Министерство образования и науки Республики Казахстан
Средняя школа №5 имени М.Ауэзова
Доклад
Применение модульной технологии на уроках биологии
Подготовила: учитель биологии Власова А.Е.
г. Талгар 2014 г
Применение модульной технологии на уроках биологии.
Власова А.Е
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для преподавателей это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. В классах , где я работаю, обучаются ученики с разными учебными возможностями. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всей группы, включить в учебный процесс каждого студента. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно эта технология. Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый студент должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности. Я решила опробовать данную технологию на уроках биологии в экономическом колледже. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе
Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного обучения. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Преподаватель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Это такая организация процесса обучения, при которой студент работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:
СИМВОЛ — рисуночном, (нарисовать)
СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
методическое руководство по достижению целей (как?)
практические занятия по формированию необходимых умений
контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если студент сможет овладевать знаниями сам, а преподаватель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что студенты учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый студент уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит преподавателя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора студентами пути движения внутри модуля. Преподаватель освобождается от чисто информационных функций. Моя роль на модульном уроке – управление работой студентов. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым студентом, помогать слабым и консультировать сильных студентов. Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока – модуля есть рекомендации преподавателя.
Модульное обучение активизирует способности студентов, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно. Проводить модульные уроки, а главное — готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.
Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент. Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ.
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для студента. | Управление обучением (содержание, формы, методы). | Рекомендации (Как сделать?) | Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка. | |
УЭ -0 | Цели и задачи модуля. Актуализация целей. | Методическое руководство. | Необходимые знания и умения. | Работа в парах. Взаимопроверка |
УЭ- 1 | Учебный модуль. Цель элемента. | Входной контроль. | Пояснения к учебному материалу. |
|
УЭ — 2 | Обобщение. Цель элемента. | Источники информации, алгоритмы решения задач. |
|
|
УЭ — 3 | Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). |
|
| Проверка по ключу, эталону. |
Технологическая карта конструирования темы или раздела.
№ урока – модуля в разделе …
№ урока модуля в теме …
Тема урока…
Триединая цель урока (темы)…
Дифференцированная цель урока для студента…
Что должен знать студент в конце темы …
Что должен уметь студент в конце темы …
Формируемая область понимания …
Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
Воспитание на материалах темы …
Тип урока и применённой педагогической технологии …
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ
Лист учёта контроля преподаватель раздаёт каждому студенту перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу студент сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
Фамилия, имя студента
Количество баллов по номерам заданий. | Итого (кол-во баллов) | |||
| №1 | № 2 | № 3 |
|
УЭ — 1. |
|
|
|
|
Например: МОДУЛЬ 1.
ТЕМА 2: Уровни организации живой материи
При изучении темы ты должен:
Знать критерии уровней организации живой материи.
Знать особенности биологических систем.
Уметь анализировать качественные характеристики живого.
Оборудование: Презентация «Критерии живых систем», плакат “Клетка”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.
Как делать? Методические рекомендации. | Время работы. Контроль. | |
УЭ – 0
| Цель: Проверить выполнение домашнего задания. Реши кроссворд. Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.
| 15 мин. Проверка по ключу №1 1-5 баллов Оценку поставь в тетради. 1 – 5 баллов |
У Э – 1 Изучение Нового материала. | Цель: Знать критерии уровней организации живой материи. Входной контроль: Почему необходимо выделять различные уровни живой материи? Что Вы знаете об органических веществах? Как Вы представляете механизм передачи наследственной информации? Что такое метаболизм? Посмотри презентацию « Критерии живых систем» После презентации ответь на вопросы. Прочти статью учебника стр 15. – 21. Заполни таблицу “Уровни организации живой материи». Работай с учебником.
| 45 мин. 3 балла за ответ
Комментирование |
УЭ – 2 Закрепление изученного. | Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания. “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3,4.(Устно.) 3) Прочти вывод. Стр. 18. | Работай в тетради. 20 мин Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2. 10 мин 3 балла за ответ |
Оцени свою работу на уроке.
25 – 23 балла оценка “5”
22 – 20 баллов оценка “4”
19 – 17 баллов оценка “3”
15 – 13 баллов оценка “2”
Спасибо за урок!
Рекомендации
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для преподавателя и студента. Благодаря этой технологии центральное место в системе занимает студент, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого студента исключает нарушения дисциплины. Задания, которые подготовил преподаватель, предполагают работу студента с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях.
Литература
Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении. Москва: 2007 г.
Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г. .
Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 2008 г..
Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 2006 г.