Разработка открытого урока по биологии в 6 классе.
Учитель биологии Манченко Иван Сергеевич.
Тема урока: «Испарение воды растениями. Листопад» (слайд 1)
Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.
Задачи урока:
1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.
2. Развивать мышление, творческие и аналитические способности.
3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.
Оборудование: компьютерная презентация, лабораторное оборудование: штатив, пробирки, колба (опережающие опыты), комнатные растения, инструктивная карта к уроку, учебник.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.
План урока:
Проверка домашнего задания (7)
Изучение нового материала (20)
Физкультминутка (1,5)
Закрепление (8)
Подведение итогов (3)
Домашнее задание (0,5)
Выставление оценок (0,5)
Рефлексия (3)
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте. Ребята, давайте этот урок проведем как урок — исследование, все Вы будете не просто ученики, а юные исследователи, которым предстоит решать важные научные задачи. Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.
(Слайд 2). Сфера исследований нашей лаборатории – это жизнедеятельность растений.
Проверка домашнего задания
Учитель: — Давайте вспомним, с какими функциями мы познакомились на прошлом уроке?
— Что такое фотосинтез?
— В каких условиях происходит фотосинтез?
— Что выделяется в процессе фотосинтеза?
— Каково его значение?
— Чем дышат растения?
— Что выделяется при дыхании? (учащиеся дают ответы).
— А теперь сравните процессы фотосинтеза и дыхания (слайд 3).
(учащиеся работают в группах по 2 человека, выполняют письменно, затем меняются и проводят взаимопроверку, исправляют ошибки) (слайд 4).
Вывод: эти процессы противоположны друг другу.
Молодцы! Знания у вас есть, вы можете стать настоящими учеными.
Изучение нового материала
Учитель: А сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа и познакомимся с одной ещё очень важной его функцией, а какой именно, вы сами попробуете назвать.
— Обратимся к опыту под № 1 и проанализируем его.
Опыт 1: Три дня назад в три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. Одну пробирку оставили как есть, во вторую добавили масла, чтоб вода не испарялась, в третью поместили побег с листьями и добавили масло. В процессе работы уровень воды выравнивали. Уровень отметили фломастером. Что же мы видим?
Ответ: Воды в первой и третьей пробирках стало меньше.
(Слайд 5) Вывод: Вода в третьей пробирке испарилась растением.
Учащиеся подводятся к основной мысли: — Какой идет процесс? (идет процесс испарения).
— Итак, какова же тема урока?
(Слайд 6) «Испарение воды растениями. Листопад»
Учащиеся сами формулируют задачу: получить представление об этих интересных явлениях в жизни растений (слайд 7).
— Что же такое испарение? (учащиеся пытаются сформулировать определение). Запишем:
(Слайд 8) Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар.
Пар – это вода в газообразном состоянии.
— Через что испаряется вода? (устьица).
— Где они расположены?
— Обратимся к опыту № 2, который нам проанализирует 2 группа исследователей.
Опыт 2: Три дня назад в две пробирки поставили побег с листьями, в одном случае смазали вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, а в другом – нижнюю. В обоих случаях поверхность воды в пробирках залили маслом. В какой пробирке понизился уровень воды?
Ответ: Уровень воды понизился там, где у листа была смазана верхняя поверхность.
— Через какую поверхность листа у данного растения происходит испарение и почему? (ответы детей).
(Слайд 9) Вывод: Через нижнюю поверхность листа, так как у наземных растений устьица находятся с нижней стороны листа.
— Растения на 80% состоят из воды. Как же она туда попадает? Чем растение всасывает воду? (учащиеся дают ответы).
— А, сейчас представьте себе, что вы маленькая капелька воды, которая путешествует по растению.
(Слайд 10) Рассмотрите внимательно рисунок испарение воды растением и расскажите о том пути, который вы совершите по растению (корни – с помощью корневого давления в другие части растения – испарение).
Английский священник Стефан Хейлз в 1724 году показал, что вода с растворенными минеральными веществами (ксилемный сок) может подниматься вверх по растению благодаря процессу транспирации, то есть испарению воды с поверхности листьев (слайд 11).
Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?
— Для этого 3 группа исследователей проанализирует нам свой опыт.
