Научно-практическая конференция школьников»Эврика» Сходство и различие праздничных традиций и обычаев в Великобритании и России

Страница | 16


Содержание:


1. Аннотация…………………………………………………………………………………….стр.2

2. Введение……………………………………………………………………………стр.3

3. Основная часть:

3.1. Праздник – как история и культура народа……………………………………стр.4

3.2. Сходство и различие в праздновании основных праздников в России и

Великобритании………………………………………………………………….стр.5

3.3. Как сложилось празднование Рождества………………………………………стр.6

3.4. Рождество в Великобритании……………………………………………………стр.7

3.5. Рождество в России ……………………………………………………………..стр.9

3.6. История Деда Мороза……………………………………………………………стр.10

3.7. История Санта Клауса (*О Святом Николае)…………………………………стр.11

4. Заключение…………………………………………………………………………стр.13

5. Список литературы………………………………………………………………..стр.14





































Аннотация


Тема данной работы: сходство и различие праздничных традиций и обычаев в Великобритании и России.


Цель: исследование традиций и обычаев отмечаемых праздников в России и Великобритании.


Гипотеза: Праздники – это культурное наследие страны. В любой стране мира праздники отмечены своей национальной чертой, имеют свои особенности. Однако все праздники имеют общие исторические корни.


Задачи:

  • Выявить общие черты и различия праздников России и Великобритании.

  • Найти и изучить соответствующие материалы об истоках праздников.

  • Исследовать общие корни возникновения праздников.


Исследуемая проблема:

как в праздниках отражается культура народов?

существуют ли точки соприкосновения между традициями и обычаями разных стран?


Ни для кого не секрет, что праздники много значат в жизни каждого человека, их ждут с нетерпением и радостью. Все понимают, что праздники — это история и наследие данной страны. Тема «Праздничные традиции и обычаи Великобритании и России» интересна и позволяет узнать много нового о жизни и быте народов. Знакомясь с английскими и русскими праздниками и традициями, мы чувствуем себя частью государства и народа в целом. Ведь для того, чтобы изучить тот или иной русский или английский праздник, необходимо выяснить «как праздник стал праздником», т.е. какие события предшествовали той или иной отмечаемой дате.

Методы исследования:

  • Исследовательский

  • Анализ и обобщение полученных результатов

  • Анализ и сравнение

















Введение


Тема данной работы: сходство и различие праздничных традиций и обычаев в Великобритании и России.


Цель: исследование традиций и обычаев отмечаемых праздников в России и Великобритании.


Гипотеза: Праздники – это культурное наследие страны. В любой стране мира праздники отмечены своей национальной чертой, имеют свои особенности. Однако все праздники имеют общие исторические корни.


Задачи:

1. Выявить общие черты и различия праздников России и Великобритании.

2. Найти и изучить соответствующие материалы об истоках праздников.

3. Исследовать общие корни возникновения праздников.


Исследуемая проблема:

как в праздниках отражается культура народов?

существуют ли точки соприкосновения между традициями и обычаями разных стран?

Что такое праздник? По сути дела, праздник – это не только красиво накрытый стол, изысканная еда, музыка, развлечения. Лишь только все эти составляющие и еще немного больше могут превратиться в настоящий праздник. Праздник – это то, что превращает серые будни в нечто большее, яркое, настоящий праздник – это выделяющееся событие, которое может запомниться на многие годы, внося в нашу жизнь хорошие воспоминания, море улыбок, незабываемые мгновения.

Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян. Например, первое упоминание о Москве появилось в летописях именно благодаря празднику, который устроил Юрий Долгорукий. И слово «праздник» в славянских языках – столь же древнее, как и сами праздники.

Этимология этого слова довольно прозрачна. Оно происходит от слова «праздный» — то есть ничем не занятый, свободный, отдыхающий. Однокоренным для него является слово «порожний», которое сохранило первичный смысл («пустой»), в то время как слово «праздный» в русском языке имеет только переносные значения ( в отличие, например, от чешского, где prazdny – это «пустой», «свободный от чего-либо»).

В словаре Ожегова праздник- 1- это день радости и торжества по поводу чего-нибудь;

2- выходной, нерабочий день;

3- день, особо отмечаемый обычаем или церковью;

4- день торжества, установленный в честь или в память о

ком-то.

Ни для кого не секрет, что праздники много значат в жизни каждого человека, их ждут с нетерпением и радостью. Все понимают, что праздники — это история и наследие данной страны. Тема «Праздничные традиции и обычаи Великобритании и России» интересна и позволяет узнать много нового о жизни и быте народов. Знакомясь с английскими и русскими праздниками и традициями, мы чувствуем себя частью государства и народа в целом. Ведь для того, чтобы изучить тот или иной русский или английский праздник, необходимо выяснить «как праздник стал праздником», т.е. какие события предшествовали той или иной отмечаемой дате.




3.1 Праздник как отражение истории и культуры народа




Неизвестно, каков будет человек

через 1000 лет, но если отнять у

современного человека этот

нажитой и доставшийся ему в

наследство скарб праздников,

обрядов — тогда он все забудет и

всему разучится, и должен будет

все начинать сначала.

В. О. Ключевский


Семья — один из древнейших институтов человеческого общества. Она стала фундаментом государственности у всех без исключения народов планеты, регулируя численность населения, не позволяя забыть истоки этноса, сохраняя вековые традиции и преобразовывая старинные обряды и ритуалы в соответствии с требованиями времени и развитием цивилизации. Состояние института семьи во многом отражает состояние общества. «Семья – кристалл общества, — считал Виктор Гюго, — природа … даровала людям великое утешение от всех зол, наделив их семьей и Родиной». Этому закону одинаково подвластны и многочисленные нации, и малые народности, и этнические группы. Именно в семье происходит социализация личности, формируются ее культурные, этические, эстетические устои и мировоззренческие позиции. Она хранит национальную память народов, и — вне зависимости от численности и «возраста» — память эта облечена в форму различных обрядов, ритуалов, праздников.

А праздники были всегда. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня

являются неотъемлемой частью нашей культуры. И это свидетельствует, прежде всего, о том, что символическое, яркое, художественное оформление важных событий в жизни личности, семьи и общества является объективной потребностью сегодняшнего дня.

Праздники — неизменные спутники народной жизни.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Обряды и праздники — немаловажный фактор формирования духовного мира человека. Современные праздники и обряды существуют в тесной связи как с многовековыми традициями, так и со сложившимися ныне общественными отношениями, политической и культурной жизнью общества.

Возрождение старых и создание новых обрядов — дело довольно сложное, по-настоящему творческое и требует большого такта, серьезности и бережности в воплощении.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное семейное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках

значительно возросла.

Именно в зависимости от того, насколько богата и многолика история развития того или иного народа, зависит целостность празднования того или иного праздника. Ведь все население той или иной страны состоит из множества семей, объединенных любовью к той или иной Родине.



3.2 Сходство и различие в праздновании основных праздников в России и Великобритании


Общие традиции в праздновании основных праздников


Страна

праздники

Россия

Великобритания

Новый год








День Матери



День Дурака



Хэллоуин


Празднуется в ночь с 31 декабря на 1 января

-считается семейным праздником, отмечается с подарками

-традиционные блюда:

заливное, салат «Оливье»



-отмечают без подарков и не обязательно в кругу семьи

-традиционных блюд для этого торжества нет, хозяйки обычно готовят яблочный пирог

— празднуется 29 ноября

-празднуется 26 марта

В этот день дети дарят матерям цветы и выполняют за них домашнюю работу

Празднуется 1го апреля

Люди подшучивают друг над другом и дают друг другу бессмысленные поручения (принести сладкий уксус)


Празднуется 31 октября

Люди надевают карнавальные костюмы «нечистой силы»

Рождество

-отмечается 7 января

-Дед Мороз со снегурочкой приходят в новогоднюю ночь

-празднуется 25 декабря

-Санта Клаус приходит в Рождество


3.3. Как сложилось празднование Рождества


Тысячелетье век с собой уводит;

В былые дни, в былые времена,

Как волны Дона, поглотив года,

Былая жизнь в небытие уходит.

