Урок:12
Предмет: биология
Класс: 6 «Б»
Тема: Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.
Цель урока: рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.
Задачи: сформировать понятие о корне, как вегетативном органе растения, раскрыть функции корня, показать разнообразие видов корней и типах корневых систем, охарактеризовать особенности строения и образования корня; познакомить с явлениями геотропизма и хемотропизма; с практическими приемами управления развитием корневых систем. Раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводства.
Тип урока: комбинированный урок, с элементами игры.
Планируемые результаты: учащиеся расширяют знания о корне.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
^ Средства обучения: таблицы «Строение корня», «Типы корневых систем», «Развитие корня двудольных растений», «Развитие корня однодольных растений», гербарный материал.
Структура урока:
Организационный момент. Сообщение учащимся цели и задач урока.
Проверка знаний о строении и функциях семени
Изучение нового материала
Выполнение лабораторной работы «Изучение строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы)».
Закрепление изученного материала
Подведение итогов, запись домашнего задания.
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим материал о семени и его роли для растения и познакомимся с уникальным подземным органом растения – корнем.
II. Контроль знаний о семени как органе семенного размножения и единице распространения, о строении семян однодольных и двудольных растений, о значении семян в жизни человека.
Фронтальный опрос. Игра «Ты мне, я – тебе» Учитель бросает мяч одному из учеников и задает вопрос, тот ответив на вопрос, кидает мяч другому и задает свой вопрос. Если кто-нибудь затрудняется – отвечает сосед по парте. вопросы: Что такое семя? К каким органам относится семя – к вегетативным или генеративным? Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура? Какие растения называют однодольными? Двудольными? Какие общие черты строения можно выделить у однодольных и двудольных растений? Что такое эндосперм? У семян, каких растений он есть, а у каких нет? Приведите примеры.
Учитель. Ребята! А вы знаете, что такое «бутылочная почта»? Недавно к нам в школу доставили такое письмо. Но пока оно путешествовало — подмокло, и некоторые слова потерялись. Давайте вместе попробуем восстановить пропущенные слова.
Вставьте пропущенное слово: (работа в парах)
Семя — … орган растения. … служит для размножения и распространения растений. Отверстие , через которое в семя проникает вода и воздух называется …. След от места прикрепления семени к стенке плода называется … . Корень будущего растения развивается из …, а стебель – из …. На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть …. Иногда на ней можно разглядеть зачаточные …. Почечка представлена … тканью. В семенах некоторых растений присутствует особая запасающая ткань ….
Подведение итогов работы.
Ш. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить еще об одном удивительном органе – корне. Записываем тему урока в свою тетрадь. Что такое корень? Каким органом является корень? Какова основная функция корня?(ответы детей и формирование вывода №1.)
1. Вывод №1.Корень — основной вегетативный орган растения.
Основная функции корня : почвенное питание, укрепление растения в почве, вегетативное размножение, запасающая, пища человека и животных.
Учитель. А кто-нибудь из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, ромашку или другое растение? (ответы детей). Почему это сложно сделать? (ответы детей). В течение всей жизни у растений образуются новые корни и растут старые. Совокупность всех корней растения называется корневой системой.
Давайте рассмотрим строение корневых систем у различных растений.
Формирование вывода №2.
Вывод №2. Корни , образующие корневую систему – главный, боковые и придаточные. Корневые системы: стержневые и мочковатые.
Учитель. Давайте подробнее рассмотрим строение корней на проростке тыквы, гороха, фосоли, пшеницы.
Лабораторная работа №6 «Изучение строения корней растения»
Ход работы
1. Рассмотреть виды корней.
2. Зарисовать несколько корней.
3. Вывод
IV. Домашнее задание.
Изучить параграфы 13. 14, для учащихся, интересующихся биологией, подготовить сообщение на тему «Видоизменения корней».