Муниципальное образование
Город Рязань Рязанской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Рязани «Лицей №4»
«СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» | |
на заседании МО учителей немецкого языка
| Заместитель директора по НМР _________________ | Директор МАОУ «Лицей №4» ________________________ |
Протокол № _____ от _________20____г |
от ____________ 20____г | Приказ № ______ от ___________ 20____г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По немецкому языку в качестве второго иностранного
для 6-го класса (основное общее образование)
Количество часов 68
Учителя: Денисова Жанна Анатольевна;
Костяшкина Екатерина Алексеевна
Программа разработана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана МАОУ «Лицей №4» на 2014-2015 уч. г. и авторской программы по УМК «Немецкий язык» под редакцией И.Л. Бим «Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 5 — 9 классы» / Бим И.Л. — М.: Просвещение, 2013.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Cтатус документа
Программа по немецкому языку для VI – го класса составлена на основе требований федерального государственного стандарта среднего общего образования второго поколения (ФГОС), а также на основе программ: «Немецкий язык для общеобразовательных школ с углублённым изучением немецкого языка, 2-11 классы». Авторы Н.Д.Гальскова, О.Л.Захарова, Г.А.Корникова, Л.Н. Яковлева, Г.Е.Яцковская, «Программа основного общего образования по иностранному языку, 2005 год, и авторской программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И. Л. Бим (Москва «Просвещение», 2010 год). Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста.
Данная программа предназначена для обучения учащихся VI – го класса немецкому языку как второму иностранному, с использованием учебно – методического комплекса И.Л. Бим, Л.В. Садомовой «Deutsch. 6 Klasse» «Немецкий язык. 6 класс».
В учебном плане МАОУ «Лицей № 4» на изучение II – го иностранного языка в VI – ом классе отводится 2 часа в неделю. Разработанная программа рассчитана на 68 часов (с расчетом на 34 учебные недели). Из них 5 часов отводится для проведения контрольных работ по говорению, аудированию, чтению, письму, грамматике.
Данная программа предназначена для обучения учащихся в МАОУ «Лицей №4» г. Рязани, в котором учащиеся развиваются в условиях относительно многоязычной среды, созданной с помощью введения в учебный процесс изучения двух иностранных языков. Настоящий лицей сформирован на базе прежней языковой школы с углублённым изучением немецкого языка, выпускники которой не только практически владеют иностранным языком, но часто выбирают сферы профессиональной деятельности, где необходимо знание двух иностранных языков. Сильные традиции школы, опыт педагогического коллектива, систематизированный дидактический и методический материал, оснащенность учебного процесса пособиями, изданными в ФРГ, – всё это легло в основу создания программы.
Успешное использование данной программы может быть обусловлено следующими факторами:
а) владение учителями немецкого языка коммуникативной методикой обучения ИЯ в лицее и технологией социокультурного развития учащихся средствами родного и иностранного языка;
б) владение технологией отбора отечественной и зарубежной литературы для решения конкретных дидактических и методических задач;
в) наличие возможности использовать как отечественные, так и зарубежные учебники немецкого языка, учебные, а также культуроведческие аудио – и видеоматериалы;
г) развитие в лицее прямых контактов между лицеистами и учащимися зарубежных стран, между педагогическими коллективами.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
Программа реализует следующие основные функции:
— информационно – методическую, которая позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.
— организационно – планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.
— контролирующую функцию, которая заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Программа направлена на воспитание, образование и разностороннее развитие школьников средствами немецкого языка как школьного предмета, на приобщение учащихся к культуре народов, говорящих на немецком языке.
Структура документа
Программа включает 3 раздела:
— пояснительную записку;
— общую характеристику учебного предмета;
— основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса;
— требования к уровню подготовки учащихся на среднем этапе обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением входит в предметную область «филология». В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин. Коренным образом изменился социальный статус «иностранного языка» как учебного предмета. Из предмета, не имевшего реального применения и находившегося в сознании учащихся на одном из последних мест по степени значимости, иностранный язык превратился в средство, реально востребованное личностью, обществом и государством. Стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества возможно только при определенном уровне иноязычной грамотности его членов. Иноязычная грамотность способствует:
повышению конкурентоспособности государства, перестройке экономики внутри страны;
вхождению, интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество;
доступу к информационной мировой системе и новейшим информационным технологиям.
Иноязычную грамотность в сложившихся условиях следует рассматривать как экономическую категорию. Интегрируясь с техническими науками, материальным производством, она превращается в непосредственную производительную силу.
Роль иностранного языка как учебного предмета возрастает также в связи с введением ФГОС-2, «где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования». Переход от познавательной парадигмы к образовательной делает огромный образовательный потенциал предмета «иностранный язык» особо востребованным. Школьники овладевают рациональными приемами изучения ИЯ и универсальными учебными действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в информационно-образовательной среде и т.д.
«Иностранный язык» как учебный предмет готовит учеников к успешной социализации после окончания образовательного учреждения, учит успешно выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе. Владение общением на иностранном языке стало сегодня одним из условий профессиональной компетенции специалиста, поскольку знание иностранного языка может существенно повлиять на его образовательные и самообразовательные возможности, выбор профессии, перспективу карьерного роста.
Немецкий язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть
сведения из разных областей знания, например: литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными
языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырёх видах речевой деятельности);
многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как
средство приобретения знаний в самых различных областях знания).
Изучение иностранного языка обогащает представление учащихся о языке как об одном из важнейших общественных явлений. Учащиеся знакомятся со строем немецкого языка, с закономерностями и особенностями, отличающими его от родного языка, что позволяет им глубже узнавать иностранный язык. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи её другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Изучение немецкого языка расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников. Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативная компетенция — основная цель обучения иностранному языку.
В процессе изучения немецкого языка как второго иностранного в VI – ом классе МАОУ г. Рязани «Лицей № 4» с углублённым изучением языка реализуются следующие цели:
обеспечение высокого уровня знаний учащихся;
стимулирование познавательной активности учащихся, формирование у них потребности в самостоятельном приобретении знаний и способности к автономному обучению в течение всей жизни;
cпособствование интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся, развитию их творческих способностей, развитие их эмоциональной сферы в процессе обучающих игр;
повышение мотивации учащихся к изучению немецкого языка и культуры немецкоязычных стран, формируя при этом позитивное отношение к народам – носителям изучаемого языка и их культурам;
освоение элементарных лингвистических представлений на среднем этапе обучения немецкому языку, доступных школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на немецком языке;
обеспечение коммуникативно – психологической адаптации учащихся на среднем этапе обучения немецкому языку к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использование немецкого языка как средства общения;
формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
формирование умений общаться на немецком языке с учётом речевых возможностей и потребностей школьников;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений;
формирование активной мотивации учащихся к изучению немецкого языка и культуры немецкоязычных стран, а также позитивного отношения к народам – носителям изучаемого языка и их культурам;
pазвитие у учащихся способности к социальному взаимодействию, предполагающему сотрудничество и совместное решение проблем различного характера;
приобщение шестиклассников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
формирование межкультурной компетенции учащихся;
воспитание школьников на среднем этапе средствами немецкого языка.
Основные практические задачи
1. Развитие фонематического слуха и языковой догадки. 2. Научить читать вслух и с выражением. 3. Научить утверждению, отрицанию (nicht/kein). 6. Научить читать диалоги и инсценировать их. 7. Научить письменно фиксировать элементарные сообщения. 8. Научить читать с полным пониманием содержания тексты, пользуясь при необходимости словарем и сносками. 9. Научить воспринимать на слух сообщения монологического и диалогического характера, построенные на языковом и речевом материале данной темы.
10. Расширять словарный запас.
В программе определены планируемые воспитательные результаты:
* формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
* укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях;
* формирование основ нравственного самосознания личности (совести):
* принятие учащимися национальных духовных традиций;
* развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
* развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
* формирование уважительного отношения к родителям;
* воспитание толерантности.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Рабочая программа обучения немецкому языку в VI классе ориентирована на развитие и дальнейшее совершенствование коммуникативной компетенции через универсальные учебные действия (УУД) обучающихся:
Личностные результаты шестиклассников, формируемые при изучении иностранного языка:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности.
формирование межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие волевых качеств, целеустремленности, креативности, инициативности, трудолюбия, дисциплинированности;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в VI классе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
формирование и развитие компетенции в области использования информационно – коммуникационных технологий;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты освоения шестиклассниками программы по иностранному языку:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающими уровня иноязычной компетентности.
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях.
Содержание тем учебного курса
Основной содержательной линией программы является школьная тема, которая и объединяет следующие параграфы:
Thema: „Schulanfang (Schulbeginn). Ist er überall gleich?“
Thema: „Draußen ist Blätterfall“
Thema: „Deutsche Schulen. Wie sind sie?“
Thema: „Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen“
Thema: „Freizeit… Was gibt’s da alles!“
Thema: „Klassenfahrten durch Deutschland. Ist das nicht toll?!“
Thema: „Am Ende des Schuljahrs — ein lustiger Maskenball!“
Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование
по немецкому языку для 6 класса
Общее количество часов: 68 часов
По четвертям
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого | |
Всего часов | 18 часов
| 14 часов
| 20 часов
| 16 часов
| 68 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Обучение диалогической речи
Диалогическая речь занимает и на втором году обучения ведущее место в процессе учебного общения, выступая как одно из важнейших средств и как одно из основных целевых умений. В форме беседы предъявляется и закрепляется новый учебный материал, активизируется его употребление. В форме беседы проверяется понимание прочитанного или прослушанного текста. Формирование у учащихся умения вести беседу обеспечивается всей организацией педагогического процесса на данном этапе и, в частности, использованием серии упражнений ABCD(E).
