МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект урока биологии
«Как много в мире насекомых»
старшая группа
подготовила воспитатель
Зайцева Светлана Сергеевна
2012г.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с разными видами насекомых, сформировать представление о жизни насекомых (потребность в пище, тепле), умение приспосабливаться и отпугивать врагов, установлении простейших связей.
2. Закрепить представление детей о сезонных изменениях в природе.
3. Уточнить знания детей о строении насекомых, упражнять ребят в ориентировании на листе бумаги, закрепляя пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, между, рядом.
4. Упражнять детей в умении создавать поделки из природных материалов.
5. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к представителям природы.
Методы и приёмы: Игровые моменты, художественное слово, дидактическая игра, вопросы, объяснение, показ, поощрение, индивидуальная помощь.
Словарная работа: Нектар, насекомые, дневной павлиний глаз, лимонница, капустница, крапивница, мимикрия.
Материал: Картинки с изображением разных видов насекомых, д/игра «Собери насекомых», клей, кисточки для клея, салфетки, магнитофон, аудиозапись: «Песенка бабочек», слова — Б. Заходер, музыка А.Варламова, поет Е. Ефремова, «Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко, слова А. Макшанцевой, листы картона по количеству детей, природный материал: листья, ветки, скорлупа грецкого ореха, семена ясеня, мак.
Ход занятия:
Дети танцуют «Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко, слова А. Макшанцевой
Листочки, листочки по ветру летят,
У деток под ножками тихо шуршат.
И, плавно качаясь, ведут хоровод.
А ветер осенний им песню поет.
То вправо, то влево листочки летят,
Прощается с нами осенний наш сад.
Листочки, качаясь, ведут хоровод.
А ветер осенний им песню поет.
И снова листочки по ветру летят,
У деток под ножками тихо шуршат.
И, плавно качаясь, ведут хоровод.
А ветер осенний им песню поет.
Воспитатель: Скажите, ребята, что ещё происходит осенью, кроме листопада?
Дети: Стало холоднее, птицы улетают на юг.
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы осенью улетают на юг?
Дети: Им нечем питаться, стало холоднее, исчезли насекомые.
Воспитатель: Всё верно. Насекомые исчезли, они забрались в укромные места и заснули до весны. Насекомых существует огромное количество видов.
Показ карточек с изображением насекомых.
Воспитатель: Виды насекомых: осы, пчёлы, жуки, стрекозы, кузнечики, муравьи, бабочки. Особенно красивы бабочки. Бабочки недаром похожи на «Живые цветы». Они питаются нектаром цветов. А теперь подумайте, почему осенью насекомые исчезают?
Дети: Потому, что осенью цветы вянут и сохнут. Насекомым нечем питаться.
Воспитатель: Молодцы, правильно решили. В природе всё связано и нарушать законы природы нельзя.
«Влетают» дети, одетые в костюмы бабочек.
Танец бабочек. «Песенка бабочек», слова — Б. Заходер, музыка А.Варламова, поет Е. Ефремова.
Дневной павлиний глаз: А дневной павлиний глаз
Нарядился напоказ.
Посмотри, как он одет:
Красный бархатный жилет,
Синие разводы,
Чудеса природы.
Капустница: На платьице из ситца
Столько чёрных точек!
Беленький платочек,
Чёрный ободочек.
Крапивница: Мне очень, очень нравится
Крапивница – красавица,
Над ромашкой пляшет, пляшет
И цыганской шалью машет.
Лимонница: Лимонница, лимонница
За брюквенницей гонится.
Наверно эти бабочки
Вдвоём играют в салочки.
( Е. Гульг)
Дневной павлиний глаз: Здравствуйте, ребята! Мы хотим вам подарить свои изображения на память, чтобы вы знали наше строение, расцветку, могли нас различить. А ещё вам игра. Соберите картинки и вы узнаете многое о насекомых. А нам пора улетать и ложиться спать. Счастливо оставаться, до встречи летом!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые и разные бабочки! Но есть у них и одинаковые части. Сколько у бабочек лапок? А крылышек? Есть ли усики? Всё туловище состоит из отдельных частичек. А ещё бабочки умеют отпугивать своей окраской врагов или прятаться среди окружающей природы. Это свойство называется – мимикрия. Итак, что вы узнали о насекомых?
