Конспект урока для 10 класса «Модификационная изменчивость адониса весеннего»


План – конспект урока

Автор: Автор: Коркина Наталья Евдокимовна, учитель биологии МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района


[email protected]



Учебный предмет – биология.

Класс: 10, профильный

Учебно- методический комплект: Захаров В. Б., Мамонтов С. М., Сонин В. И. Общая биология. 10 – 11 класс. — Москва: Дрофа, 2002год. Автор программы: Захаров В. Б.


Тема. Модификационная изменчивость адониса весеннего.

Тип урока — комбинированный.

Вид урока – повторение, применение знаний в новой ситуации.


Цель урока. Повторить изученный материал по теме ненаследственная (модификационная) изменчивость, научиться применять полученные знания на практике и в новой ситуации.


Задачи урока:

1. Образовательная: Применить полученные знания законов модификационной изменчивости при исследовании высоты стеблей адониса весеннего на разных ареалах.

2. Развивающая: Приобрести навык сбора данных в полевых условиях, проведения экологического мониторинга, с использованием различных методик; развивать умение анализировать полученные данные. Развивать навык работы в группе, выполнения интерактивных тестов, поиска и интерпретации нужной информации, общения в сети Интернет.

3. Воспитательная: Воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию, осуществляя природоохранную деятельность, защищая первоцветное растение.

Оборудование. Компьютеры с сети, с выходом в Интернет, проектор, экран, цифровой фотоаппарат, веб-камера, встроенная в ноутбук или сотовый телефон с подключением к Интернету.

Рама 1м/1м. для количественного учета адониса в различных ареалах, рама со спицами на различной высоте для учета точечным методом высоты растений.

CD – диски: «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г., «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.


План урока

1.Организационное начало урока. — 1 мин.

2. Постановка проблемы, сообщение целей урока. – 2 мин.

3. Повторение и проверка знаний изученного материала — 7 мин.

4.Формирование умений применять опорные знания и умения на практике. Видеопутешествие или видеосвязь. — 23 мин.

5. Подведение итогов. Выводы. «Экспресс-конференция». — 8 мин.

6. Творческое домашнее задание — 4 мин.


I. Организационное начало урока. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.


II. Постановка проблемы. Какие первоцветные растения, произрастающие в нашем крае вам знакомы? Что вы знаете об их численности? (Резко сокращается)

— Наша область, к сожалению, не исключение, также имеет печальный список, регулярно пополняющийся редкими и исчезающими растениями, занесенными в Красную книгу Оренбургской области. В чем же причина уменьшения численности? (Основная причина этому печальному факту – прямая или косвенная деятельность человека).

— Большинство из них обладают полезными свойствами для человека! Так, среди видов, нуждающихся в охране — лекарственные, сбор которых осуществляется без контроля. Другие страдают от своей красоты! Красотой и лекарственными свойствами наделен природой первоцвет Адонис весенний, произрастающий в нашем Бугурусланском районе, в Карповском лесу, возле сел Михайловка, Аксаково. (Показ слайда с изображением адониса весеннего (Горицвет)).


Сообщение целей урока. Провести исследование модификационной изменчивости высоты стеблей адониса, изучить современное экологическое состояние этого растения и предложить меры по его сохранению — главная цель, которую предлагаю нам совместно осуществить. Для этого необходимы знания об основных свойствах ненаследственной изменчивости, полученные вами ранее, на предыдущих занятиях.

Свежие документы:  Сценарий классного часа «Модно ли быть здоровым»


III. Повторение и проверка знаний изученного материала.

Класс делится на 3 группы: «Теоретики», «Практики», «Творчество», получают разные задания, приступают к их одновременному выполнению.


1) Группа «Творчество» работает с учителем, представляет синквейны в виде презентации слайдов, выполненные учениками дома по теме: Модификационная изменчивость.

(См. «Методические рекомендации»)


2) Группа «Теоретики» работает самостоятельно, выполняя интерактивное тестирование знаний основных теоретических понятий темы «Модификационная изменчивость» (используется электронный учебник, CD-диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г., который устанавливается на компьютеры в локальной сети). В набор тестов входят задания шести типов:

— выбор одного варианта ответа из нескольких;

— выбор нескольких вариантов ответа;

— ввод слова или фразы;

— указание на рисунке нужного объекта (pointnclick);

— перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (dragndrop);

Компьютеры автоматически проверяют ответ, выставляют оценку. В случае неправильного ответа выдается комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос.


