Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
ПРОГРАММА
элективного курса
Английский язык: теория и практика в тестах и упражнениях
Объем программы: 34 часа
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 10 класс
Кириенко Ирина Владимировна
учитель английского языка
II квалификационной категории
Старая Руза 2013год
Пояснительная записка
Одним из ведущих принципов обновлённого процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет «Иностранный язык» занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.
Введение страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроках иностранного языка содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на ИЯ.
Обучение общению на ИЯ в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без этого нет и не будет практического овладения языком. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения ИЯ обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей (как и на других учебных предметах), но также вполне конкретных практических целей.
Цели:
развивающие:
1) показать значение иностранного языка в диалоге культур;
2) показать учащимся практическое значение «страноведения»;
3) развивать у учащихся приобретённые ранее знания, навыки и умения;
4) показать роль англо-говорящих стран, их культуры и экономики;
5) развивать умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области иностранного языка;
6) развивать у учащихся познавательный интерес.
обучающие:
1) подготовка учащихся к сдаче экзаменов;
2) обучение навыкам проектной работы;
3) обеспечить усвоение задач, входящих в содержание темы урока;
4) проконтролировать степень усвоения умений и навыков.
воспитательные:
1) содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
2) осуществлять нравственное воспитание.
Учащиеся должны получить знания по основным темам национальной культуры англо-говорящих стран (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию, спорту и др.); о социо-культурных особенностях народов – носителей языка (это служит основой общения с людьми разных культур и разных профессий).
Задачи:
понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным программой;
правильно и самостоятельно выражать своё мнение в устной и письменной форме;
критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
использовать соответствующую справочную литературу и словари;
отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение;
выполнять проектные работы и рефераты;
работать самостоятельно и в коллективе.
Содержание курса
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
1) лингвострановедческий компонент:
— знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы, афоризмы как источник национально-культурной информации;
— знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англо-говорящих странах; историей и географией; общественными и социальными отношениями в этих странах; политической системой; обычаями и системой ценностей; экономикой; хозяйственными связями и условиями труда; окружающей средой; средствами массовой информации, проблемами миграции;
— текстовой материал, содержащийся в учебниках и учебных материалах по страноведению;
2) общеучебный компонент:
учебно-организационные умения, связанные с формированием у школьников X-XI классов способности работать в различных режимах; объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;
учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, т.е. в умениях слушать и слышать партнёра по общению, обосновывать свою точку зрения.
Основные положения, на которых строится процесс обучения страноведению.
1. В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
2. Курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, вовлекающему в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию и взаимопомощи.
3. Дифференцированный подход, предполагающий учёт уровня обученности школьников, реализуется в данном курсе через:
— использование материала разного уровня трудности (например, индивидуальная работа с раздаточным материалом, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);
— использование опор (план, ключевые слова, выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности для построения высказывания);
— разный объём знаний учащихся по теме;
— разные способы контроля.
4. В основе технологии обучения страноведению – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
Методы и приёмы, которые включает эта технология.
Приёмы | |
1) Ознакомление с — новым вокабуляром; — новой темой и проблемами, с ней связанными. | — Объяснение; — слушание и запись лекции; — самостоятельное чтение материала и его изучение; — работа с вокабуляром; — диктант. |
2) Тренировка | — Ответы на вопросы; — поиск ответов на вопросы в тексте; — чтение и перевод текстов; — работа с карточками в парах; — ролевые игры. |
3) Практика | — Обсуждение изучаемой темы проблемы в парах, группе; — устная презентация; — доклад; — написание эссе. |
Формы занятий:
аудиторные групповые занятия под руководством учителя;
индивидуальная, самостоятельная работа;
занятия в кабинете ИКТ;
индивидуальные консультации.
На занятиях предусматривается:
работа с текстом лингвострановедческого содержания;
работа с картинками, CD, с видеоматериалами;
работа с географическими картами;
работа со знаками и символами культуры;
работа с проектами и сообщениями страноведческого характера, выход в Интернет;
квиз (Quiz) – одна из основных форм работы с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания
Алгоритм работы с квизом заключается в следующем:
I этап – осуществление фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза (например 1а, 2b, 3с и т.п.).
