Урок: «Путешествие в мир рыб.»
Тема урока: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы.
Особенности внешнего строения рыбы в связи со средой обитания.
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в
водной среде.
Задачи урока:
Дидактические.
Раскрыть:
Особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные;
Особенности строения представителей надкласса Рыбы.
Черты приспособленности рыб к жизни в воде.
ОУУН.
Продолжить формирование умений:
Работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.
Наблюдать за объектами живой природы.
Воспитательные.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Развивать двигательную активность учащихся с помощью игровых двигательных упражнений.
Средства обучения: таблица: «Тип Хордовые. Класс Рыбы», свежемороженая рыба, аквариумные рыбки, лупы, чешуя рыбы, компьютерная презентация «Путешествие в мир рыб», информационные листки.
Основное содержание урока:
Общие признаки черепных, или позвоночных животных.
Краткая характеристика надкласса Рыбы.
Среда обитания рыб. Различие экологических групп рыб.
Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.
Ход урока:
Актуализация. Сообщение темы
— Холодная, «немая» рыба — существо из мира, нам чуждого! Житель не сухопутья, а водной стихии, где все иначе, все не так, как у нас — людей. Если бы древние, давшие имя нашей планете, знали, что 71% её поверхности покрыто водой, они назвали бы её Океаном, а не Землей. И сегодня мы познакомимся с обитателями водной стихии – рыбами.
Все задания будут фиксироваться в ваших информационных листах.
Проверка знаний:
Итак, для того, чтобы отправиться в это путешествие нам нужно пройти первое испытание.
I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.
а) скелет наружный, хитиновый или известковый;
б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
в) животные имеют лучевую симметрию;
г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых листков);
д) животные двусторонне-симметричные;
е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых листков);
ж) кровеносная система замкнутая;
з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;
к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.
л) у большинства хорошо развит головной мозг;
м) сердце расположено на брюшной стороне тела.
Ответы: б, д, е, ж, и, к, л, м. Взаимоконтроль.
Дать характеристику ланцетнику как низшему хордовому животному (указать
характерные признаки). – устный ответ.
Подпиши указанные органы и части тела ланцетника в информационном листе.
Проверяем совместно (один отвечает, остальные проверяют)
— Молодцы!
Изучение новой темы:
На доске — схема классификации хордовых до классов.
Хордовые | ||||||
Подтип | Бесчерепные | Черепные, или Позвоночные | ||||
Класс | Ланцетники | Рыбы 1.Костные 2.Хрящевые | Амфибии | Рептилии | Птицы | Млекопитающие |
Общая характеристика. Рыбы – позвоночные животные , живущие только в воде. Появились рыбы более 400 млн лет назад в пресных водоёмах материков, а затем освоили и морскую солёную воду. Сегодня известно около 20 тыс. видов рыб, которые различаются по форме тела, размерам и массе. Большинство рыб активно плавают в толще воды и имеют обтекаемую форму тела. Кожа рыб покрыта чешуей, имеются плавники. Дышат рыбы жабрами. В зависимости от состава внутреннего скелета: хрящ или кость, рыб разделили на два класса: Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и Костные рыбы (осетры, лососи, сельди, караси, щуки, меченосцы и др.)
Среда обитания рыб. Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны — от высокогорных водоемов до предельных океанских глубин (самая глубоководная рыба — абиссобротула из семейства ошибиевых рыб обнаружена в желобе Пуэрто-Рико на глубине 8370 м). Температурные условия жизни рыб также разнообразны — от -2,1 °С (антарктические воды) до +50°С (термальные источники). Господствуют они как в морских, так и в пресных водоемах. Но все они живут в воде. И наш проводник – окунь интересуется: Как вы считаете, легко ли жить в воде, знаете ли вы физические свойства воды? Давайте подумаем и заполним один столбик таблицы в ваших листах:
Приспособления к Факторам среды | |
1. Большая плотность воды 2. Прозрачность 3. Способность растворять раз- личные вещества, малое содержание кислорода 4. Текучесть | 1. Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуи, плавники 2. Защитная окраска; глаза — органы зрения 3. Жаберное дыхание, обоняние 4. Органы боковой линии ощущают направление тока воды, силу течения. |
5.Высокое давление на больших глубинах 6. Сильное поглощение солнечных лучей 7. Солевой режим, свойства грунта, течения и др. | 5. Форма тела меняется от веретенообразной у неглубоководных видов к лентовидной у глубоководных и дисковой у донных 6. Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза, это рыбы красного, фиолетово-черного, черного цвета или не окрашенные вовсе. |
Дополнительный материал:
Все водные обитатели должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Эти особенности определяются физическими свойствами воды: ее плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы.
Плотность воды определяет ее значительную выталкивающую силу. Это значит, что в воде облегчается вес организмов и появляется возможность вести постоянную жизнь в водной толще, не опускаясь на дно. Множество видов, преимущественно мелких, неспособных к быстрому активному плаванию, как бы парят в воде, находясь в ней во взвешенном состоянии. Плотность воды затрудняет активное передвижение в ней, поэтому быстро плавающие животные, такие, как рыбы, дельфины, кальмары, должны иметь сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. В связи с высокой плотностью воды давление с глубиной сильно растет. Глубоководные обитатели способны переносить давление, которое в тысячи раз выше, чем на поверхности суши.
Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину, глубоководные животные обитают в полном мраке.
Температурный режим в водоемах более мягок, чем на суше. Из-за высокой теплоемкости воды колебания температуры в ней сглажены, и водные обитатели не сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к сильным морозам или сорокаградусной жаре. Только в горячих источниках температура воды может приближаться к точке кипения.
Одна из сложностей жизни водных обитателей – ограниченное количество кислорода. Его растворимость не очень велика и к тому же сильно уменьшается при загрязнении или нагревании воды. Поэтому в водоемах иногда бывают заморы – массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода, которая наступает по разным причинам.
Солевой состав среды также очень важен для водных организмов. Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные – в морях из-за нарушения работы клеток.
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях.
Различают экологические группы рыб: пелагическая – обитающие в толще воды, поверхностная (литораль), донная (бентос).
Физминутка. Посмотрите как двигаются рыбы: плавно, красиво. Давайте сейчас подвигаемся, как рыбки в воде.
Рыбы разных местообитаний различаются между собой, но вместе с тем они имеют общие черты строения. Рассмотрим их.
Лабораторная работа.
Внешнее строение рыбы:
Обтекаемая форма тела (сжатая с боков)
Части тела голова, туловище, хвост
Тело покрыто кожей. В коже черепицеобразно располагаются чешуи.
Определение возраста рыбы по годовым кольцам чешуй.
Тело – скользкое из-за выделений слизистых желёз
Окраска серебристо-серая или яркая.
Конечности рыбы – плавники. Непарные спинной, хвостовой, анальный. Парные плавники: передние — грудные, задние – брюшные.
Органы боковой линии – каналы с чувствительными клетками, воспринимающими колебания воды.
Органы головы – жаберные крышки, рот, ноздри, с органами обоняния, глаза (видят на близком расстоянии и различают цвета), внутреннее ухо, орган равновесия.
Обобщение и заключение.
Теперь вы знаете об особенностях внешнего строения рыбы, и мы сможем заполнить вторую половину таблицы. (Заполнение с комментариями)
— Что нового о рыбах вы сегодня узнали?
— Вам было задание – приготовить сообщения о рыбах с необычной формой тела. Вам слово, ребята.
Домашнее задание: § 31. Вопросы после параграфа. Составить рассказ о внешнем строении рыбы с использованием рис. 116-117.
Выставление оценок.
Просмотр видиофрагмента «Эти многоликие рыбы»
Информационная карта на урок. Ф.И. уч-ся____________________________________
Тема урока: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего
строения рыбы в связи со средой обитания.
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.
I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.
а) скелет наружный, хитиновый или известковый;
б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
в) животные имеют лучевую симметрию;
г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых листков);
д) животные двусторонне-симметричные;
е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых листков);
ж) кровеносная система замкнутая;
з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;
к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.
л) у большинства хорошо развит головной мозг;
м) сердце расположено на брюшной стороне тела.
Дать характеристику ланцетнику как низшему хордовому животному (указать характерные признаки). – устный ответ.
Подпиши указанные органы и части тела ланцетника в информационном листе.
Классификация хордовых
Хордовые | ||||||
Подтип | Бесчерепные | Черепные, или Позвоночные | ||||
Класс | Ланцетники | Рыбы 1.Костные 2.Хрящевые | Амфибии | Рептилии | Птицы | Млекопитающие |
Среда обитания рыб.
Приспособления к Факторам среды | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Свойства воды:
1.Плотность воды __________________________________________________________________________
2. Свет ___________________________________________________________________________________
3. Температурный режим __________________________________________________________________
4. Ограниченное количество кислорода _______________________________________________________
5. Солевой состав __________________________________________________________________________
6. Текучесть воды __________________________________________________________________________
Физминутка.
VI Лабораторная работа
«Изучение внешнего строения и особенностей передвижения рыб»
Цель: найти во внешнем строении рыбы черты приспособленности к водному образу жизни.
Оборудование: живая рыба в банке с водой, корм для рыбы, лупа, стеклянная палочка, пинцет.
Техника безопасности. Осторожно обращайтесь со стеклянной посудой.
ХОД РАБОТЫ
1. Руководствуясь рисунком в учебнике, определите границы головы, туловища и хвоста. Подпишите рисунок.
2. Опишите форму тела рыбы, объясните ее значение в жизни рыбы. ___________________________ ____________________________________________________________________________________
3. Может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону? Если нет, то почему? ___________ __________________________________________
4. Какова окраска спины, боков и брюха рыбы? Какое значение она имеет?_____________________ ___________________________________________
5. Как на теле рыбы расположена чешуя? Каково значение такого расположения чешуи при плавании. Каково ее защитное значение? ___________________________________________________________
6. Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Посмотрите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или опускается вниз. ______________________________________________________________________
7. Найдите парные и непарные плавники. Сколько их? Где они располагаются? Как называются?
Парные: ________________________________
Непарные: _______________________________
10. Рассмотрите при помощи лупы чешуи, расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите отверстия, ведущие в каналы органов боковой линии.
11. Бросьте в банку корм. Как рыба реагирует на появление корма? Постучите стеклянной палочкой по стенке банки. Какова реакция рыбы на этот раздражитель? ___________________________________ __________________________________________
Выводы
1. Как приспособлены рыбы к жизни в водной среде?______________________________________ _______________________________________________________________________________________
2. При помощи каких органов чувств рыба ориентируется в водном пространстве? Какой орган позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды?______________________________________ __________________________________________
3. Как можно определить возраст рыбы? _________________________________________________
4. Почему трудно удержать в руках живую рыбу? _______________________________________________
VII. Заполни вторую половину таблицы. «Приспособления к факторам среды»
Дополнительная информация. Сообщения о рыбах разных экологических групп.
IX. Домашнее задание: § 31. Вопросы после параграфа. Составить рассказ о внешнем строении рыбы с использованием рис. 116-117.
Самоанализ урока.
1. Сегодняшний урок – это 2ой урок в теме из 32 часов «Тип хордовые», и 1ый из 5 уроков в теме «Подтип Черепные. Класс Рыбы».
2. Общее впечатление от урока:
— довольна ли собой:
— довольна ли ребятами:
— всё ли задуманное выполнено:
— дисциплина:
3. Методический:
Были поставлены следующие цели и задачи:
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.
Задачи урока:
Дидактические.
Раскрыть:
Особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные;
Особенности строения представителей надкласса Рыбы.
Черты приспособленности рыб к жизни в воде.
ОУУН.
Продолжить формирование умений:
Работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.
2. Наблюдать за объектами живой природы.
3. Делать выводы, обобщать.
Воспитательные.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Развивать двигательную активность учащихся с помощью игровых двигательных упражнений.
На уроке были использованы различные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные с использованием демонстраций.
Методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Ребята использовали наблюдения в изучении материала урока.
Использование ИКТ
На уроке было использовано некоторые здоровьесберегающие элементы: соответствие программного материала, положительный эмоциональный настрой учащихся, двигательная минутка, работа с объектами живой природы, смена видов деятельности.
I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.
а) скелет наружный, хитиновый или известковый;
б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
в) животные имеют лучевую симметрию;
г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых листков);
д) животные двусторонне-симметричные;
е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых листков);
ж) кровеносная система замкнутая;
з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;
к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.
л) у большинства хорошо развит головной мозг;
м) сердце расположено на брюшной стороне тела.
I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.
а) скелет наружный, хитиновый или известковый;
б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
в) животные имеют лучевую симметрию;
г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых листков);
д) животные двусторонне-симметричные;
е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых листков);
ж) кровеносная система замкнутая;
з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;
к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.
л) у большинства хорошо развит головной мозг;
м) сердце расположено на брюшной стороне тела.
I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.
а) скелет наружный, хитиновый или известковый;
б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
в) животные имеют лучевую симметрию;
г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых листков);
д) животные двусторонне-симметричные;
е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых листков);
ж) кровеносная система замкнутая;
з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;
к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.
л) у большинства хорошо развит головной мозг;
м) сердце расположено на брюшной стороне тела.
I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.
а) скелет наружный, хитиновый или известковый;
б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
в) животные имеют лучевую симметрию;
г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых листков);
д) животные двусторонне-симметричные;
е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых листков);
ж) кровеносная система замкнутая;
з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;
к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.
л) у большинства хорошо развит головной мозг;
м) сердце расположено на брюшной стороне тела.