Конспект урока биологии для 3 класса «Наши помощники — органы чувств»


Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №8 «Зоренька»

города Набережные Челны Республики Татарстан












Конспект урока биологии для 3 класса

«Наши помощники — органы чувств»










подготовила воспитатель

Семакова Елена Юрьевна

















г. Набережные Челны

2013 год



Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Программное содержание:

Образовательные:

— закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

— уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)

ИКТ

Баночки с продуктами, различными на вкус.

Ход НОД:

Дети входят в группу, их встречает доктор — воспитатель в белом халате.

Доктор: Добрый день! Сегодня я приглашаю вас в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики. Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название?

Дети: Там учат, как быть здоровым, изучают здоровье человека.

Доктор: Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. Хотите узнать что-нибудь о них?

Дети: Да.

Доктор: Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?»

Дети: Командир — это тот, кто любит распоряжаться, т.е. главный.

Доктор: А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)

Доктор: Кто из вас знает, как его зовут?

Дети: Это то, что внутри головы — мозг.

Доктор: Это головной мозг — самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга)

Дети: Мозг отвечает за то, что мы делаем, думаем, поэтому спрятан.

Доктор: Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть — это кора мозга. На что она похожа?

(Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками — бороздками» коры головного мозга)

Свежие документы:  Рабочая программа по истории (11 класс)

Дети: На грецкий орех.

Доктор: Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

Дети: Да.

Доктор: У нашего «командира» — мозга есть память. Он может запоминать на долгие — долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить?



Дети: Глаза, уши, нос, язык, руки.

Доктор: Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её:

Загадка

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

Дети: Глаза.

Доктор: Молодцы! Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека. Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Доктор: Так зачем же человеку глаза?

Дети: Чтобы видеть все и вокруг.

Доктор: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

Дети: Да.

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

Нельзя долго играть в компьютерные игры.

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.


Доктор: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз «Белка»

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо — влево)

Гостя вкусно угощала:

— Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх — вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)


Доктор: А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше:

Дети: Ушки.

Доктор: Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "Эволюция. Развитие эволюционных учений"

Проводится игра: «Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий ребенок — в центре.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т. д. ),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: «Ау!».

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Доктор: А сейчас слушайте внимательно 3-ю загадку:

Загадка

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

Дети: Нос.

Доктор: А для чего человеку нос?

Дети: Дышать, слышать.

Доктор: Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко — легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)


Доктор: Ребята, под этими салфетками кое — что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон и др.)

Доктор: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?

Дети: На вкус.

Доктор: А определить продукты на вкус нам что помогает?

Дети: Язык.

Доктор: Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус?

Дети: Горькими, сладкими, кислыми, солеными.

Доктор: Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

«Улыбка» — губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

«Бублик»- округлить губы, удерживать под счет до десяти.

«Покусывание кончика языка»

«Часы» — приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево — вправо.

«Лошадка» — поцокать языком.

«Подуть на кончик языка».


Доктор: Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Свежие документы:  "Азбука питания" 8 класс

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.



Доктор: Слушайте внимательно еще одну загадку:

Загадка.

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

Дети: Пальцы.

Доктор: Молодцы. А сейчас давайте пальчики разомнем.

Пальчиковая гимнастика

Доктор: Мы очень хорошо потренировали свои пальчики. Ребята, посмотрите какая у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит? Какие помощники нам в этом помогут?

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

Доктор: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора.

Дети: 1.А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. 2.Что «командир» нашего тела называется мозг.

3. Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши органы чувств.

Доктор: Молодцы, вы многое узнали сегодня и запомнили. Ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим добрые пожелания.

И помните, наша главная задача – сохранить органы чувств, заботясь о своем здоровье. Будьте здоровы!























Список использованной литературы:

1. Денискина В.З., Костючек КС. Программа по развитию осязания и моторики кистей и пальцев рук для детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1994год.

2. Денискина В.З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания. — М.: Просвещение, 1995 год.

3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990 год.

4. Плаксина Л.И. Программы Специальных дошкольных (коррекционных) образовательных учреждений для слабовидящих детей. – М.: Просвещение, 1997 год.

5. Фомичева Л.В., Никулина Г.В. Готовим к школе ребенка с нарушением зрения. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004 год.

6. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья: Для дошкольников и мл. школьников. — М.: ЭКСМО, 1995 год

7. Белостоцкая Е.М. Гигиена зрения детей дошкольного возраста. — М.-ЦНИИСП, 1978 год.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: