Конспект урока биологии для 7 класса
по теме
«Многообразие Кишечнополостных,
их роль в природе и жизни человека»
Мокеева Светлана Николаевна, учитель биологии
филиала МБОУ Мурзицкой СОШ — Кочетовская ООШ,
с. Кочетовка (Сеченовский район, Нижегородская область)
УМК «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов»
Под редакцией Н. И. Сонина и др.
Тип урока: комбинированный
Цель: изучить многообразие видов и их систематическое положение в типе Кишечнополостные; рассмотреть значение животных в природе и жизни человека.
Задачи:
1) Образовательные:
— изучить многообразие кишечнополостных и их классы;
— рассмотреть разнообразное значение кишечнополостных в природных сообществах и их практическое значение;
2) Воспитательные:
— воспитывать у учащихся любовь к природе Родного края;
— развивать у учащихся стремление заботиться о природе;
3) Развивающие:
— продолжать формирование умений узнавать кишечнополостных по таблицам;
— способствовать развитию умения обосновывать особенности их организации как низших многоклеточных организмов.
Использованные источники
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа,2011г.
Биология. Животные. 7-8 класс.: учеб. для сред.шк. / М.А. Козлова — М.: Просвещение,1993 г.
Жизнь животных в 6 томах. 1том. Беспозвоночные. /под редакцией профессора Л.А. Зенкевича – М.: Просвещение, 1968г.
Ссылки на сайт:
https://go.mail.ru/search_images
https://biouroki.ru/material/animals/gidra.html
Ход урока:
I Организационный момент (Приветствие учащихся)
II Проверка знаний и умений
Устный опрос учащихся с порой на рубрику «Проверь свои знания» стр.111 учебника
III Изучение нового материала
Учитель озвучивает итоги устной работы учащихся, затем сообщает тему урока «Многообразие Кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека» (слайд 1 ). Записывают ее на доске. Заостряет внимание семиклассников, что сегодня рассмотрим применение этих животных в жизни человека.
Учитель: Скажите ребята, а какие классы включает в себя Тип Кишечнополостные? (Класс Гидроидные , Класс Сцифоидные, Класс Коралловые полипы ) (слайд 2 )
Учитель: Ребята, а с представителями какого класса Вы уже знакомы? (Пресноводная гидра — Класс Гидроидные )
Учитель поощряет ответы учащихся и сообщает им, что для простоты изучения многообразия видов следует в тетрадях начертить следующую таблицу (слайд 3)
Представители | Особенности строения | Роль | ||
В природе | В жизни человека | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель делит учащихся на две группы для самостоятельной работы с таблицей и текстом учебника. Первая группа работает на стр.108 учебника и заполняет таблицу для Класса Сцифоидные, а вторая — стр.109-110 Класс Коралловые полипы.
Завершив работу и заполнив таблицы в своих тетрадях, учитель предлагает с помощью ответов каждой группы учащихся дополнить записи детей в таблицах и обобщить полученные знания. Выслушав ответы первой и второй групп, учитель выставляет заполненную таблицу на экране и просит ребят дописать к себе в тетради недостающие сведения о кишечнополостных. Учитель комментирует таблицу на слайде, заостряя внимание на важные элементы рассказа (слайд 4) и демонстрирует новые виды на переносных таблицах.
Роль животные в природе и жизни человека (Таблица 1)
Представители | Особенности строения | Роль | ||
В природе | В жизни человека | |||
Сцифоидные | Медуза- корнерот,медуза – аурелия, медуза цианея | Похожи на зонтик (колокол), посередине тела на нижней стороне – рот со щупальцами, раздельнополые, развито половое поколение. | Хищники, обитают в морях | Медуза-корнерот вызывает ожоги тела. |
Коралловые политы | Актинии, восьмилучевые красные кораллы, мадрепоровые кораллы | Цилиндрическая форма тела, известковый скелет или бесскелетные (актинии) | Образуют коралловые рифы – место обитание животных | Изготовление украшений, источник извести, строительный материал. Создают препятствия для судоходства |
Гидроидные | Пресноводная гидра, обелия, тубулярия | Цилиндрическая форма тела, малоподвижна, на верхней стороне – рот со щупальцами | Хищники, входят в цепи питания ( когда одни организмы – это пища для других организмов) | Объект изучения обогащающий Тип Кишечнополостные |
Учитель обращает внимание учащихся на жизненный цикл аурелии стр.108 учебника. Рассказав о нем он выделяет высокий уровень развития полового поколения по сравнению с бесполым. При знакомстве с Коралловыми полипами учитель, обязательно рассказывает об особенностях строения коралловых форм. Особенное внимание он уделяет строению актинии (стр.110) и рассказывает о ее симбиотическом сожительстве с раком-отшельником.
III. Закрепление знаний
Учитель предлагает выполнить тестов «Сцифоидные, Коралловые полипы» в мультимедийном приложении к учебнику биологии 7 класса авторов В.Б.Захарова и Н.И.Сонина.
VI. Домашнее задание
Изучить текст учебника на стр. 108 -110, подготовиться к итоговому контролю знаний по теме «Тип Кишечнополостные»
(слайд 5)