действительно работал, учитель должен применять данные стратегии на каждом уроке, весь учебный год. Ключ к успеху лежит в позитивном развитии межличностных отношений обучаемых


















1.2 Виды учебного сотрудничества

  Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.

Форма организации обучения — это конструкция отрезка процесса обучения, которая предполагает упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала (И.М.Чередов).

Традиционно выделяют фронтальные, индивидуальные и групповые формы организации учебной деятельности.

Фронтальная форма предполагает организацию деятельности учащихся всего класса над единым заданием при сотрудничестве детей друг с другом при непосредственным руководством учителя.

Индивидуальные формы организации учебной деятельности учащихся предполагают работу над единым или  различными заданиями вне контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е. это самостоятельная деятельность ученика.

Групповая форма организации учебной деятельности пред полагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2 — 6) человек при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Групповая форма обучения — это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной — все плюсы детской самостоятельности.

Групповая работа подразделяется на два вида: дифференциронную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания. При дифференцированной — разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всех учащихся темы. В то же время дифференцированная работа видоизменяет индивидуальную и фронтальную работу и способствует повышению их эффективности. Группы учащихся формируются учителем до урока, с учётом психологической совместимости. 

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Атмосфера и атмосферное давление"

Следует подбирать участников группы по следующим критериям:

  • уровень обученности учащихся;

  • учебные интересы;

  • темп работы;

  • личный опыт;

  • коммуникабельность;

  • умение выполнять соответствующие задания;

  • работоспособность;

  • эмоциональность;

  • вне учебные интересы.

Удачной будет та группа, где её члены будут дополнять друг друга. Не рекомендуется создавать постоянные группы. Группа способна трудиться успешно лишь при оптимальном распределении функций между её членами.

Современная групповая работа начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблемы и даёт задания группам.
Оценка за выполнение общего задания ставится одна на группу. Ответственность каждого ученика возрастает. Он ответственен перед членами своей группы и отчитывается индивидуально перед учителем.



Урок иностранного языка, будучи сложным актом общения, состоит из более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности, ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой фазе общения на конкретном этапе урока соответствуют определённые действия учителя и учеников.

Эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников. Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то нарушается взаимодействие между общующимися, что приводит к нарушениям деятельности учащихся.

Подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, т.к. свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации.








1.3 Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках английского языка


Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничестве вообще, следует иметь в виду наличие в трех тех основных факторов взаимодействия учителя и ученика, взаимодействие учеников друг с другом в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей. Идеология обучения в сотрудничества была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексический материал, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Урок иностранного языка для организации межличностного общения учеников друг с другом имеет преимущество перед другими ведущими предметами.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе — вот, что составляет суть данного подхода. Учитель может разнообразить творческим подходом применительно к своим ученикам, но при одном условии — четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве. Собрал и подробно изложил эти принципы в своей статье Е.С.Полат. Перечислим их:

* Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеется, состав группы можно менять от урока к уроку.

* Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).

* Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он скоро закомплексует.

* Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, ибо цель любого задания — не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.

В обычном случае на уроках иностранного языка сотрудничество детей проявляется в основном при обучении диалогической речи. И даже в этих ситуациях диалога на уроке можно наблюдать картину, когда, обращаясь к партнёру по диалогу, ученик смотрит на учителя и фактически реплики обращены к нему. Высказывая своё мнение о действиях одноклассника, ученики говорят: «Он сказал …» и почти никогда «Ты, Саша, сказал …». Эти явления имеют психологическое объяснение. К началу обучения иностранному языку дети вступают в возраст, при котором общение со сверстниками становится в6едущей деятельностью, определяющей основную направленность личности. Основные интересы детей этого возраста лежат в сфере общения со сверстниками.

Поэтому, начиная обучение иностранному языку, следует иметь в виду, что детей надо учить не только средствам и способам иностранного общения, но и культура общения.

При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников. На уроке иностранного языка учитель заинтересовывает учеников, вводит языковый материал, объясняет те или иные языковые явления, демонстрирует речевые образцы, инструктирует, задает вопросы, требует ответов, организует и руководит работой учеников. Эти взаимоотношения учеников и учителя начинаются с первых дней школьного обучения. Подавляющее преимущество фронтальной формы обучения, при которой основным отношением является «учитель-ученик», а совместная работа детей между собой встречается только в виде исключения, становится причиной того, что вместе с положительным опытом дети приобретают и «отрицательный». Некоторые из детей научаются тихо сидеть, но при этом не обращать внимание на действия других учеников, когда учитель не обращается к нему непосредственно, или ученик научается внимательно смотреть на учителя, но при этом молчать, не понимая вопроса. Он не скажет, что не понял вопроса и не попросит его повторить, т.к. он просто усвоил: «Если не можешь ответить, значит, не выучил урок и будет плохая оценка». Такие психологические отрицательные последствия поведения ученика требует от учителя иностранного языка специфического педагогического мастерства и практических умений организовать и поддержать своё общение с учениками.

