«Раннее обучение иностранным языкам: состояние и перспективы»
Доклад учителя немецкого и английского языков
МАОУ «СОШ №28 г.Балаково Саратовской области, 1квалификационной категории Фокиной Галины Владимировны.
«Учите детей только тогда,
когда их психика готова к обучению»
Л.Н. Толстой.
Вопрос о раннем обучении иностранным языкам возник еще в 19 веке. Именно тогда начала зарождаться методика раннего обучения как отрасль методической науки. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам, как в России. В 1987/88 учебном году по решению коллегии Министерства просвещения РСФСР на четырех территориях Российской Федерации (Москве, Ленинграде, Воронеже, Свердловске) был начат эксперимент по раннему обучению иностранным языкам детей четырехлетнего возраста (обучающихся в детском саду) и детей шестилетнего возраста (обучающихся в 1 классе). В 1988/89 учебном году право участвовать в эксперименте получили еще 18 территорий, в их числе и наша область. Руководители эксперимента – сотрудники Института общего образования МО РСФСР поставили цель — проверить гипотезу о том, что включение раннего обучения иностранным языкам в систему непрерывного образования способствует гармоничному развитию личности ребенка, развивает его общие и языковые способности, позволяет заложить более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе. Наблюдения за ходом эксперимента, результаты медико — физиологических и психолого- педагогических исследований, анализ анкет учителей, тестирование детей показывают, что дети не устают от занятий иностранным языком; большинство ребят усваивают предлагаемый языковой материал, правильно реагируют на вопросы учителя (воспитателя), выполняют различные действия по его просьбе, рассказывают о себе, игрушках, сказочных героях. Психологи отмечают, что обучение иностранному языку благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке; более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания. Методический подходы, заложенные в учебно- методических материалах, соответствуют возрастным особенностям детей, вызывают их активность и интерес. И учителя и родители отмечают не только образовательную и развивающую ценность обучения, но и его действенную воспитательную направленность. В игре, сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребенка, усваиваются элементы этикета, культуры общения. Новая система обучения дала учителю возможность приобщиться к современным образцам психолого – педагогической оптимизации учебного процесса, что способствует повышению профессионального мастерства как специалистов со знанием иностранного языка, так и учителя начальной школы. Сегодня раннее обучение иностранному языку стало одним из приоритетных направлений в практике обучения предмету. Растущий спрос на услуги по обучению иностранным языкам обусловлен рядом космополитических и национальных причин. С одной стороны это время всемирной глобализации, открытия европейских границ развития мировых социальных сетей в Интернете. Мы становимся гражданами мира. Работая в международных компаниях, общаясь в Интернете с людьми из разных стран, путешествуя вокруг света, учась за границей нам нужен общий язык для понимания. Современная школа предполагает изучение иностранного языка со второго класса. Польза раннего обучения иностранному языку уже многократно доказана. Всем известно, что на начальной ступени обучения происходит становление личности младшего школьника. Язык, как средство развития других способностей поможет выбрать ребенку в огромном разнообразном мире занятие по интересу, увлечение, которое не просто займет его от безделья, а поможет личностному росту и развитию. Да, сначала ребенок не осознает, а просто играет и, увлекаясь миром иностранного языка, делает то, что ему легко, знакомо его природе: имитировать и подражать.рисовать и петь и т. д. Материал минимален, но имеет много функций, компенсируется за счет мимики, жестов, интонации, игровых действий, разнообразной наглядности. Считается, что до пяти лет дети обладают лингвистической гениальностью и способны запомнить до 20-30 новых слов за день. Однако большинство психологов убеждены, что оптимальный возраст для начала изучения иностранных языков в среднем 4-5 лет, когда ребенок уже достаточно хорошо владеет родным языком. Овладев секретами родной речи и навыками чтения, ребенок будет более подготовлен к усвоению чужого языка. В этом возрасте для него нет разницы, что запомнить, главное, чтобы это преподносилось ярко и интересно, весело и увлекательно. Игровые ситуации, коммуникативные партнеры (игрушки, сверстники), просмотр мультфильмов и другое помогают ребенку адаптироваться и стать полноправным участником общения на иностранном языке. Применительно к курсу обучения иностранному языку в начальной школе можно поставить следующие цели: познакомиться с тем, как живут дети в стране изучаемого языка, узнать, что это за страна, какая она; научиться общаться с носителями языка этой страны, то есть понимать, что говорится на изучаемом языке, говорить на нем так, чтобы понимали носители языка; читать то, что написано на иностранном языке для данной возрастной группы, писать на иностранном языке так, чтобы понимали носители языка в рамках бытовой тематики с использованием словарного запаса и грамматических структур, которыми пользуются носители языка данной возрастной группы. Задачи, которые ставит учитель для достижения данных целей должны быть сформулированы с двух позиций: 1) с позиции ребенка- что он должен сделать, чтобы цель была достигнута и 2) с позиции учителя- какой материал должен быть изучен, какие задания должны быть даны ребенку, как должен быть построен учебный процесс, чтобы поставленная цель была достигнута. Например, по окончании полугодия дети должны уметь приветствовать окружающих на иностранном языке, прощаться.знакомиться, то есть уметь рассказывать о себе и расспросить собеседника о нем, понимать обращенные к ним слова приветствия и прощания и адекватно отвечать на них, понимать обращенные к ним вопросы, касающиеся информации о них самих и адекватно отвечать на них, т.е. овладеть навыками говорения и аудирования по данной теме. Для этого ребенок должен, прежде всего, воспринимать на слух приветствия и слова прощания, узнавать их в любом контексте, уметь произносить их и пользоваться ими в нужной ситуации. Достигнув этой цели, ребенок таким же образом учится воспринимать информацию о своем собеседнике и говорить о себе, воспринимать на слух подобную информацию о других людях в любом контексте и говорить о тех людях, которых он знает. Это достаточно сложная для него задача, особенно восприятие живой речи на слух. Только после этого ребенок начнет говорить о себе и запрашивать информацию о других людях, и можно утверждать, что ребенок готов к знакомству с людьми, говорящими на языке, который он изучает.