Как и на первом году обучения, весьма распространенным типом диалога является диалог-расспрос, направленный на односторонний запрос информации. Наряду с этим в большей мере используется диалог-волеизъявление для выражения просьбы, совета, включающий ответную реплику: согласие/несогласие и др.
К овладению данными типами диалога учащиеся идут двумя путями: с помощью так называемого управляемого диалога и на основе диалогов-образцов. В первом случае учитель использует в виде подсказки побудительные реплики типа Frage, ob… (Frage, wer…, wohin…) или Sage, dass… (Sage, warum…), с которыми он попеременно может обращаться к каждому партнеру индивидуально (т. е. к одной паре учащихся У1 — У2) или к коллективному партнеру, когда для организации одновременной фронтальной беседы все учащиеся разбиваются на партнеров А и В (например, по рядам) и работа ведется вполголоса в парах. Это, по сути дела, преобразованная цепочка упражнений ABCD (E), используемая для организации взаимодействия партнеров.
Во втором случае учащиеся идут к овладению диалогом от диалога-образца: как правило, от его воспроизведения к порождению диалога по аналогии. Этой цели служит и ролевая игра „Immerklug und K°“, которая дается сначала в виде диалога-образца.
Обучение монологической речи
В 6-м классе работа над этими речевыми формами продолжается, но охватывает большее количество лексических единиц и грамматического материала, т. е. формируемые в этом русле навыки и умения усложняются. Так, учащиеся должны овладеть умениями описывать внешность человека, одежду, погоду, например погоду сегодня в сравнении с погодой вчера, используя степени сравнения прилагательных, и т. д. Они должны овладеть умениями делать краткие сообщения о действиях в прошлом, используя Perfekt. Кроме того, объектом целенаправленного формирования становятся пересказ как специфическая речевая форма, направленная на передачу полученной информации, а также рассказ о действиях и событиях в настоящем, прошлом (с использованием новой грамматической формы — Präteritum). При обучении рассказу и сообщению можно использовать опоры в виде плана и структурного сообщения, уделяя внимание логической последовательности высказывания, в частности, с помощью использования слов zuerst, dann, später. Следует иметь в виду, что рассказ в отличие от сообщения должен содержать в себе элементы оценки, быть в целях воздействия на слушающего эмоционально окрашенным (например, с помощью предложений типа: Das ist sehr interessant. Es gefällt mir. Schön, nicht wahr? и т. п.).
Обучение аудированию
Аудирование занимает на втором году обучения весьма значительное место. Оно служит важным средством обучения, так как в процессе аудирования учащиеся часто знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом, тренируются в узнавании и припоминании уже известного, готовятся к ведению беседы по прослушанному и в связи с ним. Обучение аудированию является также одной из основных целей обучения. В 6-м классе развиваются и совершенствуются сформированные в 5-м классе навыки и умения этого вида речевой деятельности. Помимо текстов, содержащих только знакомый материал или явления, о значении которых можно догадаться, ученикам предлагаются тексты, содержащие незнакомые слова, раскрыть значение которых ученики должны, активно запрашивая дополнительную информацию (например: Was bedeutet dieses Wort, dieser Satz? Bedeutet das Wort…? и т. д.). Длительность звучания текста, как правило, до 1 минуты.
Обучение чтению
В 6-м классе продолжается обучение технике чтения как вслух, так и про себя. При этом переход к чтению про себя можно считать завершенным. При чтении вслух существенно умение быстро узнать и правильно озвучить известный материал или материал, который может быть узнан, бегло (без лишних пауз и в нормальном темпе) его прочитать и понять на уровне значений и смысла. При чтении про себя также обращается внимание на темп чтения и адекватность понимания. Скорость чтения вслух и про себя определяется обычно в 250—300 печатных знаков в минуту. Большое значение имеет чтение с опорой на догадку. В связи с этим тексты для чтения включают, как и в 5-м классе, интернационализмы, производные слова от знакомых корней, сложные слова, прилагательные в атрибутивной форме, понимание значения которых требует активной мыслительной деятельности: установления ассоциативных связей, переноса, осмысления.
Обучение письму
Обучение письму нацелено в 6-м классе на поддержание навыков письма путем списывания и выполнения других письменных упражнений. Их количество может быть увеличено (по усмотрению учителя). С другой стороны, в учебнике имеется некоторое количество творческих письменных заданий, например написание письма, заполнение анкеты, составление подписей к рисункам и т. п. Они выполняются частично по опорам, частично по аналогии, а потому посильны для учащихся. Количество письменно выполняемых упражнений также по усмотрению учителя может быть увеличено.
Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам речи
Обучение соответствующим навыкам оформления речи в 6-м классе строится в основном так же, как и в 5-м. Фонетические навыки. Необходимо их поддерживать и развивать с помощью фонетических зарядок, материал для которых содержится главным образом в приложении к учебнику.
Активный словарь учащихся должен охватывать на втором году обучения не менее 200 лексических единиц. Их отбор определяется не только необходимостью обслужить ту или иную ситуацию или тему в данный момент, но и их использованием в дальнейшем (например, sorgen für, sich interessieren и др.). Словарь учебника по сравнению с указанным в программе нормативом избыточен (содержит, например, синонимы). Это должно придать речи несколько индивидуализированный оттенок.
Грамматический материал несколько сокращен по сравнению с действующей программой. На следующий год перенесено овладение будущим временем, конструкцией с местоимением man.
Объём диалогов – до 3-х реплик со стороны каждого учащегося.
Объём монологического высказывания – до 8 – 10 фраз.
Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Объём текстов для чтения до 250 слов.
— писать короткие поздравления с праздниками (объёмом до 30 слов, включая адрес);
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
В качестве видов контроля выделяются:
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки школьников.
Промежуточный внутришкольный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер.
Итоговый контроль осуществляется школой в конце каждого учебного года.
Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
Сферы общения и тематика (предметы речи, проблемы)
На каждом последующем этапе обучения сферы общения и тематика предыдущего этапа подхватываются, расширяются, и к ним прибавляется ряд новых тем.
А. Социально-бытовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Я и мои друзья.
Распорядок дня. Еда.
Здоровье. Гигиена.
Внешность.
Досуг. Хобби. Как для всего найти время?
Покупки. Одежда.
Б. Учебно-трудовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Начало учебного года. Всюду ли оно одинаково?
Немецкие школы. Какие они?
Любимые и нелюбимые учебные предметы.
Коллективные поездки по своей стране — одна из традиций
немецкой школы.
Спорт и другие увлечения.
Чтение — вот лучшее учение.
В. Социально-культурная сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Что понимают немецкие и российские школьники под
словом «Родина»?
О чем рассказывают письма из Германии, Австрии, Швейцарии.
Некоторые общие сведения об этих странах, их природе.
Наиболее крупные города этих стран, их достопримечательности.
Транспорт. Посещение кафе, ресторана.
Жизнь в селе имеет свои прелести.
Охрана окружающей среды. Что значит быть другом животных?
ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говорение
На новом этапе овладение говорением носит репродуктивно-продуктивный характер, речевое действие осуществляется как с непосредственной опорой на образец, так и по аналогии с ним. Получают дальнейшее развитие механизмы комбинирования и варьирования. В большей мере проявляется речевая инициатива (особенно в условиях ролевой игры).
Требования к обучению диалогической речи
Школьникам обеспечивается возможность:
Вести ритуализированный (этикетный) диалог/полилог в стандартных ситуациях общения, используя соответствующие формулы речевого этикета.
Давать совет, положительно (отрицательно) реагировать на него.
Вариативно использовать известные структурно-функциональные типы
диалога, комбинировать их (например, диалог-расспрос сочетать с диалогом — обменом мнениями и т. п.).
4. Вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства (например: „Gehen wir …») с опорой на образец и без него.
Требования к обучению монологической речи
Учащимся предоставляется возможность:
1. Делать краткие сообщения (о своей школе и досуге, об увлечениях и проведенных каникулах, о достопримечательностях отдельных городов Германии, Австрии, о своем родном городе или селе, о некоторых знаменитых туристских центрах нашей страны).
2. Кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст.
3. Выражать свое отношение к прочитанному: понравилось — не понравилось, что уже было известно — что ново.
4. Описывать (характеризовать) друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы (кто, каков, что делает, как, где, зачем).
Письмо
Письмо в большей мере используется и как цель, и как средство обучения. Усложняются коммуникативные задачи.
Требования к обучению письму
Ученики учатся:
1. Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения.
2. Выписывать из текста нужную информацию.
3. Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования.
4. Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.
ТРЕБОВАНИЯ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОДУКТИВНЫМИ
ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ
Произносительная сторона речи, графика, орфография
Школьникам предоставляется возможность овладеть:
— интонацией сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;
— произношением и написанием ряда заимствованных слов.
Лексическая сторона речи
Учащиеся должны овладеть дополнительно к усвоенным ранее примерно 250—280 лексическими единицами, включающими устойчивые словосочетания и реплики-клише.
Это лексика (в том числе реалии), характеризующая указанные ранее предметы речи:
— страны изучаемого языка и в первую очередь Германию, Австрию, Швейцарию, их географическое положение, государственное устройство (в самом общем плане), природу, достопримечательности;
— прошедшие каникулы;
— начало учебного года, выражение мнения о том, что радует, что огорчает в школе;
— погоду осенью, то, как ведут себя люди, животные в это время года;
— то, как выглядят немецкие школы (снаружи, изнутри); что думают о своих школах немецкие школьники, о каких школах мечтают; что думаем о своих школах мы;
— какие учебные предметы предпочитают школьники, как строится расписание уроков в немецкой школе и у нас, когда начинаются и заканчиваются уроки, как долго длятся перемены;
— как важно бережно относиться к своему времени, правильно его планировать;
— распорядок дня у немецких детей;
— что они едят на завтрак, обед, ужин;
— что делают в свободное время, чем увлекаются, о чем мечтают;
— каковы их любимые литературные персонажи;
— каковы их любимые животные, что значит быть другом животных;
— как подготовиться к коллективной поездке класса куда-либо (выбрать маршрут, собрать предварительную информацию о городе);
— на чем можно ехать;
— как ориентироваться в незнакомом городе;
— как заказать еду в ресторане;
— как одеться в соответствии с ситуацией, модой;
— транспорт и правила уличного движения;
— витрины магазинов и названия улиц;
— жизнь за городом (на ферме); домашний скот; участие детей в сельскохозяйственных работах;
— народные промыслы;
— защита природы, забота о лесе, животных;
— защита и помощь старым, больным людям;
— забота о здоровье; спорт, роль спорта в формировании человека;
— отдельные страницы из истории спорта и Олимпийских игр.
2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами:
а) аффиксацией:
— префиксом un- с прилагательными и существительными:
unglücklich, das Unglück;
б) словосложением
— прилагательное + прилагательное типа dunkelblau, hellblau.
3. Использовать интернационализмы, например: das Hobby,
das Tennis и др.
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Ученикам предлагаются для активного употребления:
— предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнения в Akkusativ и обстоятельства места при ответе на вопрос „Wohin?“;
— предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zu;
— побудительные предложения типа Gehen wir! Wollen wir gehen;
— предложения с неопределенно-личным местоимением man;
— сложносочиненные предложения с союзами denn, darum, deshalb;
— сложноподчиненные предложения с придаточными: дополнительными — с союзами dass, ob и др.; причины — с союзами weil, da; условными — с союзом wenn.
Морфология
Ученики учатся образовывать и использовать в речи следующие формы:
— слабые и сильные глаголы с вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
— сильные глаголы с вспомогательным глаголом sein в Perfekt;
— Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных
и модальных глаголов;
— Futurum I;
— степени сравнения прилагательных и наречий;
— возвратные глаголы в основных временных формах: Präsens, Perfekt, Präteritum;
— Genitiv имен существительных нарицательных;
глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt,
Präteritum;
— предлоги, имеющие двойное управление: требующие Dativ на вопрос „Wo?“ и Akkusativ на вопрос „Wohin?“;
— предлоги, требующие Dativ;
— предлоги, требующие Akkusativ.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ РЕЦЕПТИВНЫМ ВИДАМ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный этап характеризуется сформированностью (в основном) механизмов идентификации, дифференциации, прогнозирования и выделения смысловых вех, а также техники чтения вслух и про себя. Продолжает формироваться механизм языковой догадки (на основе сходства с родным языком, знания правил словообразования, по контексту).
Аудирование
Школьники учатся:
Воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале и включающие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться.
Воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших текстов, содержащих значительное число незнакомых слов
Воспринимать на слух и добиваться понимания основного содержания небольших сообщений, содержащих значительное число незнакомых слов, путем переспроса, просьбы повторить, объяснить.
Чтение
Школьникам предоставляется возможность научиться:
1. Вычленять новые слова при зрительном восприятии текста, произносить их по уже изученным правилам чтения.
2. Пользоваться обычным двуязычным словарем для раскрытия значения незнакомых слов.
3. Членить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты.
4. Понимать основное содержание текстов, включающих неизученные слова, о значении части которых можно догадаться на основе контекста, знания правил словообразования или сходства с родным языком, а другую часть которых, несущественную для понимания основного содержания, просто опустить, проигнорировать (ознакомительное чтение).
5. Полностью понять текст, содержащий незнакомые слова, о значении части которых можно догадаться по контексту, по сходству корней с родным языком, а также на основе знания принципов словообразования, а значение другой части раскрыть с помощью анализа, выборочного перевода, используя словарь, сноски, комментарий (изучающее чтение).
ТРЕБОВАНИЯ К ОВЛАДЕНИЮ РЕЦЕПТИВНЫМИ
ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ
Лексическая сторона речи
Объем рецептивного словаря резко возрастает за счет использования аутентичных текстов и может охватывать дополнительно около 600 лексических единиц, включая книгу для чтения.
Словообразование
Ученики учатся распознавать структуру слова при наличии:
а) аффиксации;
-глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа fernsehen, zurückkommen;
-существительных с суффиксами -е, -ler, -um, -ik;
-прилагательных с суффиксами -isch, -los;
б) конверсии:
-существительных, образованных от прилагательных, типа das Grün, der Kranke;
в) словосложения: глагол + существительное, например: der Gehweg, der Springbrunnen;
-прилагательное + существительное, например: die Fremdsprache.
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Ученики учатся:
а) распознавать структуру предложения по формальным признакам, а именно:
— по наличию придаточных предложений
— по наличию инфинитивных оборотов: um … zu + Infinitiv и просто zu + Infinitiv;
б) определять значение придаточного предложения по значению союза (например, временных придаточных предложений, не входящих в активный грамматический минимум на данном этапе обучения).
Морфология
Школьники учатся:
а) различать значения некоторых многозначных слов, например: zu, als, wenn;
б) узнавать по формальным признакам временную форму Plusquamperfekt.
Приложения к программе
Проекты по теме:
I четверть
«Мои летние каникулы».
II четверть
Сценические миниатюры: «На рынке», «Часы времен года»,
Проект «Зимние праздники в Германии».
III четверть
Проект «Школа моей мечты».
IV четверть
«Путешествие по Германии».
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник “Deutsch,6 “ – состоит из 7 самостоятельных разделов, каждый
раздел включает в себя информационно-тематические блоки, в рамках которых представлены разнообразные темы, отражающие сферы межличностного общения, сегодняшние проблемы молодёжи страны изучаемого языка.
Сборник упражнений.
Книга для учителя.
CD—s.
Iris Faigle. „Rundum. Einblicke in die deutschsprachige Kultur“ (mit CD), Klett, 2008
Olga Swerlowa, „Grammatik im Gespräch“; (Arbeitsblätter), Langenscheidt, 2008
Olga Swerlowa, „Grammatik und Konversation 1 “; (Arbeitsblätter), Langenscheidt, 2008
Eva Maria Weerman „Im Griff Wortschatz – Übungen Deutsch“., Pons, 2008 (2 )
„30 Stunden Deutschland“, Klett, 2008
Maria Christina Berger„Generation E“, Deutschsprachige Landeskunde im europäischen Kontext, Klett, 2008
„Mündlich“( Mündliche Produktion und Interaktion Deutsch Illustration der Niveaustufen des GER) ´+ CD, Langenscheidt, 2008
„Spielend Deutsch lernen“( interaktive Arbeitsblätter), Langenscheidt, 1997
„Planet“ (A1) — Kursbuch + Arbeitsbuch + Lehrerhandbuch + 2 CD´s, Hüber.
„Planet“ (A2) — Kursbuch + Arbeitsbuch + Lehrerhandbuch + 2 CD´s, Hüber.
„Planet“ (B1) — Kursbuch + Arbeitsbuch + Lehrerhandbuch + 2 CD´s, Hüber.
„Wortschatz Intensivtrainer A1“ , Langenscheidt
Schnelltrainer Deutsch 4. „Wissen Landeskunde Deutschland“ ) Niveaustufen A2 bis B1)
„Wer, was, wann, wo?“ (Das D-A-CH- Landeskunde-Quiz), Langenscheidt
Wolfgang Butzkamm „Unterrichtssprache — Deutsch. Wörter und Wendungen für Lehrer und Schüler“, Hueber, 2007
„Leichte Tests“ DaF, Hüber.
Rainer E. Wicke. DaF. „Aktiv und kreativ lernen. Projektorientierte Spracharbeit im Unterricht., Hueber; 2008
Radio D Sprachkurs mit Hoertexten fuer Anfaenger. Kursbuch mit 2 Audio-CDs und Begleitheft
Wir 1 Lehrbuch +CD
Spielend Deutsch lernen
Radio D Sprachkurs mit Hoertexten fuer Anfaenger. Kursbuch mit 2 Audio-CDs und Begleitheft
Wir 1 Lehrbuch +CD
Video
„Was Kinder wissen wollen. Sechs Beiträge aus der „Sendung mit der Maus“
DVD „Planet“
DVD „Wir …. Live“
DVD „Deutschlernen mit Klick“
DVD „Bilderbogen D-A-CH“ Videoreportagen zur Landeskunde
DVD „Wer spielt mit?“ ( Spiele für den Unterricht)
Turbo ( 2 Videokasseten)
Справочная литература:
«Немецко-русский лингвострановедческий словарь», Г.И. Куликов, В.И. Мартиневский,
А. А. Попов, «6000 немецких глаголов»
«130 основных правил грамматики немецкого языка с упражнениями»
«Германия: страна и язык» (лингвострановедческий словарь)
«Привет, Австрия!», (учебно-справочное пособие)
Сборник упражнений по грамматике( 5- 9 класс)., И.Л. Бим.
Немецкий язык, универсальный справочник, 1998, Маккензен Л.
«Истории из разных времен», 1999, (Книга для чтения)
«500 упражнений по грамматике немецкого языка», А.В. Овчинникова,1999
«Великие немцы», 2001, Е.Т. Дембицкая,( справочное пособие)
85 устных тем по немецкому языку, Т. Строкина,1999
Методическая литература:
«Немецкий язык. Методика и практика преподавания», 2002, В.А. Терещенко.
«Настольная книга учителя иностранного языка», 1999.
Журнал «ИЯШ».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во часов
| Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (говорение, чтение, аудирование, письмо) | Контроль | ||
Лексика | Грамматика | ||||
Небольшой курс повторения за 5-й класс | 1 четв.
3 ч. |
Der Schritt, weiter, bedeuten, viel Neues/ viel Interessantes erfahren; die Stadt, zu laut, breit, attraktiv, verschiedene Menschen |
Неопределённый и определённый артикли. Порядок слов в простом повествовательном предложении. Вопросительные слова: Wer? wie? was? Спряжение глаголов в настоящем времени |
Уметь составлять диалог по по теме «Знакомство», «Встреча». Уметь читать диалог по ролям. Знать лексику классного обихода. Уметь составлять предложения с опорой на таблицу. Понимать на слух разговор людей на улице по теме урока |
Контроль диалогиче-ской речи.
Контроль устной речи по теме «Мой город» |
1. Начало учебного года
Начало года в России, Германии и др. странах | Сент.-окт.
10 ч. | Der Schulanfang, das Schuljahr, das Schulfach, das Wiedersehen mit…, zu Ende sein, Spaß machen; Sich freuen auf/ über, worauf, worüber, darauf, darüber, sich ärgern über, die Stunde der ABC-Schütze, die Zuckertüte, stellen, legen, hängen | Спряжение возвратных глаголов в настоящем времени sich freuen, sich ärgern; Винительный падеж существительных (was?, wen?, wohin?) | Уметь читать высказывания школьников о начале учебного года. Составить сложные существительные по образцу. Уметь поздравить с началом нового учебного года. Уметь читать текст и отвечать на вопросы. Уметь рассказать о начале учебного года в Германии, используя ассоциограмму «Die Schule». Понимать содержание стихотворения на слух. Уметь выразить своё мнение, написав, что радует в связи с началом нового учебного года, а что огорчает. Уметь отвечать на вопросы к тексту. Уметь читать текст с пониманием основного содержания | Словарный диктант
Контроль диалогической речи.
Контроль грамматических навыков (Perfekt) |
2. На улице листо пад
Погода осенью
Урожай овощей и фруктов
| Окт
5 ч.
2 четв. ноябрь
4 ч.
| Der Bauer, die Ernte, einbringen, wegfliegen, reif, reich, das Obst, die Birne, die Pflaume, die Melone, der Pfirsich, die Weintraube, das Gemüse, der Kohl, die Tomate, die Gurke, die Mohrrübe, die Kartoffel, die Zwiebel
| Безличные предложения, перфект сильных глаголов, сложные имена существительные, степени сравнения прилагательных и наречий | Описать картинку «Времена года». Высказаться о погоде осенью. Читать текст с пропущенными буквами. Высказаться о сборе урожая. Уметь читать диалог по ролям. Понимать диалогическую речь на слух Составлять диалог «В магазине». | Монологическое высказывание «Погода осенью».
Диалогическое высказывание «В магазине».
|
3. Немецкие школы, какие они?
Школьное здание
Классная комната | Ноябрь- дек.
10 ч. | Das Schulgebäude, die Eingangshalle, die Garderobe, der Spiegel, der Stundenplan, Einstöckig, zweistöckig, der Klassenraum, Schüler der Unterstufe / 0-berstufe, das Lehrerzimmer, die Aula, die Sporthalle | Структура вопросительного и повествовательного предложения. Спряжение возвратного местоимения.
| Уметь описать школьное здание. Уметь читать микротексты с полным пониманием и уметь отвечать на вопросы. Знать и уметь образовывать сложные имена существительные. Уметь описать классную комнату. Понимать текст с пропущенными буквами и уметь правильно их вставлять. Уметь рассказать о немецкой школе. Уметь читать микротексты с извлечением основной информации. Уметь рассказать о cвоем лицее. Уметь читать тексты с полным пониманием и отвечать на вопросы. Уметь письменно ответить на вопросы, используя ключевые слова. | Визуальный диктант
Контроль устной речи.
Лексико-грамматический тест. |
4. Что делают немецкие друзья в школе?
Расписание
Часы
Режим дня
| 3 четв.
Янв.
4ч.
февр.
8 ч.
| Die Muttersprache, die Mathematik, (das) Englisch, die Geschichte, die Erdkunde, Die Biologie, die Chemie, die Physik, die Musik, die Geographie, Das Werken, die Handarbeit, die Kunst, die Religion, die Fremdsprache, die Uhr, Der Wecker, Wecker stellen, sich verspäten, (keine) Zeit verlieren, wie spät ist es? es ist …, um wieviel Uhr…?, dauern, wie lange?, von … bis, die Stunde, halb, eine halbe Stunde | Повторение спряжения глагола haben.
Модальный глагол dürfen, спряжение и употребление.
Безличное предложение es ist…
Прошедшее повествовательное (Präteritum) слабых и сильных глаголов.
Образование трех основных форм глаголов sein, haben, werden. | Уметь правильно читать стихи и рифмовки. Уметь записать расписание уроков. Уметь рассказать о своём расписании занятий. Уметь делать записи с использованием часов. Уметь читать сказку с пониманием важной информации и отвечать на вопросы. Уметь давать советы, используя клише. Уметь составлять кроссворд по теме урока. Уметь читать полилог по ролям и отвечать на вопросы. Уметь воспринимать на слух показания времени и записывать их. Уметь заполнить анкету. Уметь читать комикс с пониманием основного содержания и дополнять по смыслу, используя прошедшее время Präteritum. Уметь ориентироваться в тексте и заполнять пропущенные слова. | Устный опрос лексики по теме урока.
Контроль умений использовать часы.
Заполнить карточки на спряжение глаголов в прошедшем времени Präteritum.
Aудированиe |
5. Свободное время – досуг и увлечения
Распорядок дня
Внешность
Хобби
| март 8 ч.
4 четв. Апрель
8 ч.
| Die Sonne, geht auf, aufstehen, Morgеnstunde hat Gold im Munde, der Vormittag, der Nachmittag, Sich waschen, duschen, die Dusche nehmen, die Zähne putzen, das Bett machen, in Eile, sich langweilen, das Zimmer lüften, sich abtrocknen, Der Kopf, das Haar, der Hals, das Auge, die Hand, der Fuß, der Arm, das Bein, das Ohr | Спряжение возвратных глаголов.
Склонение имён существительных. Типы склонения | Уметь читать текст с новыми словами, переводить. Уметь составить режим дня. Уметь оформить коллаж. Уметь читать текст, используя сноски и комментарий, отвечать на вопросы к тексту. Уметь описать своего друга и его внешность. Уметь инсценировать диалоги, используя образцы. Уметь брать интервью у своих одноклассников «Как ты проводишь свободное время?». Уметь читать текст и отвечать на вопросы. Уметь составить вопросы к интервью по теме урока. Уметь читать текст, используя словарь. Уметь отвечать на вопросы к тексту. Уметь прослушать текст, проанализировать его и дать ответ на поставленный вопрос. Уметь пересказать текст. Уметь воспринимать на слух историю и отвечать на вопросы. Знать, как заполнить таблицу с отбором прослушанной информации | Рассказ «Мой распорядок дня»
Контроль лексико-грамматических навыков.
Словарный диктант
Аудирование |
6. Поездка с классом по Германии. Как Здорово!
Виртуальное путешествие в Бремен,Берлин,Франкфурт
| Апрель- май
8 ч. | Das Schiff, der Dampfer, der Zug, die Reise, der Reisende, Die Quadriga, besichtigen, sich ansehen, die Universität, Reisen, wandern, sich befinden, Der Reiseführer, das Denkmal, die Kathedrale, der Stadtmusikant | Прошедшее время Perfekt глаголов движения.
Предлог mit с глаголами движения.
| Уметь дать советы для собирающихся в путешествие. Уметь читать письмо, понимать основное содержание. Уметь работать с картой Германии и записывать информацию о городах и исторических местах. Уметь наметить и описать маршруты поездок класса по городам Германии. Уметь логически верно строить высказывание о немецком городе. | Словарный диктант
Устное описание города на выбор.
|
Итого: 68 часов