Организация контроля языковых и речевых компетенций обучающихся начальной школы.
Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.
Уорд.
Введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования означает, что нынешние второклассники за 3 года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по английскому языку, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определенных личностных характеристик.
«Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа
В настоящее время много говорится об оптимизации учебного процесса, что ведёт к повышению эффективности преподавания иностранного языка. Большую роль играет контроль обученности. Тесты определяют уровень обученности или языковой компетенции учащихся относительно других обучаемых.
Существуют различные формы контроля в обучении английскому языку: текущий ,промежуточный ,предварительный ,итоговый. Объектом контроля является коммуникативная компетенция обучаемых т.е. умение пользоваться всеми видами речевой деятельности(чтением, аудированием, говорением ,письмом) применительно к дисциплине «английский язык» Ведущими составляющими контроля выступают речевые умения в области чтения ,аудирования, говорения, и письма на основе текстов. Роль контроля –выявление усвоения материала и проблем в знаниях. Организация контроля позволяет правильно планировать учебный процесс, выяснить психологические особенности (внимание, память)
В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом. Текущий контроль –систематическая проверка знаний обучающегося ,проводимая учителем на занятиях в соответствии с общеобразовательной программой. Цель — проверить учебный материал по данной теме.
По-иному нужно подходить, планируя промежуточный и итоговый контроль. В реализации промежуточного контроля используются тесты или собеседование. Его проводят после нескольких занятий, посвящённый какой-либо теме. Объектом контроля будут речевые умения. Проверке подвергаются не все виды речевой деятельности, а лишь некоторые из них. И их проверка носит не индивидуальный , а фронтальный характер .Формами промежуточного контроля являются тесты ,контрольные работы, тематические сообщения. Промежуточный контроль служит подготовкой к итоговому контролю.
Итоговый тест предназначен для выявления конечного уровня обученности за весь курс или год и обязательно выполняет оценочную функцию. Экзамен по английскому языку за базовый курс является надёжным фундаментом для дальнейшего обучения. Более того, требования к нему следует проводить в соответствии с международными стандартами.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников межпредметных результатов универсальных учебных действий. УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Особенность УМК Кузовлева заключается в том, что технология обучения основана на комплексном подходе к овладению и контролю основными видами речевой деятельности: новый материал проверяется одновременно во всех 4 видах речевой деятельности.
Для организации контроля языковых и речевых компетенций используются контрольно-измерительные материалы. Контроль –проверка, учёт, наблюдение за кем-либо.
Контрольно – измерительные материалы основаны на тестовых заданиях. Они обладают большими преимуществами перед традиционной формой проверки знаний. Во- первых они дают возможность определить насколько хорошо усвоен учебный материал по одной или нескольким темам, и соответствующим образом скорректировать учебный материал .Во- вторых позволяет отслеживать динамику успеваемости отдельного ученика или группы. Типы тестовых заданий:
Карточки с индивидуальными заданиями.
Каждый получает задание по своему уровню.
Лексико-грамматические тесты;
Тесты по чтению и аудированию
Тематические контрольные работы
Обязательно ведется диагностика знаний учащихся, что позволяет сформировать у младших школьников навыки работы с тестовым материалом, то есть фактически начать постепенную подготовку к ЕГЭ.Для работы по подведению итогов и оценке тестовых лексико – грамматических заданий, заданий по чтению и аудированию предлагается использовать рейтинговую шкалу. Для удобства выставления оценки используется бальная система подсчёта. Она даёт лучший дифференцирующий результат.
Вопросы каждого теста разделены уже в начальной школе на 3 уровня сложности:
А (базовый)
Б (более сложный)
С (повышенный уровень)
В тестах по чтению у ученика в начальной школе
проверяются навыки узнавания изученных лексических единиц
навыки восстанавливания текста в соответствии с решаемой задачей
навыки — опираться на языковую догадку в процессе чтения (интернациональные и сложные слова)
распознавать в тексте изученные части речи: существительные с определенным и неопределенным артиклем, существительные в единственном и множественном числе
глагол связку to be
Несомненна ценность использования ИКТ на уроках, что обеспечивает высокую мотивацию и возможность самостоятельной работы и самоконтроля. Уже со 2 класса можно приучать детей обмениваться работами для проверки, задав четкие критерии оценивания. При этом учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию. Необходимо поддерживать в учащихся чувство успеха. Самая маленькая победа должна быть оценена. Необходимо учитывать возрастную специфику, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика в самостоятельную с элементами самообразования и самовоспитания деятельности.
Среди прочих тестовых заданий чаще всего встречаются задания множественного выбора Они предлагают, как правило, выбор одного варианта из 3 и более предложенных.
Клоуз – процедура – эффективный тип тестовых заданий, предполагающий восстановление опущенных букв или слов в тексте. Клоуз-процедура, которая предполагает осмысление информации, предшествующий пропуску и последующей за ним, анализ грамматической структуры.
Диагностика и анализ не могут быть эффективными, если не связаны с таким направлением деятельности как мониторинг.
Мониторинг создаётся для объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников . Основным принципом в проведении мониторинга является систематичность в проведении исследования , доступность, открытость. Главное направление мониторинга – обеспечить всех учеников образовательного процесса обратной связью. Целью мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путём выявления проблем целенаправленной коррекционной работы. Задачами анализа достижений учащихся являются:
Определение достижений учащихся за 2012-2013 учебный год и 3 четверть 2014 г.
Реализация индивидуальных возможностей;
Отслеживание результатов по предмету
Кол-во уч-ся | 2013-2014 | Уч. | Год. | 2014 | Уч. | год | Качество |
| |
|
| «5» | «4» | 3«» | «5» | «4» | «3» |
|
|
2 | 11 |
|
|
| 2 | 6 | 3 | 72 |
|
3 | 6 | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 80 |
|
4 | 7 | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 56 |
|
5 | 5 | 3 | 2 |
|
|
|
| 100 |
|
6 | 9 | 1 | 5 | 3 | 1 | 5 | 3 | 56 |
|
7 | 14 | 1 | 7 | 6 | 2 | 5 | 7 | 50 |
|
8 | 9 | 4 | 5 |
|
|
|
| 48 |
|
9 | 13 | 5 | 3 | 6 | 3 | 6 | 5 | 52 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вновь прибывшие учащиеся и выбывшие не учтены в анализе.