С 1997 года в нашей школе было введено раннее обучение иностранным языкам (немецкому и английскому). Мы начали изучение иностранного языка со 2-го класса. Конечно, учителю нелегко проводить занятия так, чтобы детям было всегда интересно. Но мы не имеем права разочаровывать их, обманывать их ожидания. Ведь дети, входя в кабинет, каждый раз ждут что-то новое, увлекательное. Каждое занятие я тщательно продумываю, определяю его цели и задачи, а также приемы и формы работы. Деятельность детей на уроках должна быть обязательно разнообразной, эмоционально окрашенной. Постоянно помню о том, что в работе с младшими школьниками нет мелочей. Волшебная палочка, оживляющая предметы, игрушки,- мелочь, но какой восторг вызывает все это у малышей! Особенно в первый год обучения я стараюсь не ломать структуру занятий, которую они помнят с детского сада: наблюдение, занятие, труд, игра. Младшим школьникам свойственна любознательность, неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях, жажда исследования. Им сложно подчинить себя школьным правилам. Одно из самых трудных для них правил- сидеть тихо. Поэтому в сценарий урока я всегда включаю игры, физминутки. музыкальные паузы. Игра- не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности младших школьников. С помощью игры легче осуществляется включение в учебную деятельность. Каждая игра имеет правила, и по законам игры ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам. Игровой характер общения — основная особенность обучения иностранному языку детей младшего возраста. Мои ученики с увлечение играют в ролевые игры: «В магазине», «В гостях», «В лесной школе» и т. д. Ролевые игры помогают адаптироваться к коллективу, к жизни взрослых. на занятиях мы учимся культуре общения: как правильно поздравить с днем рождения, купить в магазине игрушки, продукты. позвонить по телефону, разговаривать на приеме у врача. приветствовать друг друга, взрослого .Мне хочется, чтобы мои ученики не только получили определенные навыки иноязычного общения, но и оставались чуткими, отзывчивыми, непосредственными, дружными. Для этих занятий широко использую инсценировки, слайды, видеозаписи. Особое внимание уделяю наглядности. так как мышление у младших школьников конкретное, наглядно- действенное, то подбираю я яркий. выразительный, забавный, с элементами юмора, иллюстрированный материал. Почти каждый урок в настоящее время не проходит у нас без применения компьютера и современных информационных компьютерных технологий. Мы не представляем сегодня урока без презентаций, видеороликов, обучающих программ. У младших школьников преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка- его интерес, говорят психологи. Действительно , ребенок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, а также то, с чем он активно действовал (играл, перекладывал). Существенную роль при этом играет слово. Если я показываю предметы и называю их по английски, то слова лучше запоминаются. поэтому первоначальную презентацию лексики провожу с помощью игрушек ,забавных и желательно ярких. ребенок обязательно должен потрогать новую игрушку, произвести какие-либо действия с ней: «купить» в магазине, взять в гости, позаниматься зарядкой, нарисовать. Малыши очень любят рисовать. мы рисуем в тетрадях, альбомах, раскрашиваем ,делаем поделки. Так, закончив изучение английского алфавита, дети мастерили своими руками книжки-малышки с буквами и картинками. Лучшие книжки были отмечены наградами. Особым видом работы по формированию у младших школьников адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Похвала учителя стимулирует лишь тогда, когда ученик воспринимает задание как достаточно трудное и поощрение учителя он рассматривает как высокую оценку своих возможностей и способностей. Очень важно сравнивать успехи ученика не с успехами его товарищей , а с его прежними успехами Не стоит ограничиваться словами «молодец» или «умница», можно использовать больше жестов и радостных эмоций. Поддерживать интерес к иностранному языку позволяют уроки-праздники, уроки-утренники, уроки-соревнования, состязания. Следует помнить, что в данном возрасте огромна роль родителей, следовательно, они должны стать активными участниками учебного процесса. А для того, чтобы они действительно смогли помочь детям их следует приглашать на занятия для эмоциональной поддержки, ознакомления с методической системой, поскольку большинство из них изучало иностранный язык по- другому и они часто не воспринимают новые подходы к обучению. В конце 1-ого полугодия приглашаю родителей на урок, чтобы они послушали ,посмотрели, как их дети начали изучать иностранный язык. Когда заканчиваем изучение алфавита, проводим урок-праздник алфавита, проводим конкурс словарных тетрадей и т. д.На наших занятиях часто слышен смех, звонкий и веселый. Я убеждена, что до детей любого возраста гораздо быстрее доходит то, что преподносится с добрым юмором, а не в виде скучных нравоучений. Смех снимает у детей напряжение, усталость, помогает создать непринужденную обстановку на уроке. Не скупитесь на улыбку! Если учитель не безразличен к своим ученикам и щедро готов поделиться с ними своими знаниями, если урок для него — не просто прохождение материала, то он будет вдумчиво, творчески искать все , что оживит урок, сделает его увлекательным, интересным и познавательным для детей.
Список использованной литературы
1. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» Москва. Просвещение 1991 г.
2. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» Москва. Просвещение 1993 г.
3.Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» Москва. Просвещение 2006 г.
4.Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» Москва. Просвещение 2008 г.
5. Ушинский К.Д. Сочинения. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1942. Т.2.
6.Blakie John. Inside the Primary School. London. 1967.
7.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.yspu.yar.ru/