Во взаимодействии учителя и ученик особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей.. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности).

Выделенные типы связаны между собой по степени сложности. Овладение каждой более простой формой сотрудничества является обязательным условием успешного овладения более сложной формой. Поэтому на уроках иностранного языка переходить к более сложным формам типов сотрудничества можно только тогда, когда обеспечено достаточно свободное владение всеми предыдущими способами взаимодействия.





Глава 2. Практическая часть


2.1. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого.

Развитие умения учиться – это необходимость, которая влияет на оптимизацию учебного процесса.

Well begun is half done – гласит английская пословица. Многое на занятии зависит от того, как преподаватель его начнёт. Не следует останавливаться на явно неприемлемых способах начала занятия («Проверим домашнее задание» или «Сегодня мы пройдём простое прошедшее время»). Это не всегда соответствует психологии сотрудничества

Стремясь создать атмосферу общения на занятии, преподаватель может начать его с непринуждённой беседы, подобно той, которую можно услышать между несколькими приятелями. Такая беседа перерастает в задания урока, учащиеся вовлекаются в беседу, преподаватель не становится контролёром, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. Но как не парадоксально, даже в этом случае характер взаимодействия между учителем и учеником ещё не равенство сотрудников. Чтобы этого достичь Я.М. Колкер предлагает свои рекомендации.

Итак, с самого начала занятия, при постановке цели, учитель обусловливает, каким будет контакт между ним и учащимся. До начала урока учитель решает, что целесообразнее — натаскать
или научить учеников, как лучше преодолеть данный вид трудности; какой должна быть структура урока. И если преподаватель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он, :

  • ставит цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения;

  • помогает ученику осознать не только цель урока, но и пути её достижения.


Тогда ученик сможет понять, какую пользу несёт ему каждый новый тип задания. В условиях сотрудничества у него будет возможность выбрать свой способ решения задачи. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.

Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество учителя и ученика, заключается в том, что даже запоминание изолированных слов может быть увлекательным и несложным процессом, если он будет использовать пути установления логических ассоциаций. Вот пример задания, основанного на перечислении:

Какие свойства человека вы перечислили бы, чтобы показать что он вам не нравится, несмотря на его достоинства, или, напротив, что вы склонны простить ему его недостатки за его положительные качества:

Brave, intelligent, lazy, proud, talkative, confident, selfish, helpful, cheerful, kind, stupid, … и т.п. (E.g.:
brave and intelligent, but selfish or stupid and talkative, but kind and helpful).

Таким образом, сама структура учебного процесса является своеобразным средством обучения. При этом учебный процесс является иерархией промежуточных целей: от более крупных (цели цикла занятий, цели отдельного занятия) до самых мелких (цель каждого задания внутри занятия).

У.М.Риверс утверждает, что учитель «должен обеспечить плавный и естественный переход от формирования навыков и умений к их функционированию», и что деятельность общения «должна служить не дополнением, а естественным продолжением тех типов деятельности, на которых базируется формирование навыков и умений.

Можно увидеть на примере, как коммуникативные опоры позволяют плавно перейти от тренировки к речевой практике


Цель занятия: Совершенствование навыков употребления простого будущего времени в утвердительных и отрицательных предложениях.

Формулировка
цели для учащихся: It’s natural to wonder what our future will be like. Some things are hard to guess, others are very easy to foresee. Today you will learn to express your ideas about the future and to show, how one event can lead to another.

  1. Listen to some ideas expressed by futurologist. Raise your red cards if the idea seems optimistic and your blue cards if the idea is pessimistic.


We shall all live in skyscrapers. There won’t be any cars in the streets. We shall use helicopters instead of cars. We shan’t have to walk much. We
shall be able to control the weather.

Первое задание сводится лишь к восприятию отдельных предложений на слух, но каждое предложение должно быть взвешено и оценено слушающими в зависимости от их собственного мнения.

  1. Read, look up and say.


It is `natural to be `interested in the future. We may `have to `face a `lot of im`portant problems.

Второе задание носит формальный характер, но подготавливает условия для коммуникативных заданий, поскольку предложения для обработки произношения и ритма расположены не только по нарастанию фонетических трудностей, но и в логической последовательности, образуя связное высказывания.

  1. Now look throught the list of the ideas you have just heard (task 1) and join some of them using “and”, ‘but”, “besides” or “because”.E.g.:


People will live much longer
because many dangerous diseases will disappear,and, no one will die from hunger.

4. Enumerate the real danger that people will have to face in the centuries to come. Begin with the most obvious one.

The worst danger is that there will to be many people in the cities. Besides,we may have to cut down all our forests.

В третьем и четвёртом задании учащиеся жёстко ограничены в употреблении грамматических структур, но могут свободно выбирать и комбинировать готовые блоки.

5. Read the text. It’s not complete. But you are given several versions of the final sentences. Choose one of them and supply the missing sentences to express your own viewpoint.

People talk much of ecological problems. They say it will soon be difficult to breathe without a gas mask on. Many people are afraid that soon there will be no more fish in the rivers. Scientists warn us about the green house effect. It means that the temperature will keep rising and the polar ice will start melting … (to close down plants and factories; changes in nature,…)


6. It’s difficult to foresee the future. We can only suppose that something may happen. So try to give several hypotheses about the things that will or may happen if: …dangerous diseases disappear;


…the polar ice melt;

…we leave all our problems to computers.

E.g.: If dangerous diseases disappear, people will live much longer.

В этих задания позволяют учащимся по-своему формулировать отдельные части высказывания, хотя те, кто послабее, могут удовлетвориться комбинацией фраз из предыдущих заданий.

7. General discussion:

  • Do you think the people of tomorrow will be happier than we are?

  • What advice can you give to future generations?

  • We do not own the Earth: we have borrowed the planet from the future generations”. What does this statement mean? Explain.


Седьмое задание является не тренировочным, а подлинно речевым, но предшествующая тренировка облегчает слабым учащимся участие в дискуссии: даже если они построят своё высказывание лишь из блоков, предлагающихся в качестве опор, они смогут высказать свою точку зрения наравне с остальными.

Таким образом, коммуникативные опоры подсказывают учащимся, что можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность такой работы связана с тем, что не ограничивается свобода творчества ни сильного, ни слабого учащегося.

Так, следующее задание обучает оценивать объективность и уместность характеристик, учитывая официальный тон общения и информацию, которая может интересовать адресата:

Выберете из данных фраз те, что могли бы войти в письменную рекомендацию, которую начальник даёт подчинённому. Расположите их по степени важности:

He is not a bad chap.
He is serious and quiet. He is a sense of responsibility. He is a rather good-looking, in a way. He is absolutely honest …etc.

Коммуникативные опоры применяются также и при формировании умений общения. Нельзя не согласиться с И.Л.Бим, что коммуникативность «не сводима только к установлению с помощью речи социальных контактов, а это приобщение личности к духовным ценностям других народов – через личное общение и через чтение» .

На процесс формирования умений влияет не меньшее количество обстоятельств, чем на процесс формирование навыков. Так, например, коммуникативная ситуация, о которой много пишут и говорят, не всегда раскрывая, что за этим стоит, на самом деле предполагает учёт множества факторов, составляющих две большие группы: условия общения и характеристики участников общения.




































2.2 Организация учебного сотрудничества


Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

К материалу для групповой работы предъявляют следующие общие требования:

  1. задания должны быть проблемными, способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения; 

  2. задания имеют относительно высокую степень трудности;

  3. материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми могут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы.

Групповое обучение уместно применять не только на занятиях формирования лексических и грамматических навыков, при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, но также и при обучении диалогической речи и общению на изученном языке.

Интервью. Общим признаком этой группы приёмов является задача опросить как можно больше членов группы, с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая вместе, свободно перемещаются по аудитории, выбирая ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируя ответы на листе, а затем выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги опроса обсуждаются всеми.

Данный прием не имеет возрастных или тематических ограничений. Этот прием является средством интенсивной речевой тренировки, т.к., если в группе пять учеников, каждый из них четыре раза формирует свой вопрос и дает четыре ответа на обращенные к нему вопросы.

Интересной формой интервью являются тесты. Вопросы теста (на карточках) распределяются между учащимися. Каждый ученик опрашивает остальных членов группы и записывает их ответы. Индивидуальные результаты собираются вместе и вначале сообщаются каждому ученику конфиденциально, а затем, с его согласия обсуждаются на занятии. Тесты типа: ”Что ты думаешь о дружбе?», «Ты сам хороший друг?» полезны не только в целях обучения иноязычному общению, но и для решения развивающих и воспитательных задач.

Прием «4 угла”. Членам класса предлагается выбрать интересующую их тему. Учитель заранее выписывает темы на доске. При этом каждая тема соответствует определённому цвету (например: красному, желтому, зеленому, синему) который, в свою очередь, соответствует одному из углов класса (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги с одним из вышеупомянутых цветов). Ученики, прочитав темы и выбрав наиболее подходящий для них вариант, перемещаются в тот угол, который соответствует теме. Таким образом, ученики, после озвучивания тем, сами делятся на группы.

Затем в каждой группе идет обсуждение данной темы. Желательно, чтобы в обсуждении участвовали все учащиеся. Этот этап длится несколько минут в зависимости от динамики обсуждения в группе (можно время изначально ограничить). После группового обсуждения ученики готовы отвечать на вопросы по своей теме, которые им задает или учитель, или ученики других групп. 

Возможно, что учитель предложит учащимся рассказать о том, что они узнали из совместной работы в группе. Тогда группа выделяет одного участника, и, он делится той информацией, которая была обсуждена.

Например, учитель выписывает фамилии четырех известных писателей страны изучаемого языка. Ученики выбирают того писателя, о котором они имеют наибольшее количество информации. В созданных группах они обмениваются информацией и составляют один общий рассказ о жизни данного писателя.

Возможно преподнесение этой темы следующим образом: учитель предлагает учащимся рассказать об одном писателе, но разбивает его биографию на четыре части. И тогда учащиеся всех групп должны составить свой рассказ таким образом, чтобы все части были логически связаны друг с другом.

Допиши слова. Класс делится на две группы. Каждому члену даётся по 2 предложения из стихотворения с пропущенными словами. Время на выполнение задания 5 минут. После этого дети читают свои варианты сначала в своей группе, затем представители от каждой команды прочитывают свой вариант. 

Стихотворение:

  1. Don’t put your elbows on the ________

  2. Don’t stretch your out ______the table

  3. Don’t play with ______ and ______, they aren’t toys;

  4. Try to make little _____

  5. Don’t shovel food into your _______;

  6. Don’t sip ______ from a bowl.

  7. Don’t use a ______ for what

  8. Can be eaten with a ________.

  9. Cut meat into small _______,

  10. Which can be _______ very easy?

  11. Don’t blow on the ______.

  12. Don’t talk with your ______full.

  13. Don’t forget to thank the hostess and say «______”

  14. To the people sitting ______.

Правильный вариант стихотворения:

Don’t put your elbows on the table
Don’t stretch your out under the table
Don’t play with knives and forks, they aren’t toys;
Try to make little noise
Don’t shovel food into your mouth;
Don’t sip soup from a bowl.
Don’t use a spoon for what
Can be eaten with a fork .
Cut meat into small pieces,
Which can be chewed very easy?
Don’t blow on the food.
Don’t talk with your mouth full.
Don’t forget to thank the hostess and say «good-bye”
To the people sitting nearby .

Работа в секторах. Можно провести в форме внеклассного мероприятия, можно использовать на уроках. Аудитория разделена на 4 сектора. Каждый имеет своё название: первый сектор называется School Subjects; второй- People, третий- School Theatre, четвёртый- Summer Holidays. Каждый из секторов соответствует определённой тематике заданий.

Задания для каждого сектора:

School Subjects. Этот сектор содержит задания, касающиеся школьных предметов и расписания.

  1. It’s a subject where you study the rules of the language you speak in your country, write dictations and do exercises.

  2. It’s a subject where you read a lot, learn poems by heart and discuss the characters of the books.

  3. At this subject you learn how to count, to multiply numbers and so on.

  4. It’s a subject where you learn the language and the culture of another country.

  5. It’s a very interesting subject. In Great Britain pupils sing songs, dance and act out plays. But in Russia we don’t have such a lesson. What similar lesson do we have in Russia?

  6. At this lesson you do gymnastics and play different sport games.

  7. This is the name for Russian lessons of Chemistry and Biology.

  8. You may learn a lot of interesting things about the world, other countries and continents.

Answers: Russian Language, Literature, Maths, Foreign Language, Drama, Music lesson, Drawing, Physical Training, Science, Geography.

People. Этот сектор содержит задания, касающиеся людей.

