Конспект урока биологии на тему «Применение модульной технологии на уроках биологии»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Средняя школа №5 имени М.Ауэзова






Доклад








Применение модульной технологии на уроках биологии




Подготовила: учитель биологии Власова А.Е.








г. Талгар 2014 г











Применение модульной технологии на уроках биологии.

Власова А.Е

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для преподавателей это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. В классах , где я работаю, обучаются ученики с разными учебными возможностями. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всей группы, включить в учебный процесс каждого студента. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно эта технология. Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый студент должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности. Я решила опробовать данную технологию на уроках биологии в экономическом колледже. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе

Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного обучения. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Преподаватель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Это такая организация процесса обучения, при которой студент работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:

  • СИМВОЛ — рисуночном, (нарисовать)

  • СЛОВО – словесном (рассказать, написать)

  • СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)

  • методическое руководство по достижению целей (как?)

  • практические занятия по формированию необходимых умений

  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если студент сможет овладевать знаниями сам, а преподаватель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что студенты учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый студент уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит преподавателя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора студентами пути движения внутри модуля. Преподаватель освобождается от чисто информационных функций. Моя роль на модульном уроке – управление работой студентов. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым студентом, помогать слабым и консультировать сильных студентов. Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока – модуля есть рекомендации преподавателя.

Модульное обучение активизирует способности студентов, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно. Проводить модульные уроки, а главное — готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент. Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.



СТРУКТУРА МОДУЛЯ.

Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для студента.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическое руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.


УЭ — 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.



УЭ — 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).



Проверка по ключу, эталону.

Технологическая карта конструирования темы или раздела.

  • урока – модуля в разделе …

  • урока модуля в теме …

  • Тема урока…

  • Триединая цель урока (темы)…

  • Дифференцированная цель урока для студента…

  • Что должен знать студент в конце темы …

  • Что должен уметь студент в конце темы …

  • Формируемая область понимания …

  • Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …

  • Воспитание на материалах темы …

  • Тип урока и применённой педагогической технологии …

  • Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля преподаватель раздаёт каждому студенту перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу студент сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Фамилия, имя студента

Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)


1

2

3


УЭ — 1.
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:







Например: МОДУЛЬ 1.

ТЕМА 2: Уровни организации живой материи

При изучении темы ты должен:

  • Знать критерии уровней организации живой материи.

  • Знать особенности биологических систем.

  • Уметь анализировать качественные характеристики живого.

Оборудование: Презентация «Критерии живых систем», плакат “Клетка”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.

Учебный

элемент

Как делать? Методические рекомендации.

Время работы.

Контроль.

УЭ – 0


Цель: Проверить выполнение домашнего задания.

Реши кроссворд.

Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.


15 мин.

Проверка по ключу №1

1-5 баллов

Оценку поставь в тетради. 1 – 5 баллов

У Э – 1

Изучение

Нового материала.

Цель: Знать критерии уровней организации живой материи.

Входной контроль:

Почему необходимо выделять различные уровни живой материи?

Что Вы знаете об органических веществах?

Как Вы представляете механизм передачи наследственной информации?

Что такое метаболизм?

Посмотри презентацию « Критерии живых систем» После презентации ответь на вопросы. Прочти статью учебника стр 15. – 21.

Заполни таблицу “Уровни организации живой материи». Работай с учебником.


45 мин.

3 балла за ответ

Комментирование

УЭ – 2

Закрепление

изученного.

Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания. “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3,4.(Устно.)

3) Прочти вывод. Стр. 18.

Работай в тетради.

20 мин

Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.

10 мин

3 балла за ответ

Оцени свою работу на уроке.

  • 25 – 23 балла оценка “5”

  • 22 – 20 баллов оценка “4”

  • 19 – 17 баллов оценка “3”

  • 15 – 13 баллов оценка “2”

Спасибо за урок!

Рекомендации

Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для преподавателя и студента. Благодаря этой технологии центральное место в системе занимает студент, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого студента исключает нарушения дисциплины. Задания, которые подготовил преподаватель, предполагают работу студента с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях.



Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении. Москва: 2007 г.

  2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г. .

  3. Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 2008 г..

  4. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.

  5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 2006 г.



Свежие документы:  Проверочная работа по теме «Возникновение жизни на Земле»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: