Статья:»Игровые технологии на уроке иностранного языка. Авторская разработка для учеников старшей школы.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №120

Свердловская область














Игровые технологии на уроке иностранного языка

Авторская разработка для учеников старшей школы








подготовила:

учитель французского языка

Тимофеева Елена Станиславовна
















г.Екатеринбург

2014

«Игра практически с древних времен выступает как форма обучения»

Ян Коменский

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданными другими людьми. Одновременно язык – ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.

К настоящему времени в российской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения как в организационном, так и в содержательных аспектах. Существенно изменился и социокультурный контекст изучения иностранного языка. Значительно выросли образовательная и самообразовательная функции в школе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное так и в опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к обучению иностранному языку в школе, особенно в области развития культуры речи и таких компетенций , как языковая, речевая , социокультурная и многие другие. Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспектов овладения языками.

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями , цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения , сделать его занимательным и не обременяющим. Изменилась и форма урока. Современные преподаватели редко используют форму лекции при объяснении нового материала или простого опроса при проверке знаний. Замечено, что эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного языка.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение и в творчество.

Свежие документы:  Выступление с докладом на тему "Современный урок с позиции личностно-ориентированного обучения на уроках географии

Почему же игры повышают эффективность обучения?

  1. В процессе игры реализуется самое важное условие: учитель и ученики общаются на иностранном языке.

  2. Скучное повторение грамматического материала и закрепление новой лексики превращается в увлекательное занятие.

  3. Ученики получают наглядное практическое применение новых знаний.

  4. Исчезает языковой барьер, который часто присутствует у скромных и стеснительных учеников. В процессе игры ребенок раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.

  5. Ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют повышению мотивации к учебе и развитию творческих способностей детей.

На моих уроках французского языка я часто применяю игровые технологии, в основном, для повторения и закрепления пройденного материала, а также — для контроля понимания и усвоения полученных знаний.

Предлагаю авторскую разработку игры для урока французского языка «Путешествие по Франции». Данная игра предназначена для учеников старшей школы . Разноуровневость данной игры отражается в том, что игра представлена в двух вариантах: для учеников среднего уровня (*) и выше среднего (**). Игра рассчитана на 1 урок и может быть проведена на заключительных уроках по изучению географии и истории Франции, а также курса «Страноведение Франции».

Целями игры «Путешествие по Франции» являются:

  • развитие у обучаемых стремления к навыкам коммуникативного общения

  • развитие умения понимать французскую речь в разнообразных ситуациях повседневного общения

  • развитие умений реагировать на вопросы при помощи адекватной реплики, жеста, мимики.

  • развитие умений дать требуемую информацию (устно или письменно), объясниться с собеседником по вопросам входящим в круг повседневного общения или по специальной тематике

  • обучение воспитанников самостоятельно пользоваться языком для обмена и получения информации, открытия мира, познавательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, в практические задачи входят:

Образовательные

  • Повторение и закрепление учебного материала о природных, культурных и исторических особенностей Франции и ее отдельных регионов, и на основе этого — обучение учащихся умению объясниться с собеседником по вопросам истории и культуры Франции, политическим, социальным и культурным событиям современной Франции.

Развивающие

  • Обучение применению разговорной речи в разнообразных ситуациях повседневного общения.

  • Развитие самостоятельности в принятии решения

Воспитательные

  • Воспитание нравственных качеств, таких как доброжелательность, отзывчивость.

  • Воспитание чувства толерантности

Техническое оснащение. Для проведения данной игры учителю необходимо подготовить специальную карту Франции, для этого предпочтительно использовать ватман большого формата (А1 или А2), на него нанести контур страны (Франции), отметить на нем крупные города и столицу, подписать их на иностранном языке и наклеить небольшие фотографии этих городов. Затем, соединить их извилистыми линиями, состоящими из маленьких кружков с номерами (по ним участники игры будут продвигаться к «финишу», обязательно отмечаем на карте начало и конечный пункт (с первого до последнего кружка с номером). Карта готова. Потом готовим карточки, по формату – размером с ладонь, материал – плотный цветной (6 цветов) картон. Всего карт – 24, по 4 шт разного цвета:

1) На зеленых карточках представлены вопросы по географии Франции.

2) На красных – вопросы по истории Франции.

3) На желтых – вопросы о политическом устройстве страны.

4) На синих – вопросы о культуре Франции.

5) На розовых – вопросы по грамматике (глагольные времена, залоги и т.д.)

6) На фиолетовых – устойчивые выражения и пословицы на иностранном языке (необходимо объяснить их значение).

На каждой карточке – один вопрос (на французском языке) и три варианта ответа, один из которых – верный. И последнее: готовим два кубика (можно также склеить из картона), один обычный, игральный ( с точками на каждой стороне, от 1 до 6), второй: разноцветный, со сторонами зеленого, красного, желтого, розового, синего и фиолетового цвета. Можно подготовить два комплекта карточек с вопросами, отличающимися по сложности: для среднего уровня (*) и для уровня выше среднего (**)- звездочки ставятся на внешней стороне карточек.

Ход игры. Ведущий игры – учитель. Класс делится на несколько команд. Каждая команда имеет свою фишку (пуговицу), которая стоит на «старте» нашей карты Франции. В команде есть капитан, он кидает цветной кубик, выпадает определенный цвет. Учитель читает задание и варианты ответов из соответствующей категории вопросов ( с подходящей по цвету карточки). Команда совещается 1 минуту, после чего дает свой ответ. Если он правильный – капитан кидает второй кубик и продвигает фишку своей команды на выпавшее количество шагов. Далее играет вторая команда. Если ответ неверный – ход переходит к следующей команде. Таким образом, фишки продвигаются по карте – команда, которая первой достигнет финиша, становится победителем.
















Список использованной литературы

  1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Издательский центр «Просвещение», 1989.

  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Издательский центр «Педагогика», 1991.

  3. Деркач А. А. ,Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком — М.: Издательский центр «Педагогика», 1990.

  4. Кругликов, В. Н.; Платонов, Е. В.; Шаранов, Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. ̶ СПб: Издательский центр «П-2», 2006.

  5. Ляховитский М. В. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Издательский центр «Высшая школа», 1981.

  6. Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Борис Даниилович Эльконин. – 2-е изд. –  М.: Издательский центр «Академия»,  2005.






Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: