Конспект урока биологии для 5 класса «Строение семян»
Автор: Чернова Галия Загитовна, учитель биологии МБОУ ООШ № 12, ст. Дербентской
Данная разработка урока по теме «Строение семян» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Психолого-педагогическая характеристика
В 6 классе обучается _11_ учеников: _9_ мальчиков и _3_ девочки. Возраст 10-12 лет: 2000 г. р.- _5_ человека, 2001 г. р. –_4__человек , 2002 г. р. – _2__ человека. В коллективе __3_ ребят из многодетных семей, _5_ — из неполных семей, _1_ — находится под опекой.
В классе не высокая успеваемость по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, не всегда добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Учатся на «отлично» — _1_ человек, на «4» и «5» — 1__ человек, на «3»_ — 4 человека. Таким образом, качество знаний по классу составило – _18__%.
Результаты ежегодного медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм: основную группу здоровья имеют __82_% шестиклассников.
В коллективе нет лидера.
Ребята проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий.
Все дети занимаются в учреждениях дополнительного образования, как спортивного, так и эстетического направления.
У ребят привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели, проявляют огромный интерес к общественным делам.
Для выявления наиболее существенных свойств коллектива, межличностных отношений и взаимодействия, а также уровня развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, было проведено обследование обучающихся 6 класса.
Направление активности
Класс мало активен. Ребята в своих делах ставят перед собой общественно полезные цели, положительные духовные запросы. Они имеют сходные цели для каждого ученика в отдельности.
Организованность
В коллективе справедливо относятся ко всем одноклассникам, стремятся поддержать слабых в общей деятельности; разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают класс. Класс доброжелательно, участливо относится к новым членам коллектива, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду.
Интеллектуальная коммуникативность
Большинство ребят класса прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению, трудно находят общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. Критические замечания со стороны членов класса принимаются часто негативно и не способствуют созданию единого группового мнения.
Психологический климат
В классе преобладает в основном мажорный, добрый общий тон, доброжелательность во взаимоотношениях. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса, здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать совместной деятельности.
Тема урока: Строение семян
Тип урока: комбинированный урок с выполнением лабораторной работы.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.
Задачи:
— образовательные: знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян.
— развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений ; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
— знать строение семян,
— распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений,
— называть значение семян.
Метапредметные:
— регулятивные: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе информацию;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
— познавательные: — работать с учебником;
— находить отличия;
— работать с информационными текстами;
— объяснять значения новых слов;
— сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять строение семян
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Основные термины и понятия: растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.
мультимедиа. | |
Оборудование | сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, модель зерновки пшеницы, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы» |
Образовательные интернет-ресурсы
| http://www.ecosystema.ru/08nature/tress/morf—sum/morf.htm |
СТРУКТУРА УРОКА | |
1. Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Отгадайте загадку У арбуза много груза, Груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз Полон черных мокрых бус. Предлагаю учащимся самостоятельно определить тему, используя следующую задачу: Это орган растения. Он может быть очень маленьким и лёгким, всего тысячные доли миллиграмма. У других же растений его длина достигает 45- 60 сантиметров, а масса – 20 кг. | Ответ: Семечки арбуза
После того, как учащиеся отгадали тему урока, открывается доска, на которой написана тема урока “Строение семян Рассматривают коллекцию семян, можно использовать кадры презентации
|
2 . Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. | |
В качестве домашнего задания учащимся было предложено принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. После этого учащимся предлагается ответить на вопрос: “Для чего необходимо изучать семена?” После ответа учащихся подвожу итог: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека. | Дети рассказывают, какие семена они принесли, где их используют. |
3. “Открытие нового знания”. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | |
Выполнение лабораторной работы 1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму. 2. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода). 2. Пользуясь препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру. 3. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку. 4. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества. 5. Подготовьте микроскоп к работе. 6. Рассмотрите микропрепарат «Зерновка пшеницы» под микроскопом при увеличении в 40 раз. 7. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: семядолю, корешок, стебелёк и почечку. 8. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества. 9. Выявите черты сходства и различия строения семян. Объясните названия классов – однодольные и двудольные. Докажите, что семя – это зачаток нового растения.
| Вывод. Учащиеся делают вывод о строении семян, делают зарисовку в тетради
|
4. Планирование Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | |
Учащиеся отмечают черты сходства (семенная кожура, зародыш) и различия ( в количестве семядолей, месте расположения питательных веществ) | |
5.Физкультминутка
| Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) |
6. Применение нового знания Цель: применить знания в новой ситуации | |
Учащимся предлагаются тесты различного уровня сложности:
| 1 уровень сложности – закрытый тест. Ответы выполняются в виде графического диктанта. Учащимся предлагаются вопросы -утверждения, если они согласны с утверждением ставят значок + не согласны значок -. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро. 1. Семядоли являются частью зародыша зерновки пшеницы 2. Запасные питательные вещества находятся в стебельке семени фасоли 3. Семенная кожура выполняет защитную роль 4. Растения класса двудольных имеют одну семядолю в семени 5. Семенная кожура – это часть зародыша зерновки пшеницы 6. Запас питательных веществ в зерновке пшеницы находится в эндосперме 7. Эндосперм зерновки пшеницы является часть зародыша. 8. Семя – зачаток нового растения 2 уровень сложности – открытый тест (закончить предложение). Предлагается более сильным учащимся. 1. В семядолях семени фасоли находится _____________________ 2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________ 3. Семенная кожура выполняет _____________________________ роль. 4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что _____________________________________ 5. Семена растений класса _______________ имеют две семядоли 6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ___________ 7. Семя является зачатком нового растения потому, что __________________ Определенный познавательный и практический интерес представляет такая задача: “Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти пять колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Высчитайте, сколько зерен получилось бы от одного зерна от посева в первом году; во втором; в третьем; в четвертом”. (Ответ: первый урожай – 250; второй – 62 500; третий – 15 625 000; четвертый – 3 906 250 000 зерен.)
|
7. Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | |
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом 2· Что на уроке было интересным? Что узнали нового сегодня? А что на уроке было главным? 3 Оценивает работу учащихся, даем домашнее задание. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Делают вывод 1. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находится в семядолях. 2. Семя однодольного растения состоит из семенной кожуры, эндосперма и зародыша. Зародыш состоит из семядоли, корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находится в эндосперме. 3. Семя – это зачаток растения. Из его корешка формируются корни корневой системы, из стебелька – стебель, из почечки – листья. В семенах содержится запас питательных веществ.
|
8. Домашнее задание | Стр. 43-45, прочитать, заложить опыт и пронаблюдать, найти интересные факты о семенах, значении, применении |
Задаю домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы. Например, учащимся предлагается разработать: кроссворд, тесты, сообщение , частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и др. | |
Оценка результативности урока. Оцениваю результативность урока по нескольким параметрам: 1. Оцениваю знания, умения, навыки, полученные учащимися на уроке. 2. Оцениваю развитие ключевых компетенций: · коммуникативную – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым; · информационную – владение информационными технологиями; · автономизационную – способность к самоопределению, самообразованию; · социальную – умение жить и работать в коллективе; · нравственную – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам. |
Методическое обеспечение:
программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии. М., 2010.
учебник И.Н.Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С, Кучменко «Биология 6 класс». М., 2012 г.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6 – 8 класс. М.2010.
Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения. М., 2004.
Гин А. Приёмы педагогической техники. М., 2002.
Биология в таблицах 6 – 11 класс. М., 2002.
1600 задач для школьников. М.,1999.
Программное обеспечение:
· 1С: Репетитор. Биология (CD);
· MS Word (текстовый редактор).