  1. It’s a person who teaches you at school.

  2. It’s a person who studies at school.

  3. It’s the head of the school.

  4. This is the teacher who is the main teacher of your class.

  5. This is a person who studies history very carefully.

  6. These are famous persons in different sciences.

  7. This is the greatest Russian poet and writer who wrote «Ruslan and Lyudmila”.

  8. This is the greatest Russian chemist.

Answers: teacher, pupil, headmaster, class teacher, historian, scientist, Pushkin, Mendeleyev.

School Theatre. Этот сектор содержит творческие задания

  1. Imagine that you are a teacher. Show some activities which your teacher does.

  2. You are a naughty boy. Show how you would behave at school.

  3. You are an obedient pupil. Show how you would behave at school.

  4. Show some activities pupils do during the break.

  5. Show how you usually behave when you can answer the question.

  6. Imagine that you are not ready for the lesson.

  7. You are at the Physical Training. What are you doing?

  8. You are late for the lesson.

Summer Holidays. Этот сектор содержит вопросы, касающиеся летних каникул.

  1. Name at least three activities you did during your summer holidays.

  2. How is called a house in a village?

  3. Children live there without parents with other children.

  4. When it’s hot in summer you go to the river and do this.

  5. In summer many children visit their _____who live in the country.

  6. Name all summer months.

  7. What is the last day of your summer holidays?

  8. In summer you may go to the forest and look for_________.

Answers: dacha, summer camp, swimming, grandparents, June, July, August, the 31st of August, berries and mushrooms. 

Таким образом, в результате совместной работы по технологии сотрудничества достигается усвоение всего материала. Основные принципы: награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — срабатывают и здесь. Следует отметить, что при использовании технологии сотрудничества, недостаточно сформировать группы и дать задания. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. А ситуация успеха группы становится фактором развития личности школьника и залогом положительного отношения к ученью, к школе, к науке, к труду, к себе. Обучение в сотрудничестве обеспечивает не только успешное освоение учебного материала всеми учениками за счет увеличения времени устно-речевой практики каждого ученика группы, но и способствует интеллектуальному развитию детей, их активности и самостоятельности в достижении поставленной задачи.

























Заключение

В последнее время методисты, используя научные достижения, обратили внимание на воздействующий характер общения и в качестве содержания обучения выдвинули обучение учебному сотрудничеству (Н.Д.Гальскова, Н.Ф.Коряковцева, Р.П.Мильруд, Е.С.Полат др.)

В данной ситуации для учащегося складываются реальные условия для развития умения самостоятельно мыслить, принимать решения, находить способы разрешения задач, самостоятельно оценивать полученный результат и в действительности брать на себя ответственность за учебную деятельность (Г.М.Бурдюк, И.А.Изергина, К.Б.Есипович, Ю.А.Комарова, А.Г.Кутузов, А.В.Хуторской).

В методической литературе прошлых лет эта проблема решалась путём использования «естественного стремления учащихся» к активизации накопленного языкового материала на основе развития умственных и познавательных способностей в ходе анализа и решения проблемных речевых задач, самостоятельной постановки проблемы, нахождения пути её решения (А.А. Алхазишвили, А.П. Бабенко, А.Д. Белякова, М.К. Бородулина, М.Г. Гарунов, А.Г. Гилянов, П.Б.Гурвич, Н.М.Минина, В.В. Пустовит).

Такие упражнения, как сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния; интерпретация и медитация прочитанного, трансактивные задания, направленные на побуждение выполнения действий при помощи языка; интерактивные задания, инициирующие речевую деятельность, предложенные методистами М.П. Брандес, В.А. Бухбиндер, Дж. Браун, Э. Ризель, С.Ф. Шатилов, Е. Шиндельс, Дж. Юл, способствуют качеству владения иноязычной речью и на данном этапе не противоречат заданиям, обладающим воздействующим характером на развитие личности.

Образование во всем мире рассматривается как важнейший фактор становления и развития личности как индивидуальности. Образование — условие развития личности каждого ребенка, обеспечивающее проявление его активности, самостоятельности, инициативности на основе подлинного уважения к его индивидуальным интересам и потребностям, стремлениям к творчеству и успеху в современном быстро меняющемся мире. Именно такое образование называется личностно-ориентированным. По словам Якиманской И.С., основная его функция — раскрыть индивидуальность каждого ребенка, создать условия для ее развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении.

Литература



Нормативные документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. ОД в О, № 35, 2008 г.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009 г.

  4. Концепция Областной целевой Программы «Развитие и модернизация системы Образования Ульяновской области до 2012 года». – г. Ульяновск, С.И. Морозов.

  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Минобр науки. – М., 2009 г.

  6. Стандарты второго поколения. Оценка достижений планируемых результатов. Москва: Просвещение, 2009 г.

  7. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009 г.

  8. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009 г.

  9. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Москва: Просвещение, 2009 г.

  10. Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. Москва: Просвещение, 2009 г.

  11. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва: Просвещение, 2009 г.

  12. Стратегия развития системы образования Ульяновской области на 2008-2012 год. – г. Ульяновск, С.И. Морозов.

  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г.


Учебно-методическая



  1. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 240с.


  2. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2007.-144с.


  3. Трофимова М.А. Внеклассные мероприятия по английскому языку для учащихся 5-8 классов. – М.: Глобус, 2008.- 217 с.

  4. Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов.//ИЯШ.2004.№5

  5. Демонстрационный вариант КИМ 2013.

  6. Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам единого государственного экзамена 2014.

  7. Соловова Е.Н., Солокова И.Е. State Exam. Maximiser. – Pearson Education limited, 2007.

  8. Klekovkina E., Mann Malcolm, Taylore-Knowles Steve Practice Tests for the Russian State Exams. – Macmillam, 2006.

  9. Вербицкая М. В, Методическое письмо «О преподавании иностранных языков в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2013 года».

  10. Конобеев А. Вопросы теории и практики обучения английскому языку. Английский язык в школе №2, 2004 год.

  11. Копылова В. В. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку. «Дрофа», Москва 2013 год, 58 с.

  12. Кузеванова Н. И., Талзи Л. В. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ.

  13. Инструкции для подготовки и проведения ЕГЭ в пунктах проведения экзамена по иностранному языку в 2013-2014 уч. году.

  14. Материалы сайта Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru

  15. Методическое письмо «О преподавании иностранных языков в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2013 года»

  16. Материалы сайта https://www.ege.edu.ru

  17. Материалы сайта https://www.english.language.ru/ege/

  18. Материалы сайта https://www.alleng.ru

  19. https://www.englishteachers.ru/forum/inde

















Приложение

School Subjects.

  1. It’s a subject where you study the rules of the language you speak in your country, write dictations and do exercises.

  2. It’s a subject where you read a lot, learn poems by heart and discuss the characters of the books.

  3. At this subject you learn how to count, to multiply numbers and so on.

  4. It’s a subject where you learn the language and the culture of another country.

  5. It’s a very interesting subject. In Great Britain pupils sing songs, dance and act out plays. But in Russia we don’t have such a lesson. What similar lesson do we have in Russia?

  6. At this lesson you do gymnastics and play different sport games.

  7. This is the name for Russian lessons of Chemistry and Biology.

  8. You may learn a lot of interesting things about the world, other countries and continents.



















People. 

  1. It’s a person who teaches you at school.

  2. It’s a person who studies at school.

  3. It’s the head of the school.

  4. This is the teacher who is the main teacher of your class.

  5. This is a person who studies history very carefully.

  6. These are famous persons in different sciences.

  7. This is the greatest Russian poet and writer who wrote «Ruslan and Lyudmila”.

  8. This is the greatest Russian chemist.

























School Theatre.

  1. Imagine that you are a teacher. Show some activities which your teacher does.

  2. You are a naughty boy. Show how you would behave at school.

  3. You are an obedient pupil. Show how you would behave at school.

  4. Show some activities pupils do during the break.

  5. Show how you usually behave when you can answer the question.

  6. Imagine that you are not ready for the lesson.

  7. You are at the Physical Training. What are you doing?

  8. You are late for the lesson.





















Summer Holidays.

  1. Name at least three activities you did during your summer holidays.

  2. How is called a house in a village?

  3. Children live there without parents with other children.

  4. When it’s hot in summer you go to the river and do this.

  5. In summer many children visit their _____who live in the country.

  6. Name all summer months.

  7. What is the last day of your summer holidays?

  8. In summer you may go to the forest and look for_________.





















Answers: Russian Language, Literature, Maths, Foreign Language, Drama, Music lesson, Drawing, Physical Training, Science, Geography.

Answers: teacher, pupil, headmaster, class teacher, historian, scientist, Pushkin, Mendeleyev.


Answers: dacha, summer camp, swimming, grandparents, June, July, August, the 31st of August, berries and mushrooms







School


Subjects








Summer


Holidays







School Theatre








People


32


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: