ЭКСКУРСИЯ «АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ»

1001 идея интересного занятия с детьми

ЭКСКУРСИЯ

«АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ПРИРОДУ»


Балде Ольга Александровна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №68» учитель биологии. Прокопьевский гороской округ, Кемеровская область регион


Предмет (направленность): экология

Возраст детей: 15-17

Место проведения: вне класса.



Основные организационно-методические положения:

а) разработка маршрута экскурсии и посещение его педагогом;

б) комплексный экологический подход к содержанию экскурсии (сочетание теории и практики),

в) анализ результатов, сравнение с предыдущими, параллельными или внешними результатами.

Предварительная подготовка: деление класса на группы по 5-7 человек, распределение обязанностей: навигатор, шагомер, учетчики (измеряемых, неизмеряемых, точечных объектов).

Вид экскурсии: выездная, исследовательская, практико-ориентированная

Место проведения экскурсии: окрестности города на расстояниях: граница города, 3 км от города, 5 км от города.

Методы и приемы: рассказ учителя (инструктаж), беседа, самостоятельная исследовательская работа учащихся (замеры, систематизация, выводы).

Цель: комплексный расчет уровня антропогенного воздействия на окружающую среду.

Задачи:

Образовательные (познавательно-исследовательские):

  • познакомить с природой своего края, создать условия для осознания ее ценности;

  • показать степень влияния и последствия влияния человека на природу, связь с ней;

  • познакомить с некоторыми методами ее изучения;

  • закрепить понятия, знания, полученные на уроках, создать условия для их практическим применением при выполнении самостоятельных исследовательских работ в природе.

Развивающие (деятельностные):

  • способствовать развитию и актуализации логических умений: обобщение и анализ результатов, обобщение, умение делать выводы;

  • помочь учащимся овладеть навыками экологически-грамотного поведения;

  • научить осуществлять практические дела по сохранению природы;

  • собрать материалы для дальнейшего использования на уроках;

  • научить использовать природные богатства без нанесения вреда природе;

  • повысить интерес к предмету;

  • научить ориентироваться на местности;

Воспитательные (эмоционально-ценностные):

  • показать эстетическую ценность природы;

  • способствовать осуществлению трудового воспитания;

  • акцентировать внимание на здоровье учащихся;

  • вызвать чувство сопереживания природе и ощущение себя часты» природы;

  • воспитать выносливость, активизировать физическое воспитание.


Методы и методические приемы обучения (приложение 1)


Средства обучения (оборудование): компас, сантиметровая лента (рулетка), шагомер (по возможности), планшет, карандаш.


План экскурсии

Этап экскурсии

Время

Вводная часть

  • оргмомент

  • вводная беседа

  • постановка цели и задач экскурсии



5 минут

10 минут

2 минуты

Исследовательская часть

  • Инструктаж к работе

  • Самостоятельная работа учащихся


10 минут

60 минут

Обобщение материалов

  • Систематизация данных

  • Анализ полученных результатов

  • Представление результатов (мини-конференция)



15 минут

30- 45 минут (следующий урок)

Домашнее задание

3 минуты



Ход экскурсии (конспект)


Вводная часть

1.Оргмомент

Добрый день, уважаемые участники экскурсии. Мы находимся с вами на территории пригородской лесной зоны. Наша встреча посвящена проблемами окружающей среды в целом и окрестностей нашего города в частности


2. Вводная беседа

До середины 70-х годов нашего столетия экология рассматривалась как наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды, т.е. имела чисто биологический характер. В последние десятилетия ситуация изменилась в связи с обострением экологических проблем на планете. Современная экология, или мегаэкология, во главу угла теперь ставит взаимоотношения человека с окружающей средой [1].

Понятие «окружающая среда» включает в себя все, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу жизнь и деятельность. В состав окружающей среды в широком смысле слова входит вся наша планета и космическое пространство.

С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на состояние окружающей среды. Он достиг огромной силы в текущем столетии, особенно в последние десятилетия. По масштабам своего воздействия на природу 6 млрд наших современников равны примерно 60 млрд людей каменного века, а количество высвобождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимой с энергией, получаемой Землей от Солнца. Человек, развивая производство, переделывает природу, приспосабливает ее к своим потребностям, и чем выше уровень развития производства, чем совершеннее техника и технология, тем больше степень использования сил природы и загрязнения окружающей среды.

На состояние окружающей среды объективно влияют две группы факторов:

1) научно-техническая революция и ее проявление в производственной деятельности человеческого общества;

2) демографические факторы (рост численности населения, урбанизация).

В условиях возрастающей нагрузки индустриальной цивилизации, загрязнение среды превращается в глобальный фактор, определяющий развитие природной среды и здоровье

человека. Перспективы такого развития общества губительны для существования развитой цивилизации.

Загрязнение среды — это объективная реальность и ее нельзя панически боятся.

Надо учиться жить в изменившихся условиях так, чтобы уменьшить воздействие загрязнения на свое здоровье и здоровье своих ближних.

В процессе своей жизни и деятельности человек так или иначе влияет на окружающую среду. Воздействие человека на различные элементы среды и факторы, Все изменения в природе, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью, называется антропогенным.

Антропогенное воздействие на окружающую среду носит деструктивный характер. Антропогенные факторы приводят к истощению природных ресурсов, загрязнению природной среды и образованию искусственных ландшафтов. Человеческая деятельность ведет к гомогенизации систем биосферы. Люди все больше «стирают» элементарные экосистемы, превращают их в монотонные агросистемы, довольно однообразные по биогеохимическим характеристикам культурные ландшафты. Степень замкнутости биогеохимических циклов при этом снижается. Кроме того, массовое истребление человеком видов животных и растений изменяет естественные процессы (в первую очередь экологическое равновесие) в биосфере. Антропогенные воздействия на биосферу «заменили» биогенную эволюцию, разрушив естественные системы природы. Эволюция вынуждена идти экстенсивно, под воздействием внешних факторов, с темпом, диктуемым трансформацией природы человеком, а не ходом естественных событий.

Совокупность антропогенных воздействий на среду обитания людей можно рассматривать по нескольким критериям:

1. Общий характер процессов антропогенного воздействия, предопределяемый формами человеческой деятельности: а) изменение ландшафтов и целостности природных комплексов; б) изъятие природных ресурсов; в) загрязнение окружающей среды.

2. Материально-энергетическая природа воздействий: механические, физические (тепловые, электромагнитные, радиационные, радиоактивные, акустические), физико-химические, химические, биологические факторы и агенты и их различные сочетания.

3. Категории объектов воздействия: природные ландшафтные комплексы, поверхность земли, почва, недра, растительность, животный мир, водные объекты, атмосфера, микросреда и микроклимат обитания, люди и другие реципиенты.

4. Количественные характеристики воздействия: их пространственные масштабы (локальные, региональные, глобальные), единичность и множественность, сила воздействия и степень их опасности (интенсивность факторов и эффектов; характеристики типа «доза — эффект», пороговость; допустимость по нормативным экологическим и санитарно-гигиеническим критериям; степень риска и т.п.).

5. Временные параметры и различия воздействий по характеру наступающих изменений: кратковременные и длительные, стойкие и нестойкие, прямые и опосредованные, обладающие выраженными или скрытыми следовыми эффектами, вызывающие цепные реакции, обратимые и необратимые и т.п.

Именно состояние наземных экосистем, т.е. территории суши, наиболее заметно

и существенно влияет на качество нашей жизни. Чистота воздуха, которым мы дышим, продуктов питания и питьевой воды, которые мы потребляем, в конечном счете, связаны с состоянием загрязнения экосистем суши. Поэтому так важно содержать сопредельные наземные экосистемы в хорошем экологическом качестве – от этого зависит наша жизнь и наших родных.


3. Постановка цели и задач экскурсии

Оценка состояния окрестных экосистем – первый шаг в процессе восстановления нарушенных земель. И мы сегодня освоим одну из методик мониторинга состояния окружающей среды — комплексную экологическую оценку антропогенных воздействий на местность. Таким образом, цель данной экскурсии: комплексный расчет уровня антропогенного воздействия на окружающую среду на разном расстоянии от города.

Исследовательская часть

  1. Инструктаж к работе[2]

Работа будет проводиться методом «случайного» маршрута, т.е. каждая группа пойдет строго по прямой линии (без дорог) с использованием компаса, каждая группа в свою сторону. Протяженность маршрута – 2км.

Для облегчения ведения учета все объекты антропогенного воздействия сгруппированы в три типа:

1) «измеряемые» объекты — т.е. имеющие различные размеры

а) антропогенные формы микрорельефа: мелиоративные канавы, ямы, рвы, промоины, насыпи, валы, бугры, террасы на склонах и т.п.;

б) антропогенные нарушения почв и травянистой растительности – обширные участки повреждений от тяжелой техники, шоссе и грунтовые дороги, тропы, ямы, рытвины, свалки мусора, прогоны скота, обширные вытоптанные площадки;

в) искусственные водоемы и водотоки — пруды, заболоченные участки, мелиоративные и другие каналы, водоотводы;

г) антропогенные нарушения древесной растительности — лесные просеки (любого происхождения — под линиями электропередач, связи, дорогами, газопроводами и т.п.), вырубки и гари;

Помимо описаний непосредственно антропогенных воздействий при проведении учета необходимо указывать также основные типы растительных сообществ, в нашем случае, березовые колки.