Опыт 3: Мы поместили веточку с листьями, не отрезая от растения, в стеклянную колбу, горлышко закрыли ватой. Что мы видим? Откуда в колбе вода?
Ответ: Капельки воды на стенках колбы.
(Слайд 12) Вывод: Вода испаряется с растения. Испаряемую растениями воду мы можем увидеть.
— Обратите внимание на комнатные растения: что вы видите? Какие растения? Чем отличаются? Они испаряют одинаковое количество воды? Почему? Какие будут меньше испарять? Почему? (учащиеся отвечают).
Вывод: Разные растения испаряют разное количество воды.
— Что же влияет на испарение?
(Слайд 13) Запишем факторы, влияющие на испарение: (влажность, температура, солнечное освещение, ветер, площадь листа).
— Какое значение, по вашему мнению, имеет испарение для растения? (учащиеся предполагают ответы).
(Слайд 14) Значение испарения:
— способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,
— охлаждает лист,
— предохраняет от перегрева.
4. Физкультминутка.
— Давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз (слайд 15)
— Какой процесс мы наблюдали? (листопад) (слайд 16)
— В какой сезон года происходит листопад? Что происходит с листьями перед листопадом? Почему меняется окраска? (учащиеся дают предположения).
— Послушаем сообщение 1 (сообщение о хлорофилле): «Хлорофилл – не единственный пигмент в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты – ксантофилл (желтый цвет) и каротин (красный цвет). Эти пигменты всегда есть в зеленых растениях, но летом они незаметны, т.к. замаскированы зеленой окраской хлорофилла. Осенью хлорофилл разрушается под действием солнечного света, а новый не образуется. Лист теряет зеленую окраску и желтые пигменты, незаметные до этого времени, становятся заметными».
— Спасибо. А каким образом отпадают листья?
Прослушаем сообщение 2 (образование пробкового слоя): «Дело в том, что у основания черешка образуется специальный отделительный слой из тонкостенных рыхло расположенных клеток, ослабляющих основание листа. Со стороны стебля ближайшие к основанию черешка клетки пробковеют и образуют защитный слой, сохраняющийся после опадения листа – след (рубец). При сильном ветре лист, удерживаемый только покровными клетками, опадает. Листопаду предшествует старение листа: уменьшение интенсивности жизнедеятельности, уменьшение количества поступающей воды, накопление в листьях ненужных и вредных веществ».
— Что становится с погодой осенью? (холоднее, день короче, заморозки). Корни не могут добывать достаточное количество воды и для меньшей испаряемости сбрасывают листву.
(Слайд 17) Вывод: Листопад – приспособление к перенесению неблагоприятных условий.
(Слайд 18) Значение листопада: уменьшение испарения, удаление вредных веществ, уменьшение веса ветвей (учащиеся сами формулируют значение).
5. Закрепление:
(Слайд 19) Выберите правильный ответ.
(учащиеся работают с тестами в инструктивной карте, затем меняются с соседом и проводят взаимопроверку) (слайд 20).
Проблемные вопросы:
(Слайд 21) 1. Известно, что листья растений засушливых районов видоизменены в колючки, покрылись воском, толстой кожицей. Какова роль этого явления? (ответы).
(Слайд 22) 2. У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Где находятся устьица у кувшинки? (ответы).
3. Сбрасывают ли хвою хвойные растения? (ответы).
4. А знаете ли вы: как практически применить знания об испарении?
Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Надо поместить ветку в полиэтиленовый мешочек, плотно затянуть вокруг стебля. Через некоторое время в мешочке образуются капли воды. Таких устройств можно сделать несколько, и тогда наберется достаточное для питья количество чистой воды.
Подведение итогов (слайд 23).
— С какой темой мы сегодня познакомились? Что такое испарение? От чего оно зависит? Каково его значение? Листопад для растений – это…? Помните, какая была задача? Достигли мы ее?
7. Домашнее задание (слайд 24): параграф 36, придумайте кроссворд или ребус по параграфу, найдите загадки о листопаде (одно из заданий на выбор).
8. Выставление оценок.
9. Рефлексия: Метод «Острова»: — Выразите свое душевное и эмоционально-чувственное состояние.
— Спасибо всем за урок!