Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.
Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока — ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе). Ввиду постоянно увеличивающейся нагрузки учащихся в учебном процессе перед учителем состоит задача — сохранить здоровье учащихся.
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.
Дважды в течение урока стараюсь проводить короткие физминутки, особенно, если ребята работали в рабочей тетради, например:
One, one, one. Run, run, run.
Two, two, two. Go to the zoo.
Three, three, three. Climb a tree.
Four, four, four. Tought the floor.
Five, five, five. Swim and dive.
Six, seven, eight. It was great!
Nine and ten. Count again.
Во время физминутки ребята изображают движения, запоминают лексику по теме «Счет до 10″, активируют глаголы движения.
Использую элементы театрализации с появлением животных, например:
Go to the zoo!
Look! a giraffe!
Say, Hello giraffe!
You fall into the water!
Swim!
Run!
Climb a three!
На выполнение этих упражнений уйдет очень небольшое количество времени на уроке, но у ребят сразу активизируется умственная деятельность, повышается настроение, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Большое значение имеет использование песен, сопровождающихся движениями. Например, при изучении темы «Животные» ребята с удовольствием исполняют песню «I feed and stroke my pet.» В процессе исполнения песни наряду с образовательной реализуется воспитательная задача — воспитание любви к домашним питомцам.
I feed and stroke my cat,
I feed and stroke my cat,
My little cat, my little cat.
I love my little cat.
I feed and stroke my dog,
I feed and stroke my dog,
My big black dog, my big black dog.
I love my big black dog.
Для того чтобы ребенок, особенно слабо успевающий, чувствовал себя на уроке комфортно, считаю целесообразным периодически организовывать работу в группах. Преимуществом подобной организации урока является то, что каждый из обучающихся ощущает себя «нужным» и «важным» и способствует успеху всей группы.
Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова.
Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по два- три учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.
Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей. Это выполнение задания на уроке на скорость и получение положительной оценки первой пятерки учеников.
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения — школьная оценка. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, и надо помочь ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Таким образом, проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен и оптимистичен. Он счастлив и, как следствие, удовлетворенный своей деятельностью педагог.
Литература:
Английский язык, 2 класс, Millie, Азарова С.И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е.В., 2010г.
Бородкина Г.В. Начальная школа плюс До и После // №8 – 2009г, 6с.
https://www.zpzr.ru/healthcare_education/4173.htm