II этап – предъявление ключа, сообщение критериев оценивания работы и проверка работ учащихся.
III этап – высказывание двух-трёх учащихся в форме микромонолога с использованием содержания квиза в качестве опорного сигнала или без такового.
При систематическом использовании данного вида работы дети прочно усваивают реалии англо-говорящих стран, изучаемые в школе.
Контроль и оценка
Контроль и оценка должны показывать, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Кроме того, цель оценки заключается:
в формировании у школьника уважительного отношения к себе;
в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях).
Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению ИЯ в целом.
Требования к уровню усвоения курса
К концу обучения учащиеся должны:
знать и понимать реалии (слова, обозначающие предметы национальной культуры);
уметь употреблять эти слова;
знать номинативную лексику по страноведческим темам;
уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;
уметь использовать справочную литературу, словари;
уметь работать с различными источниками информации, включая сайты Интернета;
уметь слушать и слышать партнера по общению.
Элективный курс
«Страноведение: англо — говорящие страны»
Календарно-тематическое планирование 11 класс
(1 час в неделю)
Тема | Кол-во часов | Всего | ||
Теория | Практика | |||
| I полугодие: I четверть — 9 часов; II четверть -7 часов;
|
| | 16 |
1. | Введение в курс.
| 1 | |
|
2. | Работа с географическими картами.
| | 1 |
|
3. | Работа со знаками и символами культуры.
| | 1 |
|
4. | Советы тем, кто впервые едет в Великобританию.
| 1 | |
|
5. | Повседневная жизнь. Два обычных дня: Великобритания, США (отличия).
| 1 | |
|
6. | Дома. Удобства в доме. (Великобритания, США).
| 1 | |
|
7. | Семья. (Великобритания, США, Австралия).
| 1 | |
|
8. | Еда. Покупки в магазине. (Великобритания, США).
| 1 | |
|
9. | Досуг. Свободное время.
| 1 | |
|
10. | Родина. Кто такие британцы?
| 1 | |
|
11. | Британские малые острова (география, ландшафт).
| 1 | |
|
12. | Символы Англии.
| 1 | 1 |
|
13. | Семь чудес света в Америке.
| 2 | |
|
14. | «Выход» в Интернет. Выполнение индивидуальных заданий.
| | 1 |
|
Тема | Кол-во часов | Всего | ||
Теория | Практика | |||
| II полугодие: III четверть — 10 часов; IV четверть — 8 часов;
|
| | 18 |
1 | Природные катаклизмы (Австралия, США)
| 2 |
|
|
2 | Городской и сельский образ жизни (Великобритания).
| 1 |
|
|
3 | Музыка: музыкальные стили (США, Ямайка, Ирландия, Южная Африка).
| 2 |
|
|
4 | Связь с прошлым. Экскурс в историю Англии и Шотландии.
| 2 |
|
|
5 | История происхождения некоторых продуктов питания в Великобритании.
| 1 |
|
|
6 | История в кино (США).
| 1 |
|
|
7 | США: главные исторические события 20-го века.
| 1 |
|
|
8 | Государственное устройство. Парламент Великобритании.
| 2 |
|
|
9 | « Взлеты и падения » Британской монархии.
| 2 |
|
|
10 | Конституция США.
| 2 |
|
|
11 | Национальные праздники (Шотландия, Ирландия, США, Англия).
| 1 |
|
|
12 | «Выход» в Интернет. Выполнение индивидуальных заданий.
|
| 1 |
|
Программа элективного курса на базе учебных пособий издательства
«Enjoy English»
Список литература
1. Для учащихся:
1. Ю.Б. Голицинский « Great Britain», КАРО, 2010.
2. Ю.Б. Голицинский «Соединённые Штаты Америки », КАРО, 2010.