25 декабря мы празднуем рождение Иисуса Христа ( кто-то возразит, что это католики и протестанты отмечают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православные – с 6 на 7 января. На самом деле здесь нет противоречия, ибо православные отмечают этот же день, 25 декабря, но только по «старому стилю»). Мы знаем, что Мария прятала его в яслях, а младенца окружали домашние животные. Мы знаем также, что трое волхвов, увидев путеводную звезду, пришли с дарами к младенцу Иисусу. Волхвов звали Бальтасар, Гаспар и Мельчор. Они были королями-волшебниками с Востока.

Но так ли всё это?

Многие ученые, и даже теологи, посвятившие свою жизнь изучению Библии и исторического контекста описываемых в ней событий, считают, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Ведь все существующие на сегодняшний день представления о Рождестве – младенец в яслях в окружении волхвов- являются вольной интерпретацией всего лишь следующих строк из Евангелия от Луки: «И родила сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». В Евангелии не упоминается ни пещера или хлев, ни животные.

Конечно, легенда о рождении Иисуса в пещере вполне объяснима, ведь Вифлеем расположен в гористой местности. Тем не менее, слово обозначающее место, куда Мария положила новорожденного, может трактоваться и как ясли, то есть кормушка для животных, и как хлев. Не изменяется лишь суть послания: Марии пришлось положить младенца в импровизированную люльку, что говорит о крайней простоте, если не бедности.

Но христианский люд по-своему поэтизировал короткий евангельский рассказ. Со временем в канун Рождества в хлевах начали разыгрываться целые представления, запрещенные лишь папой Иннокентием III (1198-1216г.г.).

Одним словом, действительно следует признать, что большая часть традиций рождественских праздников не имеет никакого отношения к Библии. Нам ничего не известно ни о дне, ни о годе рождения Иисуса. Хотя бы потому, что наш календарь не точен и имеет погрешность в 6-7 лет, которую исправить уже невозможно. Да и сам день 25 декабря как праздник стал отмечаться не сразу. История сообщает нам, что прежде в Восточной Римской империи (Византии) отмечался праздник Епифании (Богоявления), приходившийся на 6 января. А первое упоминание о праздновании Рождества относится к 330г., эпохе правления императора Константина. Даже теологи соглашаются, что поскольку ночь 24 декабря считается в Северном полушарии самой длиной в году, то в тот день с очень далеких времен отмечался языческий праздник солнца, во время которого всю ночь следовало держать зажженными свечи и светильники. Впоследствии этот языческий праздник солнца совместили с празднованием рождения Христа. На протяжении веков к кратким евангельским сказаниям о Рождестве Христовом прибавились легенды, народные духовные стихи и предания. Наиболее важную роль для изображения картины Рождества Христова сыграли различные предания. Именно в этой древней апокрифической литературе встречается подобное описание вертепа (пещеры), в котором разместилось Святое семейство и говорится об убогой обстановке, сопровождающей появление на свет Иисуса Христа. Эти народные представления и нашли свое яркое отражение в иконописи и в народных лубочных картинах, на которых изображены не только ясли со Святым Младенцем, но и вол, и осёл. В 9 веке уже окончательно сформировалось изображение картины Рождества Христова. Это картина представляет собой пещеру, в глубине которой помещены ясли. В этих яслях лежит Богомладенец, Иисус Христос, от которого происходит сияние. Богоматерь находится в полулежащем положении недалеко от ясель. Иосиф сидит поодаль, по другую сторону, в дремоте или задумчивости.

Согласно апокрифическим сказаниям, животных привел с собой Иосиф из Назарета. На осле ехала Дева Мария. А вола Иосиф вел с собой для того, чтобы его продать и на вырученные деньги уплатить царскую подать и покормить святое семейство, пока оно будет в дороге и в Вифлееме. Поэтому очень часто на изображения Рождества Христова фигурируют эти два животных, вол и осел. Они стоят рядом с яслями и своим теплым дыханием согревают Богомладенца от холода зимней ночи.