Дети: У них есть шесть лапок, крылышки, усики, голова, глаза.
Дидактическая игра «Собери насекомых» (в ходе игры дети уточняют строение насекомых).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Всех насекомых собрали верно. Давайте с вами превратимся в бабочек и поиграем с пальчиками.
Физкультминутка.
Бабочки вокруг летают, Ладони соединяются тыльной
стороной, махать пальцами, плотно
сжатыми вместе.
Детям радость доставляют. Развести руки в стороны, улыбнуться,
попрыгать.
Осень снова наступает Руками показать букву «О».
И цветы все увядают. Руки вверху, ладони в стороны, пальцы
плотно прижатые. Наклоняют руки
вниз и в стороны.
Бабочки ложатся спать, Руки под голову.
Лета будут ждать опять. Показать «цветок» руками.
(С. С. Зайцева)
Влетает ещё одна «бабочка».
Бабочка: Здравствуйте, ребята!
Наступила осень, стало холодать.
Подоспело время нам ложиться спать.
Но о лете помнить хочется всегда!
Вот листочки, ветки, мак и семена.
Вы из них, ребята, сделайте тогда –
Летнюю поляну, бабочек, цветы,
Черепаху, рыбку … И для красоты
В группе их поставьте, вспомнив иногда…
На них вы посмотрите, о нас поговорите.
Летом встретимся… Пока!
Спать ложиться мне пора.
(С. С. Зайцева)
Дети: До свидания, бабочка! До встречи!
Воспитатель: Видите, ребята: всё, что принесла бабочка – это природное. Для поделок берут только сухой материал. Как вы думаете, что мы можем сделать из мака?
Дети: Выложить летнюю полянку.
Воспитатель: Верно. Здесь есть сухие цветы, они понадобятся для украшения поляны. А из листочков можно выложить бабочек. Посмотрите, как это можно сделать.
Показ схемы выкладывания бабочки.
Воспитатель: Какие по размеру понадобятся листья для крылышек?
Дети: Два листочка больших и два маленьких.
Воспитатель: А как вы будете их располагать на полянке?
Дети: Вверху полянки расположить большие листочки, внизу – маленькие.
Воспитатель: Как и из чего вы будете изготавливать туловище и голову бабочки, где их расположите?
Дети: Мы возьмём для туловища семена ясеня, для головы – половинки горошин, для усиков – веточки. Туловище расположим между листьев-крылышек, горошину-голову – вверху над туловищем, а усики ещё выше – над головой.
Воспитатель: Молодцы, всё верно рассказали. А сейчас рассматривайте схему и выполняйте по ней работы, берите клея немного, очень осторожно наносите на листья.
Дети выполняют работу. Индивидуальная помощь детям.
Воспитатель: Какие красивые бабочки получились, какие разные! Руслан, скажи, какая бабочка тебе понравилась больше остальных?
Руслан: Мне понравилась эта бабочка больше остальных, потому что листья были подобраны очень похожие, сочетающиеся по форме и цвету, аккуратно наклеены. Бабочка получилась, как живая.
Воспитатель: Да, лето мы не забудем, ведь полянка получилась, как настоящая летняя лужайка. Будет приятно вспоминать о лете холодной зимой.
Список используемой литературы:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой — Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007 г., стр. 140 — 143.
Авторы-составители: Кобзева Т. Г., Александрова Г. С., Холодова И. А.. «Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа». – Волгоград, УЧИТЕЛЬ, 2011 г., стр. 25-26.
Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами». – Москва, Педагогическое общество России, 2002 г., стр. 48-49.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. Аудиозапись: «Песенка бабочек», слова — Б. Заходер, музыка А.Варламова, поет Е. Ефремова, «Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко, слова А. Макшанцевой
2. klipariki.net/?idclip=161
3. o—prirode.com/photo/33-0-3592
6