2)«неизмеряемые» объекты — т.е. имеющие «стандартные размеры» (линии электропередач, линии связи, трубопроводы и другие объекты имеющие стандартную ширину),

3) «точечные» объекты,

а) бытовой мусор, валяющийся на земле — бумага, пластик, бутылки, банки и т.п.

б) антропогенные повреждения почв и травянистой растительности – кострища (менее 1 м в диаметре и более 1 м);

в) антропогенные повреждения древесной растительности — сухие и суховершинные деревья, спиленные деревья (пни), поваленные стволы, деревья с механическими повреждениями стволов (раны на стволе, следы обугливания);

г) встречи синантропных животных (серая ворона, грач, галка, скворец, чайки, бродячие кошки, собаки).


Как производить учет:

Группа №1 проводит исследования в точке «Граница города», группа №2 – в точке «3км от границы города», группа №3 – в точке «5 км от границы города».

Первоначальное направление выбирается произвольно в точке старта, примерно в направлении основных лесных массивов данной местности.

При проведении учета все первичные данные заносятся в полевой дневник (дневники). Каждый из вас будет отвечать за свое направление деятельности:

1)«штурман» ведет группу по компасу,

2) «шагомер» подсчитывает пройденное расстояние

(шагами или с помощью шагомера). Во втором случае он должен точно знать длину своего шага.

3) группа учетчиков измеряет рулеткой все попадающиеся по линии маршрута «измеряемые» объекты АВ. При этом их протяженность замеряется строго по линии маршрута. Данные по каждому объекту заносятся в полевой дневник через точку с запятой.

5) Вторая группа учетчиков производит учет «точечных» объектов в полосе стандартной, заранее выбранной ширины.

6) один человек подсчитывает все «неизмеряемые» объекты, которые пересекает маршрут

Ширина учетной полосы 10 метров (по 5 метров в каждую сторону от линии маршрута.

Будьте внимательны и совместными усилиями мы сможем получить полноценную картину уровня антропогенной нагрузки на окрестности города в разных точках удаления от границы.

  1. Самостоятельная работа учащихся

Замеры и внесение в лист отчета или дневник результатов исследования.


Обобщение материалов

По результатам исследования суммируйте все полученные количественные результаты. Ваша задача — в виде таблицы или диаграммы предоставить на мини-конференции, которая пройдет на следующем уроке, представить комплексный анализ обследованного вами участка.

Обработка результатов учета

По возвращении на базу первичные данные из полевого дневника обрабатываются — суммируются по каждому объекту в отдельности и рассчитываются, после чего заносятся в соответствующие таблицы.

Расчет результатов учета производится следующим образом.

Для «измеряемых» объектов: по окончании учета по каждому объекту рассчитывается его суммарная протяженность на маршруте. Зная общую длину маршрута, находят долю данного объекта АВ на обследованной местности (в % от общей протяженности маршрута).

Для «неизмеряемых» объектов: по окончании учета по каждому объекту подсчитывается сумма пересечений (встреч) и данная величина приводится к единице протяженности маршрута.

Для «точечных» объектов: по окончании учета рассчитывается суммарное число данных объектов в полосе учета. Зная общую длину маршрута и ширину учетной полосы, рассчитывают «плотность» данного объекта АВ на единицу площади (га или км2местности).

Таким образом, для каждого типа объектов применяется своя единица измерения.


Оформление результатов

Результаты проведенного исследования оформляются в виде таблицы, где в левой колонке перечисляются все обнаруженные во время учета объекты антропогенных воздействий, а справа — их представленность на обследованной территории. Для измеряемых объектов представленность выражается в % от общей протяженности маршрута;

для неизмеряемых — в единицах на 1 километр маршрута; для точечных — плотность в единицах на 1 квадратный километр территории.

К таблице данных прикладывается схема маршрута, нанесенная на карту местности. На этой же карте по линии маршрута наносятся границы растительных сообществ и границы обширных по площади объектов антропогенных воздействий (гари, вырубки, карьеры, отвалы, свалки и т.п.).

На мини-конференции результаты исследований, проведенные в разных исходных точках сравниваются, делается комплексный вывод об уровне антропогенного воздействия на наземные экосистемы на границе города и в точках с разной удаленностью.


Домашнее задание

§ 93 [3], закончить работу по систематизации полученных данных, сформулировать полный отчет по проделанной работе с представленными выводами.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Человек и окружающая среда. Антропогенное воздействие на природу. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого: https://tsput.ru/res/geogr/ecology/t_06.htm#001(дата обращения 13 ноября 2011 г.).

2. «Экосистема», Э. ц. Методические пособия по полевой экологии. Методики проведения экологических исследований в природе. М., 2009. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы. М., Дрофа, 2013.- 363с.








7

Свежие документы:  Сценарий выступления для 8 класса «Мы за здоровый образ жизни!»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: