биология – 6 класс
урок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения.
Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;
б) сформировать понятие «орган»; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;
в) показать различия между споровыми и семенными растениями;
г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.
Оборудование урока: таблицы «Органы цветкового растения», «Голосеменные растения», «Папоротники», «Водоросли», «Мхи»; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.
Содержание урока:
Организация школьников на урок.
Контроль знаний
Многообразие жизненных форм растений
Продолжительность жизни растений
Происхождение разнообразия культурных растений
Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)
3. Изучение нового материала:
Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)
Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)
Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)
Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)
Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – «Рассматривание спор папоротника», оформление результатов; беседа.)
Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – «Знакомство с цветковыми растениями» (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)
Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)
4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).
5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.
Лабораторная работа №1.
Тема. «Знакомство с цветковым растением»
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения
Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).
Ход работы
Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.
Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.
Плоды и цветки находятся на стебле.
Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.
Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.
Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.
Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.
Лабораторная работа №2.
Тема. «Рассматривание спор папоротника»
Цель: ознакомиться с внешним видом спор.
Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.
Ход работы:
Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.
На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.
Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.
Выполнили схематический рисунок споры.
Сравнили размеры спор с семенами редиса.
Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.
Биологический словарь понятий и терминов
Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.
Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.
Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая особое строение.
Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.
Генеративные органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.
Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.
Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.
Семенные растения – это растения, образующие семена.
Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.
Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.
Растения
Низшие
водоросли
Высшие
мхи и папоротники все деревья,
кустарники и травы
Споровые
Споровые
Семенные
цветковые
(семена хвойные
в плодах) (семена в шишках)