3) Группа «Практики» выполняют самостоятельно виртуальную практическую работу: «Построение вариационного ряда» (с использованием СD- диска «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.)


IV. Формирование умений применять опорные знания и умения на практике


1. «Мозговой штурм».

Ученики класса делятся на творческие микрогруппы, с учетом их желаний, придумывают творческое название группы, отражающее суть их деятельности, получают проблемный вопрос, для решения которого необходимо совершить сбор информации в Интернете. Например, Проблемные вопросы: «Исследователи», «Знатоки флоры»: Приспособился ли первоцвет условиям среды в ответ? «Питомник»: Адонис из семени – это реально? «Спецкор» — Интервью в аптеке «Адонис». Почему горицвет – лекарство от семи бед? «Борцы с браконьерами»: Как изменится лесная тропинка, коли исчезнет одна травинка?


Учитель рекомендует использовать ресурсы сети Интернет: https://flower.onego.ru/other/adonis_v.html, https://www.thinkquest.ru/library/40601/rast/g/goriqvet.htm (биологические свойства адониса весеннего) https://www.vitaminov.net/rus-27600-1463927455-0-7211.html, (справочник лекарственных растений, лек. свойства адониса весеннего) https://npl-rez.ru/litra/lecrast.htm. (Способы заготовки приготовления и применения лекарственных растений.)

Выступления представителей каждой группы, знакомство с собранной информацией об адонисе весеннем.

Предполагаемые ответы:

«Исследователи» — распространение адониса весеннего в Оренбургской области.

По данным Е. В. Кучерова, Г. К Байкова, в Оренбургской области встречаются две формы адониса — лесная и степная. Лесные формы имеют более высокорослые растения, чем степные. Степные формы адониса растут на степных лугах в ковыльно-злаково-разнотравных и разнотравно-бобовых ассоциациях, на южных и юго-восточных склонах холмов. Лесные формы встречаются по опушкам березовых лесов и на каменистых склонах. Наиболее крупные массивы адониса обнаружены на склонах высоких берегов рек Урала и Миасса и их притоков. В Оренбургской области в северо-восточной и северо-западной части от Оренбурга до Орска, в Бугурусланском районе.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Теплолюбивые растения. Холодостойкие растения"

«Знатоки флоры» — биоморфологическое описание адониса весеннего.

Примерный ответ: Горицвет весенний Adonis vernalis L относится к семейству Лютиковых Ranunculaceae. Многолетнее травянистое растение с бурым многоглавым, коротким, толстым корневищем. Высота растения – 15 – 60 см. Разветвленные стебли с серовото – зелеными листьями, сильно рассеченными на очень узкие дольки, густо покрывающими стебель. Цветки одиночные золотисто — желтые, расположенные на верхушке стеблей, до 5, 5 см. в диаметре, состоящие из 15 – 20 лепестков. Лепестки – продолговатые, эллиптические. Тычинок и пестиков много. Плод из многочисленных односемянных орешков с крючковидным носиком. Цветет в мае – июне. Ценное лекарственное растение.

«Спецкор». Видеоинтервью в фитоаптеке «Адонис»: Данная группа вместе с учителем до проведения урока посещает аптеку, где учащиеся задают вопросы фармацевту фитоаптеки «Адонис» г.Бугуруслана. Беседа записывается на видеокамеру или цифровой фотоаппарат. На уроке транслируется предварительно подготовленный учениками видеофильм (С помощью цифрового фотоаппарата или видеокамеры).

Примерные вопросы:

Какими фармакологическими свойствами обладает адонис?

Почему адонис применяется в медицине, ведь он является ядовитым растением?

Применяется ли адонис в чистом виде?

Известно, что адонис исчезающий вид из-за безжалостного выдергивания его с корневищем. Ведется ли заготовка сырья в нашем крае? Принимает ли аптека сырье от местного населения?


Лекарственные свойства адониса.

Промерный ответ: Для лечебных целей используют зеленые части растения, собранные в период от начала цветения до полного осыпания лепестков. Наибольшей продуктивностью надземной массы, по данным Е. В. Кучерова и др., обладают степные формы. В Оренбургской области они сохраняют свою активность до августа. Желательно собирать сырье с крупных и средних кустов растения. Траву срезают ножом, секатором или серпом, но не выдергивают. Сушат ее небольшими пучками толщиной в 5 см. на чердаках или в сушилках при температуре 30—40°С, часто переворачивая. Готовое сырье хранят в течение года в сухом, хорошо проветриваемом помещении.


