Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
Автор статьи – Мартьянова Надежда Николаевна,
Учитель английского языка, МБОУ СОШ №46, г. Владимир, июнь 2014 год.
Изучение английского языка – не только очень интересный, но и довольно сложный процесс. Когда учитель впервые приходит в начальную школу, чтобы познакомить маленьких детей со своим предметом, он видит восторг, удивление и, конечно же, большой интерес к такому «необычному» уроку. Знакомя детей с английским языком, учитель рассказывает необычные факты об Англии, о жителях этой страны и обо всём, что их окружает. Вспоминаются многочисленные герои мультфильмов, которых дети очень хорошо знают. Но до этого им и в голову не приходило, что их имена могут что-то означать. Например, Скрудж Мак Дак (скупая утка Мак), Микки Маус (мышка Микки), Кенга и Ру (это части одного английского слова «kangaroo») и т.д. Дети в восторге от фильмов о «Бэтмэне» и «Спайдермэне». А когда учитель раскрывает секреты этих слов (bat – летучая мышь, man – человек, spider – паук), интерес к изучению английского языка у детей «зашкаливает». Они готовы часами слушать, произносить и узнавать много интересного об этом языке. Усталости никакой, дети полны бодрости и готовности к изучению английского языка. К сожалению, так бывает не всегда. Учебный материал усложняется, часто интерес к предмету падает, дети утомляются. Задача педагога – построить урок так, чтобы интерес к изучению английского языка сохранялся и при этом ученики не утомлялись, сохраняя бодрость и положительный настрой. Очень важно – сохранить эти качества на протяжении всего курса обучения иностранному языку в начальной школе. От этого будут зависеть те базовые знания, которые закладываются на начальном этапе.
Я, как педагог со стажем, хочу поделиться своими наблюдениями и наработками в этой области.
Чтобы сохранить здоровье детей, я часто использую самые разнообразные физкультминутки, рифмовки, скороговорки, загадки, песни и потешки. Всё это помогает расслабить детей, отойти от однообразия, сменить форму деятельности и воспринимать всё более легко и непринуждённо. Стараюсь применять здоровьесберегающие технологии на протяжении всей своей работы. В результате, всегда слышу от своих учеников: «Почему урок английского заканчивается так быстро, что мы даже не успеваем устать?» Конечно же, от педагога требуются дополнительные нагрузки и подготовки, но это того стоит. Давайте посмотрим на конкретных примерах, что можно применять на своих уроках.
В начальной школе в начале урока, чтобы настроить детей на работу, мы все вместе поём песенку-приветствие:
Good morning, good morning, good morning to you
Good morning, good morning,
I am glad to see you.
Good evening, good evening, good evening to you,
Good evening, good evening,
I am glad to see you.
В середине урока мы делаем зарядку:
Hands up, hands down.
Stand up, sit down.
Turn to the right, turn to the left, turn around.
И поём песенку, которая является продолжением зарядки:
Clap, clap, clap your hands, clap your hands together.
Clap, clap, clap your hands, clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet, stamp your feet together.
Stamp, stamp, stamp your feet, stamp your feet together.
Nod, nod, nod your heads, nod your heads together.
Nod, nod, nod your heads, nod your heads together.
Dance, dance, dance a dance, dance a dance together.
Dance, dance, dance a dance, dance a dance together.
Проделывая всё это, мы не прерываем учебный процесс, дети двигаются и расслабляются, при этом совершенствуя свои навыки английского языка.
Предлагаю ещё вариант для зарядки:
One, two, three – hop.
One, two, three – stop.
Возвратившись к учебному процессу, дети выполняют все задания значительно быстрее и лучше, чем, если бы они не прерывались.
Во время самого урока я часто повторяю с учениками всевозможные рифмовки, где встречается то или иное забытое слово. Например, чтобы вспомнить счёт, мы хором произносим:
One, one, one – little dogs run.
Two, two, two – cats see you.
Three, three, three – birds in a tree.
Four, four, four – rats on the floor.
Эта рифмовка даёт возможность вспомнить не только счёт, но и названия животных, глаголы, предлоги, артикли, множественное число имён существительных.
Бывает так, что дети забыли название цвета. Для этого случая в моей копилочке есть рифмовки:
Little grey mouse, where is your house?
Little cat, little cat, I have no flat.
I am a little grey mouse, I have no house.
Baa, baa, black sheep, have you any wool?
Yes sir, yes sir, three bags ful… and so on.
Butterfly, butterfly, where do you fly?
So quick and so high in the blue, blue sky.
Такие рифмовки можно составлять и самому педагогу, используя разные цветовые гаммы.
Изучая семью, мы знакомимся с такими словами, как father, mother, sister, brother . Как маленьким детям лучше запомнить эти нужные, но не всегда запоминающиеся слова. Мы произносим такие рифмовки:
Good night, everyone. I have a father, I have a mother,
I have a sister, I have a brother.
Father, mother, sister, brother,
Hand in hand with one another.
Good night, father, good night, mother.
Kiss your little son.
Good night, sister, good night brother.
Заканчивая изучать алфавит, мы разучиваем такую песенку:
A,B,C,D,E,F,G,
H,I,J,K,L,M,N,O,P.
Q,R,S,T,U,V,
W,X,Y and Z.
This is called the alphabet, which we never must forget.
Детям очень нравятся рифмовки про животных:
-Pussy-cat, pussy-cat, where have you been?
I’ve been to London to look at the Queen.
Pussy-cat, pussy-cat, what did you do there?
I frightened the mouse under the chair.
-The dog says:”Bark, bark, let’s go to the park”.
The cow says:”Moo, moo, I am a cow and who are you?”
The horse says:”Ha, ha, this is my ma, and this is my pa.”
-Look at the fox – it is in the box.
Look at the cat – it is fat.
Look at the mouse – it is in my house.
Такое обилие развлекательного материала на уроке нисколько не мешает изучению основного материала. Напротив, урок проходит легко и непринуждённо. Вот так реализуются мои здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения. Желаю всем коллегам удачи!