Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 7
г. Омутнинска Кировской области
Конспект урока биологии по теме
«Лишайники»
(6 класс)
Подготовила Порошина Людмила Аркадьевна, учитель русского биологии и химии
|
2014 год
Тема урока: «Лишайники»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке. Формировать УУД:
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
Межпредметные связи: с экологией, историей.
Ресурсы: учебник «Биология 5 класс» под редакцией проф.И.Н. Пономарёвой Москва, «Вентана-Граф» 2012. Рабочая карта урока на каждого ученика, коллекции лишайников, мультимедийное оборудование, презентация, таблица “Лишайники». Приложение к уроку.
Формы работы учащихся: индивидуальная — самостоятельная работа с учебником, ЭОР, анализ таблиц, работа в группах.
Планируемый результаты:
Предметные:
Знать: особенности строения, размножения, питания лишайников, их местообитание и значение в природе и жизни человека.
Уметь: находить в природе лишайники, оценивать их состояние
Личностные: научить оценивать свою деятельность на уроке, сформировать навыки самоорганизации и саморегуляции в самостоятельном выполнении заданий.
Метапредметные: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, выделять главное, использовать рисунки, составлять схемы.
Основные понятия: Лишайники накипные, кустистые, листоватые. Слоевище. Спора. Симбиоз. Грибница. Автотрофные и гетеротрофные организмы.
Структура и ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация и целеполагание
Цели: создать рабочую обстановку, направить мыслительную деятельность учащихся в нужное русло.
Демонстрация слайда № 2 презентации. (Приложение 2)
Легенда о «манне небесной». Вопрос учащимся. Какое растение спасло народ от голодной смерти в пустыне? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо отгадать кроссворд на доске.
Формулирование темы урока, целеполагание.
Цели: используя проблемный подход, подвеcти учащихся к самостоятельной постановке цели и формулировании темы урока
Демонстрация слайдов №3,4 презентации. Вопросы для учащихся:
1.Какие организмы могут обитать на голых скалах, на крышах домов, особенно старых?
2. Кто знает, что это за организмы? Почему у них такое название?
Демонстрация гербария и коллекции лишайников. Определить по коллекциям и гербариям особую группу организмов, которую будем изучать. Обсуждение полученных ответов.
Формулирование совместно с учащимися темы и цели урока. Тема: Лишайники. Цели: познакомиться со строением и жизнедеятельностью данной группы организмов, выяснить их роль в природе и жизни человека.
3. Изучение нового материала:
Цели: выявление умения работать с предоставленной информацией, преобразовывать её и использовать.
1. Постановка проблемы: если поместить измельченный лишайник в банку с водой и поставить в светлое тёплое место, то вода позеленеет. Почему? Ваши предположения. Отчего «цветёт» вода в водоёмах? (размножаются одноклеточные водоросли) Вывод: в составе лишайников есть одноклеточные водоросли. Долгое время лишайники и считали то водорослями, то мхами. Только во второй половине XX века узнали, что кроме водорослей в лишайниках есть гриб.
Тело лишайника называется слоевищем. Слайд № 3
2. Дальнейшая демонстрация презентации. Слайды №54-8. Типы слоевищ лишайников: накипные, листоватые, кустистые. Чем они отличаются? Как соответствуют своим названиям? Самостоятельная работа с материалом и рисунками учебника (с 56-57, рис 57) Запись в тетрадях.
3. Где живут лишайники? Что им нужно для жизни? Почему они поселяются на освещённых местах? Неприхотливость лишайников: могут жить на голых скалах при температуре днём + 60 – 70, а ночью 00 С. В пустынях источником влаги им служит роса. Но: очень чувствительны к загрязнению воздуха. В городах, вблизи дорог лишайники имеют угнетённый вид. Почему в городе воздух грязнее, чем в селе?
4. Слайд №9 «Распространение лишайников на Земле»
В Канадской Арктике один вид лишайника используется как экстремальный источник пищи. В 1972 г. один лётчик прожил в тундре 232 дня, питаясь глюкозой и слоевищами лишайника.
5. Слайд № 10, 11 «Строение лишайника». Роль его компонентов. Питание лишайника. Учащиеся приходят к выводу, что нити грибницы поглощают из внешней среды воду с минеральными солями, а водоросли на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Как называется взаимное сосуществование двух организмов, полезное им обоим? Симбиоз.
6. Слайд №12. «Скорость роста и возраст лишайников». Накипные лишайники растут со скоростью от 0,004 мм до 0,2 – 0,3 мм в год! Кустистые – 1 – 3 мм в год. Как вы думаете, почему лишайники так медленно растут? Обсуждение ответов и формулирование выводов:
а) живут в очень суровых и неблагоприятных условиях, б) довольствуются минимумом питательных веществ. Вычислениями установлено, что в Арктике некоторые талломы лишайников могут достигать возраста в 4000 лет.
7. Слайд №13. Размножение лишайников. Как размножаются грибы и одноклеточные водоросли? Обсуждение ответов и вывод: лишайники могут размножаться кусочками слоевища, спорами.
8. Слайд №14. Лишайники – пионеры растительности. Роль их в природных экосистемах. Лишайники, поселяясь на голых скалах, выделяют особые кислоты, которые способствуют разрушению горных пород. Так образуется первичная почва, на которой могут расти сначала травы, а затем и все другие растения – кустарники, деревья. Пионер – значит первый.