Лимитирующие факторы. Быстро исчезает из-за неправильного сбора – выдергивания с основанием корневища, вместо срезки; заготовка на одних и тех же местах. Сбор необходимо проводить только со средневозрастных и старых растений.


Меры охраны, применяемые в Оренбургской области ученики узнают на сайте: https://www.oopt.info/orenb/biblio.html) «Особо охраняемые природные территории России» / раздел «Заповедники» / Оренбургский степной заповедник.

Охраняется в Оренбургском степном заповеднике, в ур. Шайтантау. (по материалам автора Красной книги Оренбургской области д.б.н. З. Н. Рябининой)



2. Видеопутешествие. Для проведения данного этапа урока проводится предварительная подготовка: учитель и 2 – 3 учеников из группы «Знатоки флоры» и «Исследователь». Заранее проводят в полевых условиях сбор данных о высоте стеблей адониса весеннего, в классе на уроке транслируется видеофрагмент, просмотрев который ученики составляю вариационный ряд и график модификационной изменчивости адониса весеннего (может быть использована программа «схематические диаграммы» или Excel).

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «МИР ДРЕВЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ»


Может быть организован 2 вариант проведения данного этапа урока — видеосвязь: приглашается инженер леса, ведущий шефскую работу с учениками школьного лесничества, который сопровождает 2 учеников на холм «Шихан», ребята используя методику сбора данных высоты стеблей адониса в полевых условиях с помощью рам: 1м/1м. — для количественного учета адониса в различных ареалах, рамы со спицами на различной высоте — для учета точечным методом высоты растений (подробнее см. «Методические рекомендации к уроку»). Проводятся измерения, которые с помощью веб-камеры на ноутбуке, транслируются в кабинете в реальном времени, остальные ученики наблюдают за работой в полевых условиях, задают вопросы, фиксируют и обрабатывают данные высоты стеблей адониса, так же, как и 1 варианте, составляют вариационные ряды и графики.


V. Подведение итогов. «Экспресс-конференция».

Демонстрируются на экране полученные вариационные ряды и графики модификационной изменчивости высоты стеблей адониса весеннего на различных формациях, проводится сравнение. Выводы о влиянии природных и антропогенных условий на высоту стеблей адониса весеннего на разных ареалах.

«Экспресс- конференция».

Учащиеся делятся на 2 группы: «Корреспонденты», предлагающие обсудить «Знатокам природы» вопросы: Какова причина изменения высоты стеблей адониса весеннего на тенистом участке? На освещенном? На что направлена ненаследственная изменчивость? Какие антропогенные условия способствовали сокращению численности адониса в нашем селе? Какие меры природоохранной деятельности можно предпринять? Задаются также вопросы ребятам, участвующим в исследовании.

Учащиеся выходят в Интернет, на сайты природоохранных организаций, осуществляющие мониторинг первоцветных растений (студенческая Дружина по охране природы биологического факультета МГУ https://www.bio.msu.ru/dop/,

https://www.dop.environment.ru/links.html), общаются, высказывают предложения по выращиванию адониса из семени и корневищ на учебном школьном участке, основываясь на полученные знания о наследственности и изменчивости, в том числе модификационной.

Выводы.

Какие природные условия влияют на высоту стеблей адониса весеннего?

Какие действия человека повлияли на модификационную изменчивость данного растения?

Какие меры по сохранению растения, занесенного в Красную книгу Оренбургской области можно предпринять?


VI. Домашнее задание на выбор учащихся:

Повторить материал о наследственности и изменчивости,

выйти на сайт учителя биологии https://korkina.ucoz.ru/ , выполнить тестовые задания по теме: ненаследственная (Модификационная изменчивость);

— разместить информацию о других первоцветных растениях нашего края;

— предложить, основываясь на полученные по теме знания, учитывая экологические закономерности модификационной изменчивости, меры по охране адониса.

выпустить буклет, подготовить публикацию о лекарственных свойствах адониса;

— об опасности и вреде пожаров в лесной и лесостепной зонах;

— создать веб- сайт. (См. приложение)

— Составить программу действий, посильных для школьников в защите и увеличении численности адониса в нашем крае.

— Предложить правила агротехники выращивания адониса, используя знания о наследственности и модификационной изменчивости.

— Подготовить вопросы для школьного форума об организации охраны адониса весеннего.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: