Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение —
средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Покрышкина
Краснодарский край, Калининский район, станица Калининская
Статья
Из опыта работы:
«Ситуации на уроке английского языка»
подготовила
учитель немецкого и английского языков
Васильева Марина Валерьевна
ст. Калининская
2013г.
Наше общество становиться более открытым. И думается, что в недалёком будущем у наших учеников может появиться реальная возможность, а может быть и необходимость непосредственного общения с зарубежными сверстниками. Нельзя не учитывать и того, что успехи в овладении нашим предметом учащиеся связывают, прежде всего с умением высказаться по-английски, по-немецки, по-французски. Меня беспокоит другое: очень часто то, что говорят на уроке учитель и ученики, никакого отношения к общению не имеет: третьеклассники смотрят на классную доску и спрашивают друг друга о её цвете, пятиклассники задают друг другу вопросы о том, сколько этажей в школе, в которой они учатся, где находится школьная библиотека.
Гораздо интереснее и ближе к общению такие упражнения, когда учащиеся спрашивают учителя или товарищей о том, что им действительно неизвестно и что их по-настоящему интересует, когда есть необходимость попросить что-либо у одноклассника, когда нужно высказать своё мнение о предмете, человеке, поступке, событии.
Для организации общения стараюсь использовать, прежде всего, реальные ситуации. Шестиклассники пришли на урок после обеда в школьной столовой. С разговора об этом и начинается урок.
T: Was the dinner good?
P1: No, I didn’t like it.
T: No? Why not?
P1: You see, I don’t like ….kasha.
T: Well, that’s not good. Kasha is good for you/By the way, kasha is called porridge in English. It’s a pity that many boys don’t like porridge. But what about girls? Who likes porridge? И т.д.
Перед уроком в понедельник узнаю, что у одной ученицы в воскресенье был день рождения. Это хороший повод для вовлечения в беседу многих учащихся.
T: Olga, if I’m not mistaken you had a birthday party yesterday, didn’t you?
O: Yes.
T: How old are you now?
O: I am twelve.
T: I see. I wish you many happy returns, Olga. Did you have a birthday party?
P2: Yes, I did. And all my friends came.
T: Well, I’d like to know what you and your friends did at your party. I think it would be interesting for our boys and girls too. Can we ask you questions about it?
Одноклассники задают Ольге вопросы: Did you have a birthday cake? Did you dance?, What present did you get?, Did any boys come to your party?
Затем группа исполняет песню “Happy birthday to you”
Когда в 4 классе осваивалась тема «Дом. Квартира», я предложила ученикам помечтать и подготовить проекты домов и квартир будущего. Ребята готовились индивидуально и по группам. Защита проектов проходила по схемам и рисункам. Предлагались разные дома. Победил проект, разработанный учеником:”I know that many people like to live in big blocks of flats. As for me I want to live in a house. Look at the plan. You can see a house for one family here/ The house is not big but it is modern and nice. It is light green. I like this colour. There is central heating, cold and hot water in the house. The house has a living-room, two bedrooms, a children’s room and a kitchen. The windows are large, so all the rooms are light. There are a lot of flowers. There is a garage behind the house. And in front of the house you can see a road with green trees on each side of it”
На другом уроке в 6 классе ученики получили задание взять интервью у своих родителей об их работе, а затем поделиться информацией на уроке. Вот одно из сообщений: My father is a driver. He says that his work is very difficult because the roads in our region are bad. But he likes his work. There are many good drivers, some of them are veterans of labour. My father is only 37,he is not a veteran of labour.
Интересной получилась беседа в 7 классе по теме «наши планы на лето» на последнем уроке. Ученики интересовались планами друг друга, а так же и поинтересовались планами учительницы.
Таким образом, в учебном процессе по возможности используются реальные события, взаимоотношения учащихся. Всё это является хорошим стимулом речевой активности школьников.
Простая, но интересная игра «В библиотеке» состоялась на уроке в 7 классе. Ребятам было предложено без подготовки воспроизвести на английском языке свои обычные разговоры при посещении библиотеки.
T: Please, tell me what you usually do when you come to the library.
Pupils: We lend books. We bring them back to the library. We talk about books.
T: Good. And if you come to the library for the first time?
P1: Мы записываемся в библиотеку.
T: I see, you join the library/ Good/ please, do it all, but speak English. Here is the library and this is the librarian Anna Pavlovna. She is waiting for you.
«Библиотекарь», ученица этого же класса, готовилась к выполнению своей роли: вместе с учителем подобрала книги разных жанров, продумала своё речевое поведение, по поводу ряда выражений (Минутку, сейчас посмотрю. Верните книгу вовремя и т.п.) проконсультировалась с учителем. Читателям на обдумывание своих ролей было дано две минуты. Вот некоторые разговоры между читателями и «библиотекарем».
P1: Good afternoon, Anna Pavlovna. Have you got any books about dogs? You see, we have little dog, and I want to know how to look after him.
L: Let me see. Oh, take this book. I think you will like it. And next time I shall give you another book about dogs.
P1: Thank you.
P2: Hello. Have you got any adventure stories? I like reading them.
L: Let me see. Have you read the book “Bronzovaya Ptitsa”?
P2: No, I haven’t/ And who is the author?
L: Rybakov.
P2: Is the book interesting?
L: Oh, yes. The book is very popular with boys and girls. I think you will like it. Please, bring the book back in time.
P2: Thank you. Good—bye.
Если в классе есть ученики, которые любят импровизировать, участвовать в маленьких сценках, представлениях, я стараюсь предоставлять им такую возможность. Дети и сами активно тренируются в языке и без усилий вовлекают в разговор своих товарищей.
Использованная литература
Поурочные разработки по английскому языку к УМК М.З.Биболетовой “Enjoy English” для 4 класса. Автор-составитель Л.В.Васильева ; Волгоград 2012 г.
Поурочные разработки по английскому языку к УМК М.З.Биболетовой “Enjoy English — 4” (обнинск:Титул) . Е.В.Дзюина