Обучать грамматике иностранного языка- это значит формировать у учащихся грамматические навыки языка. Сформированный грамматический навык предполагает владение следующими доведенными до автоматизма операциями:
выбор структуры, необходимой для оформления мысли.
оформление предложения с выбранной структурой, т.е. отбор нужных грамматических флексий, строевых слов, расположение слов в правильном порядке.
Введение грамматического явления – исключительно важный этап, предопределяющий успех формирования навыка, способствующий предупреждению типичных ошибок в речи учащихся. На этом этапе соблюдается такая последовательность действий:
I – Этап презентации грамматического явления и создания ориентировочной основы для последующего формирования навыка.
II – Формирование речевых грамматических навыков путём их автоматизации в устной речи.
III – Включение речевых навыков в разные виды речи.
IV – Развитие речевых умений.
Поскольку ученики мыслят всё же на русском языке, тесное взаимодействие русского и английского языка играет исключительную роль. При объяснении грамматического материала я отмечаю как различие, так и сходство подобного явления в обоих языках. Учитывая, что учащиеся стремятся переносить в английскую речь конструкции, свойственные русскому языку, я часто делаю предупреждение, дабы предотвратить возникающие на этой почве типичные ошибки. Я стремлюсь максимально опираться в изложении грамматики на знания учащихся русского языка, используя определения, формулировки и терминологию из русской грамматики, отступая от этого в тех случаях, когда того требует специфика английского языка.
Так , вводя структуру Presen Simple, я начинаю работу с объяснения необходимости знания данной модели, т.е. постановки коммуникативной задачи. “ Мы научимся рассказывать друг другу и нашим друзьям по переписке о том, как проводим свой день в школе и дома, как мы обычно отдыхаем, где работают наши родители, где учатся наши братья и сестры, и т. .д.” Далее следует этап демонстрации ситуативно обусловленных высказываний с данной структурой. Важным фактором в представлении новой грамматической структуры является подача ее на основе знакомой детям лексике. Так детям со 2 класса знакома речевая модель I like. Использовать ее можно для начала закрепления окончания –S в 3-ем лице единственного числа, на основе повторения предложения учителя с другим подлежащим. Детям нравится игра в мяч, когда, поймав его и услышав предложение типа I like cats, они повторяют She likes cats. Так я постепенно подвожу детей к построению собственных высказываний, индивидуальному проговариванию речевой модели. Для закрепления нового материала необходимо сделать соответствующие записи в грамматический справочник детей, и здесь я тесно переплетаю грамматику родного языка с иностранным, вводя символы подлежащего, сказуемого. Для изображения подлежащего я часто рисую схематического человечка, затем следует знак сказуемого с изображением нулевого окончания или окончания –s и многоточие, что дает учащимся понять и зрительно запомнить структуру предложения. Вводя модель отрицательного, вопросительного предложений, в записях появляется овал на обозначение вспомогательного глагола. Овал заполняется словами do/does. Однако, дети зрительно привыкают к обозначению последнего с помощью данной геометрической фигуры. Как следствие, изучая другие грамматические структуры, ученики автоматически подставляют вспомогательный глагол на место овала, что позволяет предупредить ошибки, связанные с порядком слов в предложениях разного типа. Таким образом обучение грамматике неразрывно связано с использованием грамматических моделей, так как при этом удаётся реализовать все три функции модели:
-обобщающую (она выступает как обобщённый образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением);
– планирующую (с опорой на модели ребёнок самостоятельно может конструировать фразы и даже целые высказывания, предусматривающие употребление фраз, имеющих различную структуру);
– контролирующую (если допускается ошибка, ученик может самостоятельно с опорой на модель найти ошибку и устранить её).
Следует заметить, что введение грамматической структуры – это только начало формирования грамматического навыка. Необходимо добиться автоматизма в употреблении данной структуры в речи. Решению этой задачи способствуют специальные упражнения.
Упражнения для формирования грамматических навыков говорения. Исходя из того, что сформированный грамматический навык предполагает владение доведенными до автоматизма операциями выбора нужной грамматической структуры и оформление предложения с выбранной структурой, необходимо определить, каким требованиям должны отвечать данные упражнения.
Во-первых, чтобы сформировать связи между коммуникативной задачей и грамматической структурой, эти упражнения должны быть ситуативными коммуникативно направленными. При выполнении их дети каждый раз решают неязыковую, практическую задачу (подтверди, согласись, вырази удивление, спроси и т.д.).
Во-вторых, чтобы сформировались автоматизмы, нужны интенсивные упражнения учащихся в проговаривании множества речевых образцов с усваиваемой грамматической структурой.
Рассмотрим формирование навыка употребления модального глагола can. Важно заметить, что данная грамматическая структура вводится в самом начале изучения языка, когда у детей нет достаточного запаса знаний лексики. Отработку структуры я начинаю с заучивания правильного произношения глагола по звукам, привлекая знакомых детям сказочных героев. Отработав звуки [к] [ӕ] [n], мы переходим к построению элементарных предложений, типа I can… Дети повторяют предложения за мной, глядя на наглядность. Часто я подключаю физический повтор действий, что помогает веселее, а главное зрительно запомнить выполняемые действия. Это необходимо для того, чтобы учащиеся выполняли упражнения осмысленно, а не повторяли предложения механически по образцу. Далее на отработку модели я ввожу упражнения на повтор типа I can … too. She can… He can… После этого задание усложняется. Оно звучит так: Say that you can do the same and something else. Учащиеся слушают фразу учителя, повторяют ее и добавляют еще один глагол. Например, я говорю I can skip. Ученик отвечает I can skip and run. При этом учащиеся выполняют операцию расширения предложения.
После этого дети трансформируют предлагаемые предложения в вопросительную форму, выполняя какую-нибудь коммуникативную задачу, например “ Вырази удивление”. I can fly/ Can you fly?. Затем дети, работая в парах, узнают о способностях одноклассников. Выполняя упражнения в парах, необходимо следить, чтобы все дети правильно произносили слова и выражения. В продолжении закрепления данной структуры, дети составляют предложения по типу I can… but I cannot… She can… but she cannot.
После того, как учащиеся усвоят грамматическую структуру и научатся свободно употреблять ее, следует переходить к созданию таких ситуаций для устного общения, которые предполагали бы выбор нужной структуры для оформления высказывания.
Завершающим этапом работы над грамматической моделью является ее употребление вперемежку с разными ранее усвоенными структурами при построении монологического и диалогического высказываний. Такие упражнения выполняются с опорой на тексты в учебнике, которые служат тематической и ситуативной основой для говорения.