Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
Эколого-биологический отдел
На приеме у доктора Айболита
Когтева Альфия Акмаловна
педагог высшей квалификационной категории
Урай, 2015г.
Конспект учебного занятия
«На приеме у доктора Айболита»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, о кроликах, их болезнях, ветеринарно-профилактических мероприятиях и правильном их содержании, а также полученные навыки и умения подтвердить на практике.
Задачи:
— выявить знания о родословной кролика, разнообразии пород и правильном содержании в приусадебных хозяйствах;
— развивать познавательный интерес учеников, логическое мышление, воображение, наблюдательность, чувства понимания и восхищения уникальностью живого мира;
— воспитывать экологическую грамотность, самостоятельность, активность, любовь к домашним животным, формировать навыки культуры труда.
Оборудование:
1. Плакаты «Породы кроликов», «Части туловища кролика»;
2. Таблица «Антропометрические данные кролика»;
3. Амбулаторная карта кролика;
4. Муляжи овощей и фруктов;
5. Аптечка для лечения животных;
6. Удостоверения Айболят;
7. Телефон;
8. Аудиозапись песни «Вместе весело шагать по просторам» (
План занятия
I. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия
II. Вступительная беседа, эмоциональный настрой
III. Повторение изученных тем:
1. «Болезни кроликов»;
2. «Зоогигиена и ветеринарно-профилактические мероприятия»;
3. «Лекарственные препараты, травы и их применение»
4. «Методы выращивания и содержания кроликов».
IV. Физкультминутка
V. Практическая работа
Итог занятия. Рефлексия.
Организационный момент
Cообщение темы
Педагог: Сегодня у нас интереснейшее занятие. Мы с вами отправимся…. К кому?…
Это вы узнаете, когда отгадаете загадку.
— Кто из сказочных героев лечил зверей? (Айболит).
-Как называется профессия человека, который лечит животных? (Ветеринар).
Хотите помочь доктору Айболиту лечить зверей? (Да) Для этого нужно попасть к нему на прием. А наше занятие так и называется «На приеме у Айболита».
Мы с вами еще раз вспомним пройденные темы о кроликах, их болезнях, ветеринарно-профилактических мероприятиях и правильном их содержании, а также полученные навыки и умения подтвердим на практике.
III. Ход занятия
Мои, юные друзья! На сегодняшнем занятии Айболитом буду я.
Ой, у нас зазвонил телефон (звонит телефон)
Слышу кашель и жалобный стон
Хрипы, всхлипы и насморк, и плач
Это нужен кому-то врач.
Адрес? Кролики? Где школа и пляж?
Я готова! Готов саквояж!
Там аптечка, пинцет и шипцы,
Витамины, таблетки, шприцы
Все в аптечку сложила с утра
Все проверить настала пора.
Авва, Чи-чи скорее сюда!
Помогают во всем мне всегда!
(Собака Авва и обезьянка Чи-чи: «Здравствуйте,ребята! Мы помощники Айболита!).
Педагог: Авва, Чи-чи принесите-ка, пожалуйста, нам аптечки
.Задание №1. «Аптечка Айболита» (слайд№2)
Педагог:
Ребята, чтобы оказать своевременную помощь животным вам нужно правильно собрать аптечку и объяснить, какие медикаменты и материалы необходимы для этого.
(В аптечку входят:
-стерильный бинт, бинт элостичный;
-вата гигиеническая, ватные палочки;
-йод, раствор бриллиантовый зеленый, фурацилин, борная кислота;
-пластырь бактерицидный;
-мази-скипидарная, цинковая, свинцовая;
-камфорное масло;
-жгут кроостанавливающий).
Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Вы великолепно справились с первым заданием.
А впереди вас ждут еще несколько испытаний.
Задание №2. «На приеме у Айболита» (сл.№3-11)
Ребята, вы же ученики Айболита? А чтобы звание оправдать, хочу Вас проэкзаменовать!
Выберите из трех вариантов один правильный
(работа с карточками).
1.На сколько дней помещают в изолятор новоприбывших кроликов?
а). На 1 день
б). На 10 дней
в). На 30 дней.*
2. Чего боятся кролики?
а). Темноты
б). Сквозняков*
в). Насекомых
2.Какое из этих заболеваний относится к инфекционным болезням?
а). Стоматит*
б). Коньюктивит
в). Пододерматит
3.Какое из этих заболеваний относится к неинфекционным болезням?
а). Ренит
б). Миксоматоз
в). Обморожение *
4. Какой из препаратов относится к дезинфицирующим средствам?
а). Раствор фурацилина
б). Раствор борной кислоты
в). Хлорный раствор*
5.Какую мазь применяют от ушного клеща?
а). Тетрациклиновая
б). Скипидарная*
в). Борная
6.Какую мазь применяют при обморожении?
а). Камфорная мазь*
б). Цинковая
в). Свинцовая
7. В какие лечебные учреждения необходимо обратиться больному кролику?
а). Полевой госпиталь
б). Ветеринарная лечебница*
в). Лесная поликлиника
8).Признаки заболевания инфекционного ренита?
а). Чихание*
б). Кашель
в). Высокая температура
9. Признаки заболевания нифекционного стоматита?
а). Воспаление слизистой оболочки глаз
б). Воспаление слизистой оболочки ротовой полости*
в). Учащенное дыхание
Доктор Айболит: Ой, какие молодцы! Настоящие знатоки! Авва, Чи-чи, посмотрите, какие помощники растут!
( сл.№12-14) Задание№3. «Доскажи словечко»
Ранку смажь скорее,
Пусть немного жжет.
Заживет быстрее – это же ведь….(Йод)
Хоть ищи, хоть не ищи,
В ухе кролика клещи
Поможет легендарная,
Мазь наша……(Скипидарная).
Лапка кролика болит,
Ясно всем — поддерматит!
И лечить ее взялась наша ……(Цинковая мазь).
Чтобы кролик не чихал
Нам аптекарь капли дал,
Знаю там пенициллин
Вместе с ним ….(Фурацилин).
Глаз у кролика болит
У него коньюктивит
Поможет мазь отборная,
Как говорится ……(Борная).
Чтобы звери не болели,
Мало нам, чтоб их жалели,
Надо о болезнях знать
И….. ( Лечение назначать).
Кролик требует ухода,
И заботы, и тепла,
Клетку надо обработать,
Чтобы чистая была.
Можно…..(Хлором), …..(Огнем) можно,
Только очень ……(Осторожно).
Доктор Айболит: Авва, Чи-чи, ребята и с этим заданием справились хорошо!
Задание №4. «Зеленая аптека» (сл.№15 – 19)
Педагог: Ребята, говорят, что лес-это зеленая аптека. Почему так говорят? Или на деревьях растут таблетки и микстуры? Какие вы знаете лекарственные растения, и при каких заболеваниях их применяют, сейчас мы и проверим. (Карточки с изображением лекарственных растений).
(За правильный ответ на вопрос- морковка).
1.Кролик простудился и просит вас помочь. Подскажите чем ему лечиться?.
а). Малина
б). Мать-и-мачеха*
в). Полынь
г). Чистотел
2.Кролик поранил бок. Какие лекарственные травы применяются при лечении ран?
а). Ромашка
б). Ландыш
в). Подорожник*
г). Петрушка
3. Кролик ничего не ест. Какие растения надо добавлять в рацион для поднятия аппетита?
а). Алоэ
б). Укроп*
в). Ромашка
г). Дурман
4. У кролика заболел живот. Какую траву необходимо дать?
а). Полынь*
б). Иван-чай
в). Мать-и-мачеха
г). Крапива
5.У кролика болят глаза. Какие отвары применяются при опухлости век и постоянном слезотечении?
а). Лопух
б). Одуванчик
в). Клевер
г). Ива-чай*
Доктор Айболит: Молодцы! Вы знаете, что лес помогает бороться с любыми болезнями и, конечно, с разными микробами и вирусами.
Задание №5. «Корзинка-витаминка» (сл.№20)
Доктор Айболит: Чтобы наши животные никогда не болели, им надо есть больше овощей и фруктов. Авва, Чи-чи заходите и корзинки заносите. А вы, ребята, не зевайте витаминки разбирайте.
IV.Физкультминутка
«А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Руки в сторону, согнули,
Спрятали за спину их,
Оглянулись: через правое плечо,
Через левое еще,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз!»
(Дети повторяют движения за собакой Авва и обезьянкой Чи-чи).
Доктор Айболит: Ребята, а сейчас пришло время показать свои знания на практике.
V. Практическая работа
Цель: Определить болезнь кролика по симптомам заболевания и назначить правильную систему лечения и проведения профилактических мероприятий.
Оборудование:
1. Аптечка, салфетки, карточки.
2. Таблица «Антропометрические данные кролика»;
3. Плакат «Части туловища кролика»;
4. Амбулаторная карта кролика;
5. Аптечка для лечения животных.
Объект исследования: И пришел такой момент узнать, кто же будет пациент. Может, назовете, вы ребята? Пациенты наши…. кролики и крольчата.
Правила техники безопасности
Педагог: На столах лежат карточки со знаками (каждому правилу соответствует определенный знак). Я называю правило, а вы должны поднять карточку.
1. В помещении не шуметь.
2. Данные лекарственные препараты, предназначенные для лечения животных, пробовать или нюхать, категорически запрещается!