4. Закрепление новой учебной информации
Цель: научить использовать полученные сведения для выполнения устных и письменных заданий
Слайд № 15. Задание: используя материал учебника на стр 68-69, заполнить схему «Значение лишайников в жизни человека». В 1772 году русский ботаник Петр Симон Паллас доказал, что манна — это лишайник, перекатываемый ветром в пустынях Африки, Передней и Средней Азии. Он съедобен — отсюда, возможно, легенда о манне, падающей с неба. Их применяют как лекарства от простуды, от туберкулёза; в Шотландии до сих пор некоторые ткани окрашивают краской из лишайников. Это интересно. На о. Пасхи учёные долго не могли определить возраст гигантских каменных идолов. Считалось, что им несколько тысяч лет. Истинный возраст помогли определить лишайники. Учёные сравнили две фотографии одной и той же колонии лишайников, обитавшей на камне. Одна фотография была сделана в 1914, а другая – в 1961 году. Зная скорость роста данного вида лишайника (8, 12 и 17 мм в год), учёные выяснили, что возраст статуй – около 430 лет.
Обсуждение в группах вопросов.
1. Может показаться странным, но наиболее пострадавшей социальной группой после ядерных испытаний в Арктике оказались коренные народы севера – саамы, лапландцы, эскимосы, ненцы. Почему?
( Ответ. Так случилось потому, что основой рациона этих народов является оленина. А до 90% рациона оленей в зимнее время составляют лишайники. Лишайники – многолетние организмы, они покрывают большие площади и усваивают питательные вещества и микроэлементы из атмосферных выпадений, потому что не имеют корней. То есть, это идеальная система для сбора и концентрирования любых веществ, поступающих из атмосферы, в том числе и загрязнителей – тяжелых металлов и радионуклидов. Олени объедают лишайники с больших площадей, и радионуклиды накапливаются в них, а потом переходят в организм человека).
2. Лишайник ягель, или “олений мох”, в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему же оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, например, в горах возвращаются уже через год-два?
( Ответ. Растет очень медленно: 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.)
3. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему?
(Ответ. Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору. Эти кислоты разрушают даже горные породы)
5. Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: — проверить умение контролировать свои знания
Задание №2,3 на рабочем листе (приложение 1)
6. Рефлексия
Цели: научить оценивать свои знания, анализировать проделанную работу
Выбрать №№ правильных суждений. Подсчитать и выставить себе баллы. Перевести в оценку.
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, оценивают работу товарищей, высказывают мнение по уроку
7. Домашнее задание. На рабочем листе (приложение 1)
1) №15,вопросы после параграфа. (для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки).
2) Найдите лишайники на стволах лип около здания школы. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища. Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды. Ответьте на вопрос. Как по лишайникам на стволе дерева определить стороны света (для тех, кто усвоил материал на хорошо)
3) Для тех, кто материал усвоил отлично: составьте кроссворд на тему «лишайники» на 15 слов.
Использованные источники информации:
Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. — М., Просвещение, 1982.
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. — М., Просвещение, 1989.
Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора — 7 кл./ экспериментальный учебник. — М., Дрофа, 1997.
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. — М., Просвещение, 1988.
Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 1996.
Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. — М., АСТ-Пресс, 1999.
Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. — Самара, 1994.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Рабочий лист к уроку по теме «Лишайники».
I. Заполни схему «Значение лишайников в жизни человека».
II. Выбери номера правильных суждений:
1. Лишайники – это организмы-симбионты.
2. Тело лишайника называется слоевищем или талломом.
3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.
4. Наиболее простой тип лишайника – кустистый.
5. Лишайники размножаются только половым путём.
6. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.
III. Впиши в таблицу буквы, соответствующие номерам правильных ответов.
1. Лихенология. 2.Лишайники. 3.Лишайниковые кислоты. 4.Слоевище. 5.Лакмус. 6.Симбиоз.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
|
|
|
|
|
А. Тело лишайника
Б. Особое вещество для химической промышленности.
В. Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.
Г. Организмы, состоящие из грибов и водорослей.
Д. Органические соединения, характерная особенность лишайников.
Е. Наука о лишайниках.
Итоговая оценка: если в сумме получилось 11-12 баллов, то оценка «5»,
если в сумме 9-10 баллов, то оценка «4», если 6-8, то «3», если меньше, то не справились с работой.
Домашнее задание.
1) Параграф №15,вопросы после параграфа.(для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки).
2) Найдите лишайники на стволах лип около здания школы. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища. Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды. Ответьте на вопрос. Как по лишайникам на стволе дерева определить стороны света (для тех, кто усвоил материал хорошо)
3) Для тех, кто материал усвоил отлично: составьте кроссворд на тему «лишайники» на 15 слов.
Приложение 2
Легенда о «Манне небесной»
Ребята, вы часто слышали выражение «что ты ждешь успехов, как «манны небесной!» Оказывается это выражение напрямую связано с темой урока. Послушайте строки из Библии: « И сказал Господь Моисею:- Вот, я пошлю вам хлеба с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день»
В древнейшие времена евреи жили пленниками в Древнем Египте. Пророк Моисей решил вывести свой народ, но многолетнее странствие оказалось суровым: пища закончилась. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.
«Подождите до утра» — просил их Моисей. На следующий день, как только рассвело, появившийся ветер погнал по песку какие-то комочки. Ветер будто играя, поднимал их, то вверх, то вниз. Всем казалось, что они падают с неба.
«Манна! – кричали они радостно – манна небесная!» Комочков оказалось много: их ели сухими, варили кашу, делали лепешки. (Манна в переводе на русский – «что это»).
КРОССВОРД
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы.
Новогоднее дерево.
Совместное существование двух организмов, полезное им обоим.
Часть плодового тела гриба.
Особая клетка, служащая для размножения.
5. Научное название грибницы
Часть плодового тела гриба.
Грибы, используемые в хлебопечении.
Симбиоз мицелия гриба с корнями растения