3800 Кудряшова Елена Алексеевна
Развитие творческого мышления учащихся на уроках английского языка «Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся»
Одна из тенденций развития человеческой цивилизации заключается в том, что каждая новая историческая эпоха выдвигает к психологии живущего в ней человека совершенно новые требования. На протяжении большого отрезка существования человеческого общества творчество являлось уделом единиц, и эта ситуация удовлетворяла общественные структуры прошлого. Современное технологическое общество движется по пути передачи функций рутинного мышления машинам, компьютерам, ожидая от человека мышления творческого, креативного и продуктивного. Быть ходячей энциклопедией никому не запрещено, но делать это совершенно необязательно, поскольку любая интересующая нас информация может быть получена за весьма короткий срок благодаря компьютеру. От человека всё больше ожидается совсем другое, а именно – умение придумывать, создавать и творить. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия и обучить творческому мышлению школьников точно так же, как и чтению, письму, математике и другим предметам. Переориентация школы на обучение творчески мыслить — задача чрезвычайно трудоёмкая, но выполнимая.
Е. Григоренко и Р. Стернберг предлагают двенадцать стратегий развития творческого потенциала, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению в школе на любом учебном предмете. Используя эти стратегии- принципы, учитель не только сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе. Итак, вот эти принципы:
— быть примером для подражания;
— поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
— разрешать делать ошибки;
— поощрять разумный риск;
-включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;
— поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
— поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
— предоставлять время для творческого мышления;
— поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
-подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;
— стимулировать дальнейшее развитие;
— найти соответствие между творческой личностью и средой.
Необходимо отметить, что развитие творческого мышления у учащихся многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности ребенка, развивает их в интеллектуальном плане. Что же такое творческое мышление? Большинство психологов считают, что творческое мышление — это продукт мыслительной деятельности, результатом которого является открытие чего-то нового. И если дело касается творчества школьников, то совсем не обязательно при этом создавать великое историческое произведение, достаточно воображать, комбинировать, изменять и креативно мыслить.
Творческая деятельность – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.
Творческая деятельность имеет такие процессуальные черты, как:
— самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
— видение новой проблемы в традиционной ситуации;
— видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
— видение структуры объекта;
— учет альтернатив при решении задач;
— комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
— отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.
Для творчества необходима повышенная интеллектуальная познавательная активность, внутренняя потребность в новых знаниях, сознательная постановка целей, вытекающих из осознания противоречия, проблемы; видения путей их достижения; настойчивость; трудоспособность; умение отказываться от неверных решений; общая направленность, установка на самостоятельную активность в преодолении возникающих затруднений и т.п.
В творческой деятельности осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это действие не всегда вполне осознаваемо, но всегда характеризуется высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен.
Творческое мышление — это способ положительной мотивации обучения. Существуют внешняя и внутренняя мотивация к изучению английского языка и важно выстроить их стимулирующее воздействие на процесс обучения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Чтобы развивать творческое мышление, учащимся необходимо проявлять активность, уметь правильно общаться с другими людьми. Таким образом, развивая творческое мышление, учащиеся не замечают, как внешняя мотивация смыкается с внутренней мотивацией.
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться на иностранном языке, переписываться с иностранцами, хотят быть переводчиками, иностранными репортёрами. Не смотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации. Поэтому необходимо больше обращаться к развитию творческого мышления и воображения у учащихся, к фантазии и к игре на уроке английского языка. Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. Круг задач, стоящих перед педагогом, широк. Деятельность учителя предполагает творческий подход к работе. Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески мыслить. Творческая деятельность дает учащимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты английского языка, школьники знакомятся с обычаями и традициями западного человека, с его мировоззрением и т. д. Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Активность учащихся, которая заключается в усиленной деятельности над тем, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления.
Формирование творческого мышления на занятиях по английскому языку, так же как и на занятиях по изучению других предметов призваны научить этому, что сделает жизнь учащихся более духовно богатой, креативной и многогранной.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Петричук И.И. «Еще раз об игре». ИЯШ №2/2008, стр.37-42.
2. Коновалова Л.В. «Средства повышения эффективности урока».
3. Полат Е.С. « Метод проектов на уроках иностранного языка». ИЯШ,1991-№2, стр.3-10
4. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку». ИЯШ,№1/2008, стр.16.
5. М.А.Ариян «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам». ИЯШ, №1/2010, стр.7-11.
6. Спасская Е.Б. «Уроки английского языка».