3. Смирнов Ю.А..: Английский язык. Современная Британия. 10-11 классы. Просвещение, 2012.
4. Росс Д. Шотландия. История нации = Scotland. History of a nation : книга по страноведению на английском языке / Д. Росс. — СПб. : КАРО ; New Lanark : Geddes & Grosset, 2006.
5. Росс Д. Ирландия. История нации = Ireland. History of a nation : книга по страноведению на английском языке / Д. Росс. — СПб. : КАРО ; New Lanark : Geddes & Grosset, 2006.
2. Для учителя:
1. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по иностранному языку новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/Образование в документах и комментариях, — Москва: АСТ. Астрель, 2004 год.
2. Басс Е.В., Васильева Л.В. Лукашенко В.В. Электронное пособие «Английский язык. Страноведение.» серии «Методики. Материалы к урокам».
3. Павлоцкий В.М., « Великобритания. Монархия, история, культура», КАРО, 2006.
Материально-техническое обеспечение
1.Государственный образовательный стандарт. https://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.
2.Программа по иностранным языкам. 2008 год. https://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/04-1-s.doc
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор
5.Аудиоприложение (аудиокассеты, CD МР3).
6. Видеоматериалы
Приложение 1
На первом этапе элективный курс рассматривает методическое объединение учителей-предметников или научно-методический совет школы, где принимается решение о соответствии программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, о целесообразности их введения в учебный план (за счет часов, отведенных компонент образовательного учреждения) и вынесения на внешнее рецензирование и затем на утверждение педагогическим советом школы. Этот этап можно назвать внутренним.
Второй этап – внешний, который проходит на уровне Учебно-методического цента.
Методические рекомендации по заполнению.
1-й шаг – оценка качества каждого параметра.
2-й шаг – определение обобщенной оценки качества программы элективных курсов путем суммирования экспертных оценок по отдельным измеряемым параметрам.
3-й шаг – отнесение измеряемой программы к одному из 3 уровней.
4-й шаг – перевод обобщенной количественной оценки в процентный показатель, который рассчитывается как отношение реальной суммы баллов к их максимально возможному значению.
Содержание | Количественная шкала (в баллах) | Примечание | ||||
|
| 1 | 2 | 3 |
| |
1 | Степень новизны для учащихся |
|
| 2 |
|
|
2 | Мотивирующий потенциал программы |
|
| 2 |
|
|
3 | Развивающий потенциал программы |
|
| 2 |
|
|
4 | Реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся |
|
| 2 |
|
|
5 | Наличие здоровьесберегающих характеристик |
|
| 2 |
|
|
6 | Полнота содержания |
|
| 2 |
|
|
7 | Связанность и систематичность изложенного материала |
|
| 2 |
|
|
8 | Адекватность методов обучения типу курсов |
|
| 3 |
|
|
9 | Степень контролируемости |
|
| 2 |
|
|
10 | Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов |
|
| 3 |
|
|
11 | Наличие в структуре программы необходимых разделов |
|
| 2 |
|
|
12 | Наличие краткой аннотации элективного курса |
|
| 2 |
|
|
1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
2. Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес программы.
3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьника.
5. Здоровьесберегающие характеристики. Программа не создает учебных перегрузок для школьников (отсутствие или не обязательное домашнее задание), предлагает широкое использование интерактивных метод обучения.
6. Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.
7. Связанность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частичными и общими знаниями прослеживаются связи.
8. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на интерактивных методах обучения (проектных, исследовательских, игровые).
9. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы их достижения.
10. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа различна с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
11. Формальная структура программы: титульный лист, пояснительная записка, содержание, учебно-тематическое планирование, литература, методические рекомендации (сопровождение).
Таксономический | Количественная балльная шкала | Сумма баллов по параметрам 1-12 | Степень проявления качества | |
1 | Высокий | 2-3 | 30-42 (от 71%) | Высокая |
2 | Средний | 2-3 | 20-29 (от 47%) | Хорошая |
3 | Низкий | 0-1-2 | 0-19 (до 46 %) | Низкая |
19