3. Разлитую микстуру немедленно вытрите салфеткой, проветрите помещение и вымойте руки с мылом.
4.Будьте осторожны с колющими и режущими предметами.
5.При получении травм немедленно обратись за помощью к педагогу.
6.Соблюдать правила гигиены, т. е. нежелательно прикасаться руками к слизистым оболочкам рта, глаз.
7. При работе с кроликами по необходимости пользуйтесь салфеткой.
8. После работы вымойте руки с мылом.
«Амбулаторная карта кролика»
(в приложении таблица №1;№2).
1. Определить породу кролика.
2. Поставить правильный диагноз по симптомам болезни кролика.
3.Назначить лечение (лекарственные препараты).
4. Провести лечебно – профилактические мероприятия.
5. Выводы по работе.
Педагог: Лечение – дело очень ответственное. Сейчас мы посмотрим, что вы умеете делать? У настоящего доктора должны быть очень чувствительные и нежные руки, при обследовании не причинить пациенту боль.
Вывод
Доктор Айболит: Ребята, вы показали хорошие результаты и знания. Я, надеюсь, что в дальнейшем все вы будете правильно применять умения и навыки по уходу за кроликами и лечить не только их, но и других домашних питомцев. Сегодня вы были почти, что настоящими ветеринарными и сделали первые шаги к этой уникальной профессии.
VI.Итог занятия
Доктор Айболит: Уважаемые юные кролиководы! Поделитесь своим мнением:
-Что интересного и полезного вы узнали на сегодняшнем занятии?
— Какое задание было наиболее трудным?
-Какое задание было самым интересным
— Вы смогли бы самостоятельно лечить домашних животных?
— Вы хотели бы стать ветеринаром?
-Чтобы получить профессию, что нужно делать в первую очередь? (учиться).
Рефлексия
Прежде, чем мы разойдемся.
И к делам своим вернемся.
Айболит попросит вас,
Карточки поднять сейчас.
Кролик с грустными глазами-
Это плохо между нами.
Если вы довольны всем-
Кролик улыбается
И хорошее в душе нашей не кончается.
Доктор Айболит: Ребята, почему вы подняли карточку с грустным кроликом, объясните? А остальные ответьте, почему подняли карточку с веселым кроликом?
Собака Авва и обезьянка Чи-чи:
Мы сегодня удивились!
Хорошо вы потрудились!
Проявляли вы сноровку,
С практикой справлялись ловко.
Думаем, что все недаром,
Быть вам всем ветеринаром!
Собака Авва: С такими знатоками никакие трудности не страшны.
Доктор Айболит: Ну, что ж, пора прощаться. Если мне нужна будет помощь, я обязательно вас позову. А сейчас позвольте вам вручить удостоверения. (А Авва и Чи-чи в этом мне помогут). Вы теперь Айболята. На удостоверении есть «Клятва Айболят». Давайте произнесем ее вслух и запомним.
МЫ, ЮНЫЕ АЙБОЛЯТА, КЛЯНЕМСЯ:
Любить животных
Не оставлять их в беде
Оказывать им посильную помощь
В тяжелых случаях обращаться к ветеринару
Удостоверение Айболят
Список литературы:
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в Экологию.Санкт-Петербург2003г.
Буковская Г.В. Занятия по формированию экологии в младших классах. М.:2002г.
Чуковский К.И. Доктор Айболит.
Приложение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Определить антропометрические данные кролика и степень его развития
Таблица №1
Живая масса,(г)
| Длина туловища, (см)
| Длина волосяного покрова, (см)
| Длина ушной раковины, (см)
| Объем грудной клетки ,(см)
| |
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Амбулаторная карта кролика таблица №2
Симптомы болезни кролика | Диагноз заболевания (инфекционные и неинфекционные) | Лекарственные препараты | Лечебно-профилактические мероприятия | |
| А). Кролик малоподвижный, вялый, плохо ест, постоянно трет лапами мордочку. Б).Обильное слюнотечение, мокрые волосы на подгрудке. В). Покраснение слизистой оболочки ротовой полости, языка. |
|
|
|
| Воспаление кожи на нижней поверхности конечностей лап: шелушение кожи, выпадение волос, мозоли, трещинки. |
|
|
|
Вывод:
Амбулаторная карта кролика таблица №3
Симптомы болезни кролика | Диагноз заболевания (инфекционные и неинфекционные) | Лекарственные препараты | Лечебно-профилактические мероприятия | |
| А). Кролик понурый сидит с полузакрытыми глазами. Б).Покраснение глаз и слезотечение, припухшие веки. |
|
|
|
| А).Кролик малоподвижный, плохой аппетит, сидит забивший в угол. Б). Постоянно трясет ушами, мотает головой. |
|
|
|
Вывод: