Самоанализ урока английского языка
“The system of education in Russia and the UK”
(7 класс, учебник “Happy English.ru”, автор К. Кауфман, М. Кауфман, 2011 г.)
Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Березовская
средняя общеобразовательная школа
Класс: 7 «Б»
ФИО учителя: Новицкая Елена Петровна
Тема урока: «Система образования в России и Великобритании»
Тип урока: Урок систематизации и обобщения учебного материала.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофильм «Английская школа»
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая
Дидактическое оснащение урока:
— карты для самооценки деятельности;
— задания для групповой работы;
— дополнительные тексты для индивидуальной работы;
— мультимедийная презентация к уроку;
— проектная работа ученика « Наша школа».
Цели урока:
Деятелъностная:
— формирование у учащихся деятельностных способностей: познавательных (ролевая игра «Переводчик»), регулятивных (все задания были ориентированы на тему урока), коммуникативных (взаимоотношения во время работы в группе при заполнении таблицы «Системы образования 2-х стран»), способностей к систематизации и обобщению изученного по фонетике, лексике, грамматике в разделах «Школы» и «Английские школы» учебника “Happy English.ru”.
Содержательная:
-формирование коммуникативной иноязычной компетенции на основе изученного учебного материала и применение её в новых ситуациях общения.
Основные задачи урока:
Образовательные
-по фонетике: тренировка произносительных навыков (звуки, интонация повествовательного и вопросительного предложения);
-по лексике: повторение и активизация лексического материала по теме «Школа», знакомство с новой лексикой по данной тематике;
-по грамматике: закрепление и совершенствование грамматического материала (The Present Perfect, the Present Simple, the Past Simple Tenses);
-аудирование: практика в восприятии речи на слух при выполнении определенных заданий во время аудирования;
Развивающие
— развитие монологической и диалогической речи;
— развитие памяти и логического мышления;
— способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, сопоставлять, обобщать;
— развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности;
Воспитательные
— воспитание толерантности, внимания к своим одноклассникам (во время совместной работы в группе) и гостям (во время интервью)
— воспитание интереса к изучению английского языка.
— развитие навыков общения.
Методы обучения:
При выборе методов обучения для реализации компетентностного подхода особое внимание на уроке уделялось тем, которые способствовали включению обучающихся в активную деятельность на уроке. Прежде всего, это:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности – групповая работа как один из способов активизации познавательной деятельности, который способствует овладению универсальными учебными действиями: коммуникативными — учащиеся самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе, осуществляют выбор «учителя», «переводчика, высказывают свое мнение, показывают умение общаться — слушать собеседника, умение вести беседу со «взрослым гостем».
познавательными -умению задавать вопросы, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах;
личностными — умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
б) метод стимулирования учебно-познавательной деятельности — работа с учебным материалом ролевой игры «Учитель из России», материалом видеофрагмента «Британская школа» – способствует формированию информационно — коммуникативной компетенции, которая включает в себя знания, умения и навыки работы с информацией, связанной с систематизацией, преобразованием, критической оценкой и анализом полученной информации.
в) методы контроля и самоконтроля — самостоятельная работа, листы самооценки и взаимооценки, позволяющие получить информацию учителем и обучающимися о результативности процесса обучения в течение всего урока.
Технологии:
— Информационно — коммуникационная технология;
— Технология развития критического мышления
-Здоровьесберегающая технология (постоянная смена видов деятельности,
аутогенная тренировка).
Условия, созданные на уроке:
— Учебно-материальные (раздаточный материал, учебник 7 класса, лист обобщения по заданию, презентация, видеофильм «English Schools», аудиозапись B.Scholl “Silent Nature”)
— Социально-психологические (создание доброжелательной атмосферы, уважение личности ученика, речевого этикета, ситуации успеха ребенка)
— Эстетические (кабинет английского языка соответствует гигиеническим и эстетическим нормам и требованиям)
Прогнозируемые результаты обучения:
— сформированность знаний по учебной теме « Английские школы»;
— умение формулировать тему урока, ставить цель;
— владение навыками поиска нужной информации по заданной теме из фильма,
учебника, критическое оценивание достоверности полученной информации;
— умение обсудить полученную информацию;
— умение делать на основе полученных знаний выводы.
При проектировании урока “The system of education in Russia and the UK”
учитывались современные требования к преподаванию английского языка, использование приёмов технологии развития критического мышления, методов формирования информационно- коммуникативной компетенции.
Организационная структура урока соответствует структуре урока систематизации и обобщения знаний и умений по ФГОС, содержанию программы и учебника. Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная) — решению основной дидактической задачи урока.
Организационный момент психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке.
Актуализация знаний предполагала осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, применение приёма кластер «Школа» как осмысление темы урока и постановка цели (регулятивные умения) создало условия для включения учащихся в учебную деятельность.
Этап обобщения и систематизации знаний включал подготовку учащихся к обобщенной деятельности, направленной на развитие навыков и умений пользования языковым материалом и воспроизведение его на новом уровне, развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи.
Так с целью проверки усвоения грамматических, лексических знаний и умение вести беседу со «взрослым гостем» проводилась ролевая игра «Переводчик» как технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов учащихся), позволяющая оценить не только предметные ЗУНы , но и сформированные УУД:
общеучебные – воспроизведение информации по памяти, регулятивные – взаимоконтроль, коммуникативные – возможность оценивания работы своих товарищей.
— аудирование по теме «Российская школа» позволило каждому ученику оценить свои знания (приём ТРКМ «Верю – не верю» использовался в данном случае как оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов осуществлялись через самопроверку и шкалу оценивания). Способствовало развитию слуховой памяти и реакции, формированию культуры диалогической речи. Проведение выборочной работы на понимание прочитанного через диалогическую беседу «Согласен — не согласен» со «слабыми» учениками показало, что материал аудирования соответствует возрастным особенностям и речевому опыту учащихся. Использованные приёмы учат осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, исправлять ошибки), формируют регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (на слайдах – верные ответы), познавательные и коммуникативные. Эмоциональная направленность этапа состояла в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность
Зарядка по изучаемой теме позволила учащимся переключиться на другой вид работы (здоровьесберегающая технология).
На этапе применения знаний и умений в новой ситуации была организована деятельность, ориентированная на более «сильных» учащихся, способных преобразовать освоенный способ действия в новом контексте: работа с информацией из видеофильма «Английские школы»: сравнение систем образования России и Британии (заполнение таблицы), взаимопроверка полученных результатов, ответы на вопросы носителя языка, рефлексивные вопросы учителя.
Это позволило формировать целый блок УУД: познавательных — структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативных — умение общаться в группе; регулятивных- сохранять принятую учебную задачу, осуществлять взаимо- и самоконтроль.
-индивидуальный проект «Наша школа» помог организовать беседу одноклассников с автором проекта, вызвал живой интерес у учащихся.
На этапе контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и подведения итога урока фиксировалось содержание урока, то есть организовалась рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на всех этапах: учащиеся заполняли листы самооценки и взаимооценки (регулятивные УУД — осознание качества и уровня усвоения учебного материала), в свободном монологическом высказывании о родной школе, друзьях отвечали на вопросы учителя, высказали своё мнение о работе на уроке (коммуникативные УУД). Данный этап показал хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования учебного материала урока.
— домашнее задание носило творческий, дифференцированный характер от простого к сложному. Ответить на вопросы по тексту “Eton” или высказать письменно свое мнение о поговорке «It is never too late to learn». Выбор осуществлялся самими учащимися.
Контроль и рефлексия показали, что урок цели достиг.
На уроке были реализованы следующие принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач; принцип практической целесообразности, принцип доступности обучения; принцип дифференцированного обучения, принцип систематичности и последовательности обобщения знаний, принцип сотрудничества (учитель – ученик, ученик- ученик).
Временные рамки урока соблюдены. Учтены возрастные и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся с учётом психологических особенностей детей: визуалы, кинестетики, аудиалы. В классе 13 учащихся с разными учебными возможностями: 3 ученика с высоким уровнем обучения, 5 – с низким уровнем обучения. Учащиеся активные, коммуникабельные, хорошо включаются в игру.
Для проведения урока были созданы благоприятные комфортные условия: эмоционально – положительная атмосфера урока, наличие визуальных технических средств, продуманность каждого этапа урока, смена разнообразных видов деятельности, подготовленный дидактический материал, создание ситуации успеха для каждого ученика, физминутка, музыка, листы самооценки. Всё это способствовало аудиальному и визуальному восприятию учебного материала, эффективности внимания, развитию познавательной активности и включённости всех учащихся в учебную деятельность на хорошем уровне.
Таким образом, можно говорить, что на уроке были созданы условия для развития личности, формирования УУД и компетентности «научить учиться».
Результаты урока:
— учащиеся владеют знаниями, умениями и навыками по изученной теме;
— умеют самостоятельно формулировать тему урока и поставит цель;
— показали навыки работы с аутентичным видеоматериалом и умение передавать содержание учебного материала в графической форме в виде заполнения таблицы;
— учащиеся владеют навыками работы с информацией; умеют аргументировать свою точку зрения, умеют обобщать, свободно высказываться в рамках темы;
-сформированы коммуникативные УУД — умеют сотрудничать в группе, вступать в диалог, строить монологическое высказывание;
— нашли возможность практического применения знаний по теме.
Общий вывод: урок решил поставленные задачи и достиг поставленной цели.
Новицкая Е.П.
МБОУ Березовская СОШ 6