В наше время празднование Рождества и празднование Нового Года в большинстве больших городов происходит практически одинаково. Можно сказать, что это праздник универсальный, это символ всеобщего братства, и именно в этом смысле он крайне важен для всех нас.


3.4. Рождество в Великобритании


Здесь на Рождество все окна сельских домов освещаются свечами, поэтому среди местных жителей эта ночь называется «ночью свечей». В Англии, как и во многих других странах, существовала древняя традиция возжигания рождественского бревна. Но в наши дни в сочельник вместо него сжигают толстую свечу. В Уэльсе зажженные свечи в праздничную ночь украшали не только частные дома в сельских местностях, но и сельские церкви и часовни. Свечи для украшения церкви изготовляли и дарили священнику жители прихода. Во многих деревнях незадолго до праздника женщины устраивали соревнования на лучшее украшение рождественских свечей. Эти украшения делались из полосок цветной бумаги, фольги, золотых и серебряных нитей, ярких лент. В некоторых областях Уэльса с такими же украшенными и зажженными свечами в руках жители прихода шли на утреннюю обедню, начинавшуюся прежде в 2-3 часа ночи.

Еще со Средневековья старые обряды ряженья церковь стала использовать для того, чтобы дать народу более живые впечатления о библейских историях. Отсюда возникли «мистерии» — драматические представления таких религиозных сцен, Благовещение, посещение Младенца Христа тремя мудрецами с Востока и другие. Участники драматических версий библейских историй были обычно в масках или с закрытым платком лицом, как и исполнители древних языческих обрядов. Из представлений подобного рода у англичан была особенно распространена игра- пантомима о святом Георгии и драконе, широко известная во многих других странах. В Шотландии в Средние века на Рождество исполнялась пантомима, называемая голосхан. Об этой игре встречаются упоминания в старых письменных шотландских источниках. Сходная с голосхан игра была ранее распространена в тех областях Англии, где сильны были кельтские традиции. В основе ее лежит, по-видимому, миф о воскрешении природы после длительной смерти, так как суть пьесы заключается в том, что главный герой ее, называемый Галсакус, Голосхан или Галациан, убит в битве македонским королем Фалкирком или в других вариантах Черным Рыцарем и возвращен к жизни доктором Бельзебалом, или просто доктором Брауном.

Магическое значение рождественских обрядов было давно забыто. Теперь ряженье еще сохраняется по всей Англии как развлечение, в котором участвуют в большинстве случаев подростки. Следы этих древних магических обрядов можно встретить в различных маскарадах и пантомимах, которые устраиваются и поныне.

С маскарадами был связан еще один интересный обычай: на двенадцать дней Святок в каждом дворце или замке выбирался распорядитель всего празднества, называемый в Англии «лордом беспорядка», а в Шотландии — «мнимым аббатом». Лордом беспорядка выбирался тот, кто мог весело шутить, устраивать развлечения, карнавалы. Он сам подбирал себе свиту, члены которой были разодеты в яркое платье, украшенное лентами и колокольчиками. В Шотландии в свите «мнимого аббата» участвовали характерные для народных профессий ряженые персонажи, например, хобби-хорс – молодой человек, изображавший лошадь. Такой шумной компании и особенно ее руководителю разрешалось делать все, что они захотят: врываться в любые дома, чтобы подшутить над их обитателями, устроить игры, танцы и прочие развлечения. Этот обычай был запрещен Генрихом VIII (1491-1547г.г.).

Во многих селениях Шотландии мужчины и юноши в день Рождества, под предводительством волынщиков и в сопровождении множества народа выходили за пределы села и на лужайке устраивали соревнования в беге, метании молота. Победитель получал берет, украшенный перьями и лентами, а вечером был главным на балу.

На все эти обычаи в XVIII веке обрушилась новая протестантская церковь. Каждый языческий обряд, даже самый невинный, был безжалостно проклят церковью, запрещены рождественские песни и танцы. Даже выпечку праздничного хлеба протестантское духовенство считало преступлением. Наконец, в 1644 году празднование Рождества было запрещено по всей Англии специальным парламентским актом.

После таких гонений празднование Рождества в Шотландии никогда уже не достигало прежней популярности. Сохранились лишь некоторые обряды, но большинство их стало приурочиваться к Новому Году. И в настоящее время 24-25 декабря там рабочие дни, а праздником считается Новый Год – 1-2 января. В Англии уже в конце XVII века Рождество вновь стали праздновать, но на протяжении 19 столетия сопровождающие его обряды изменились, и к началу XX века из большого социального события всей общины этот праздник стал чисто семейным, и лишь некоторые из его старых обычаев дожили до наших дней.

Англичане любят дарить подарки. С особенным чувством ждут их дети. А разносит их добрый Санта Клаус. Кстати, британцы полагают, что этот персонаж пришел к ним из южных стран.

До сих пор сохраняется старый обычай украшать дом ветками вечной зелени – плющом, остролистом. А над дверью, как и прежде, укрепляют веточку омелы. По обычаю эта ветка дает хозяину право поцеловать каждого входящего. Обычай украшать ель появился в Англии сравнительно недавно, в середине XIX века, и был завезен из Германии. Королева Виктория и принц-консорт Альберт впервые устроили елку для своих детей в Виндзоре. Во время Второй мировой войны в Англию, где в то время находились норвежский король и правительство, была впервые тайно доставлена из оккупированной Норвегии огромная ель, которую установили на Трафальгарской площади. С этих пор такую ель ежегодно дарит город Осло британской столице.

От популярных некогда традиций ряженых ведут свое начало устраиваемые во всех концертных залах, театрах в дни Святок пантомимы и бал-маскарады. Второй день Рождества в церковном календаре посвящен святому Стефану. В Англии этот день называется boxing day. Название произошло от обычая устанавливать в церквах перед Рождеством особые ящики-копилки, куда каждый мог опустить подарки для бедняков. В день святого Стефана пастор распределял собранные деньги среди прихожан. Позднее ящики в церкви перестали устанавливать, но бедняки прихода собирались группами и в этот день с ящиком-копилкой обходили дома, получая мелкие монеты. И сейчас сохранилась традиция одаривать в этот день небольшими суммами почтальонов, посыльных, слуг.


3.5. Рождество в России


Как отмечался этот праздник на Руси? Прежде всего, ему предшествовал

шестинедельный пост, включавший не только воздержание от «скромной пищи»,

но и от дурных поступков, грубости, черствости, эгоизма. К празднику церкви и дома обычно украшали еловыми или наряженными елями, которые сохранялись в течение святок. (В нашей стране, после перехода на григорианский календарь, елка под Новый год ставиться только дома, а церковь украшается к 7-му января.) Рождественская служба начиналась поздно ночью и заканчивалась в 5 часов утра.

К празднику Рождества Христова члены семьи готовят друг другу подарки.

И щедрые праздничные угощения с «рождественским гусем». Но за стол садятся только после утомительной ночной службы в церкви. Раньше на Руси стол, на котором располагалась трапеза, устилался соломой или сеном. Это делало его и лавки вокруг него похожими на те ясли, в которые был положен новорожденный Спаситель. Перед началом трапезы хозяин зажигал лампаду у образов в так называемом красном углу, ставил там свечи, произносил вслух молитвы, и только потом все принимались за еду.

Но прежде чем приступить к трапезе, отсылали подарки бедным. Вообще в сочельник помогали немощным, старым, обделенным жизнью, посещали больных, стремились сотворить какое-то доброе дело. В сочельник христиане особо внимательны друг к другу. Ссориться и наносить обиды в этот день – очень плохая примета. Наступающий праздник несет обновление, всеобщую любовь и примирение.

Утром мальчики-христославы ходили по дворам «Христа славить». Входя в дом, они пели и поздравляли хозяина, а он угощал и одаривал славильщиков. Словом, в праздничные дни царили радушие, хлебосольство, доброта и милосердие. Второй день Рождества посвящали матерям-роженицам. А все последующие дни, вплоть до Масленицы, отводились сватовству и свадьбам.

Такой была далекая и не совсем далекая старина. И то, что было, на чем держались вера, самоощущение, самобытность народа, его дух, снова возвращается к нам. Суть рождественского праздника сохраняется и поныне.

В полночь ставят свечи на праздничном столе. И после церковной службы вкушают кутью, взвар и современные закуски. И под звон бокалов славят приход на землю Иисуса Христа. В нынешнем году Рождество было особым — Христу исполнилось 2000 лет!

Канун Рождества именуется — сочельник, от слова «сочиво», т. е. особым образом приготовленная каша. Это ритуальное блюдо (которое называют еще кутья) и взвар — компот из сушеных фруктов обязательны на рождественском столе в этот вечер.

Фирменным праздничным блюдом на Рождество всегда был жареный гусь.

Особенно ценится печенка. Из нее готовят паштеты. Используют также для изготовления фарш, которым начиняют гуся.

В России большой популярностью пользовались рождественские гадания. Особенно у девушек и, конечно, на тему достатка и замужества. Например, в деревнях на Рождество курицу кормят зерном и считается, что чем больше она его склюет, тем будет богаче год. Также девушки повязывали свои пояса овцам и утром, зайдя в овчарню, смотрели: если овца стоит головой к двери — к скорому замужеству. Еще существовало поверие, что если взять стакан воды и положить в него обручальное кольцо, то в мерцающем свете свечи можно увидеть облик будущего суженого. Кроме этого, в России есть обычай в ночь на Рождество оставлять на окне горящую свечу, чтобы Иисус Христос знал, что его ждут в этом доме.

3.6. История Деда Мороза


История появления Деда Мороза скрыта, как принято говорить, за пеленой лет. Приоткроем её.

Появился Дед Мороз давно. Но поначалу это был просто символ, дух холода. В те времена люди не ждали от предка нынешнего Деда Мороза подарков, а дарили ему их сами! Более двух тысяч лет назад жители Севера в зимние ночи торжественно бросали за порог своих жилищ лепешки и мясо, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте.

По другой версии Деда Мороза придумали гунны: у них был бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. К его приходу в домах полагалось ставить елки, поскольку у гуннов ель издревле считалась священным деревом. Получается, что эта традиция еще более древняя.

Так ли это? Сейчас невозможно ответить однозначно на этот вопрос. Но не вызывает сомнения то, что в давние времена славяне, как и многие другие народы верили: от бед и несчастий людей оберегают духи предков.

Слово «дед» в нашем языке издревле означало домовой, то есть, дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. Дедками, дзядами славяне называли домашних божков, изображавших этих домовых. Эти древние слова свидетельствуют о большой, возможно, даже определяющие роли культа умерших предков в мировоззрении славян-язычников. Добрым духам предков посвящали первые и последние плоды при сборе урожая. Отсюда названия, например, снопов: в русском языке – баба, бабка, в украинском – дiд, дiдик. Для них готовили ритуальную пищу. Люди верили, что духи живых предков могут воплотиться также и в существ – бабочка (а по-польски babka, по-словенски babucka) и даже в тучи и облака: русское слово баба имело еще одно значение – мифическая облачная жена, приносящая живую воду, т.е. дождь. По-чешски baby, а по-польски dziady – тучи.

Итак, верования в деда – очень древняя традиция. А самый древний прообраз Деда Мороза, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это дед – защитник и символический глава рода, покойный предок, задачей которого являлась охрана потомков от бед. Славяне считали, что Мороз – один из общих предков их семей, поэтому именно для этого предка имелась общая обрядность, несколько отличавшаяся от ритуального почитания других предков. Почести Деду Морозу воздавали не только в дни зимнего солнцестояния, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их. С приходом на Русь христианства этот день праздновали Пасхой усопших, так как отмечался он вскоре после церковной Пасхи. Предков звали обедать и выставляли пищу за окно или под стол. Считалось, что получив пищу и внимание со стороны живых, великий предок становился благодушен и помогал своим потомкам.

А чтобы он стал еще добрее, наши предки всячески старались умилостивить его. Для этого устраивали всякие ритуальные действа. Зимой это были колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски, изображающие духов. Духи стучались в окна, и люди выносили им подарки и угощения.

Постепенно дед превратился в персонажа славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли. В легендах древних славян существовали и другие персонажи – Зимник, Дед, который правил зимой. Они, как и Мороз, представлялись в виде старика небольшого роста с белыми волосами и длиной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где они пройдут, там жди жестокой стужи. Хотя на привычного нам Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок – Морозко. Этот персонифицированный Дух Зимы строгий, иногда сварливый, но всегда справедливый, — очень симпатичен нам. Его называли и Дедом Трескуном, и Мороз Ёлкичом… В общем у этого персонажа было много имен. Некогда уже в известные нам времена называли дарителя и Дедушкой Николаем.


3.7. История Санта Клауса


Главное действующее лицо католического рождества, это, конечно, Санта-Клаус или рождественский дед. Легенда о нем ведет нас в глубокую древность, к королю Остролисту. Он восседал на козле с заздравной чашей в руке и символизировал изобилие. С XVII века он впервые упоминается как «святочный эльф» с большим носом и белой бородой, а также красным колпаком на голове. Он спускался через дымовую трубу, когда в доме все спали, и одаривал послушных детей подарками. Появление имени Санта-Клаус связано также с языческим персонажем — Старым Ником (nick — «дух»), ежегодно совершающим разные проделки, в насмешку над людьми. А в раннем христианстве образ святочного эльфа связался со святым Николаем, епископом IX века. Позже святочный эльф, Старый Ник и святой Николай соединились, приобретя облик Санта-Клауса. Его миссия — дарить детям подарки на Рождество

По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином. Этот символ был также введен в обиход К. Муром, в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Но существует еще одна история об этом обычае.

Однажды одна семья готовилась к празднованию Рождества. Но они были так бедны, что не могли позволить себе купить елку, под которую Санта мог бы положить свои дары. И печальные дети легли спать, не надеясь на подарки, а наутро все-таки обнаружили их в чулках, развешенных у камина для просушки. Дети были очень счастливы, а обычай развешивать носки над камином остался и поныне радуя детей и взрослых.




*О Святом Николае


Святой Николай Мирликийский, реальный человек, живший в третьем веке нашей эры в Византии. В России он больше известен как Николай Угодник и Николай Чудотворец. Почему Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством. Ведь и в России в старые времена Рождество отмечали еще до Нового Года. По преданию, это был очень добрый человек. Рассказывают, что однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти, Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви Святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира. В Средние века установился обычай в Николин день – 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый Год.





























4. Заключение

Жизнь людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда.

Будням противопоставляется праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни.

Праздники играют значительную социальную роль в жизни народа. Может, традиции их празднования отличны в разных странах, но это предполагает тот факт, что пути развития каждой страны отличны.

В ходе работы, я узнала, что праздники, отмечаемые в нескольких странах, не отличаются своей историей, т.е. история возникновения праздника одна, в какой бы стране он не отмечался. Встречаются праздники, заимствованные одной страной из другой. Их могут «завозить» люди, путешествующие за границу и интересующиеся культурой других стран.




































5. Список литературы


  • Энциклопедия Нового Года и Рождества (М.С. Галынский)

  • «Рождество и Новый Год» (Н.Е. Овчаренко)

  • «Большая книга Рождества» (Н. Будур и И.Панкеев)

  • «История Русских праздников» (И.П.Загладов)












































КРАЕВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«ЭВРИКА»















СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ















Выполнила:

Джунь Анна Васильевна

ученица 9 «А» класса

МОУ СОШ№3

ст. Каневской Краснодарского края

Руководитель:

Карпенко Инна Васильевна

учитель иностранного языка

МОУ СОШ№3



ст. Каневская

2010 г.


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Один плюс десять"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: