Тема урока № 1:Разнообразный мир линий (класс 5)
РАЗРАБОТАЛА: ЖУК Наталья Павловна
сформировать представления о многообразном мире линий, сформировать умения распознавать, описывать и характеризовать линии, видеть внутреннюю и внешнюю область линий , изображать и конструировать линии.
— обучающие: познакомить учащихся с видами линий на плоскости, показать практическое применение через выполнение реальных измерений и построений, решать задачи исследовательского характера, приводить примеры аналогов в окружающем мире, формировать наглядные представления о геометрических фигурах.
Тип урока: урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений и исследований.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Задачи этапа | Визуальный ряд
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||
Организационный
| Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.Создание ситуации успеха.
| На ИД слайд 2,3.Приветственное слово учителя:
|
Учитель представляется и высказывает свое удовольствие от встречи с данным классом. |
Испытывают чувство гордости за свою Родину , за свою школу и за свой класс Включаются в деловой ритм урока | Саморегуляция действий при работе в новой обстановке, с новым коллективом и новым учителем. | ||||
Рефлексия | Определить настроение на начало урока | Учитель анализирует полученную картину настроения учащихся | Учащиеся показывают карточку, которая соответствует их настроению(можно схематично зарисовать в тетрадь). | Навыки психологической рефлексии | |||||
Актуализации знаний и умений
Целеполагания | Развитие эстетического восприятия учебника и его успешного освоения.
Формирование представления о многообразном мире линий |
На доске дата и запись «Классная работа. Разнообразный мир линий»
|
Предлагает детям почитать на стр.7 «Интересно».Впервые человек взял в руки кусок угля и провел им по стене пещеры еще в глубокой древности. Он изобразил контуры предметов, животных, объектов природы. Из чего состоят эти рисунки?
Мы отправляемся в путешествие в разнообразный мир линий
— Откройте тетради, запишите число и тему урока.
| Один читает вслух
-из линий
Цель урока: познакомится с разными линиями и узнать как и где они применяются, как их построить.
.Учащиеся делают запись в тетрадь.
| Прогнозирование, рефлексия
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели, планирование предстоящей деятельности. | ||||
Усвоение новых знаний и способов усвоения
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: разнообразный мир линий. | На экране появляется виртуальная лаборатория «Лини», учитель рисует замкнутую и незамкнутую линии.
Флеш –демонстрация 4 «ЛИНИИ»
На экране интерактивная модель «Внутренняя и внешняя области» Флеш-демонстрация 2 «Внутренняя и внешняя области»
Флеш-демонстрация 3 «Внутренняя и внешняя области»
|
Виды линий: фото (1.1) Линии можно проводить от руки , а можно с помощью различных инструментов: линейки, циркуля, лекала. Все точки одинаковы, и одна точка от другой ничем не отличаются. А мир линий разнообразен. (рис.1.2)
Давайте поработаем с учебником страница 9 Линии делятся также на самопересекающиеся и линии без самопересечений
Вопрос: «Что изображено на рисунке?»
На рисунке 1.3 изображена замкнутая линия без самопересечений. Она делит плоскость на две области – внутреннюю и внешнюю. Сама линия служит границей этих областей.
1.Начертите в тетради замкнутую линию, закрасьте внутреннюю область синим цветом, а внешнюю – красным.
2.Чтобы из одной области попасть в другую, надо пересечь ее границу.
2.Определить сколько раз три различные кривые пересекают границу между внешней и внутренней (На столе у каждого распечататка для определения числа пересечений)
Где еще встречаются внешние и внутренние области?
|
Упражнения из учебника №1,2.
Ребята читают о происхождении слова «линия».
Отвечают на вопрос №3 ст.10 учебника.
Ребята рассматривают рис.1.2
Ребята рассматривают рис.1.4 Политическая карта Африки и смотрят на ИД Флеш-демонстрацию 3 «Внутренняя и внешняя области»
Ответы: граница озера, море, граница государства и т.д.
Ребята выполняют упражнение
Рассматривают рисунок и подсчитывают количество точек пересечений.
Приводят примеры
| Познавательные УУД: анализ данных, постоение линий и их конструкций, распознавание различных линий , проводение наблюдений и экспериментов под руководством учителя, формирование математической речи. Регулятивные УУД: развитие внимания, сохранение цели и четкое выполнение требований познавательной задачи.
| ||||
Физминутка |
| Учитель показывает несколько физических упражнений | Повторяют за учителем | Здоровьесбережение, саморегуляция | |||||
Организация первичного закрепления
| Установление правильности и осознанности изучения темы «Разнообразный мир линий».Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
|
| Выполняем упражнения из У. №6
Посетили одно большое государство. Какие наши новые знакомые? | Ребята выполняют в тетради, один человек комментирует решение с места.
КРИВЫЕ линии. Перечисляют. | Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации, которая определяет данную предметную область, применение ее при выполнении практических заданий | ||||
Творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания)
| Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. |
| Клетчатая бумага – это удобный «инструмент» для вычерчивания линий; он помогает видеть характерные точки линии, выработать алгоритм изображения. Рисуем на клетчатой бумаге упр. Учебник №10 на воспроизведение рисунка всегда нужно начинать с анализа, который лучше выполнять с карандашом в руке. Спираль (№10) можно «прочитать»: одна клетка вправо, одна клетка вверх, две клетки влево, и т.д.; теперь легко будет ее воспроизвести. Сначала это нужно сделать «от руки», тонко очерченным простым карандашом, а потом при желании провести ярче уже намеченные линии с помощью линейки. (Можно все делать «от руки», без инструментов).
|
Учащиеся выполняют задание(помощь учителя при необходимости) | Позитивное отношение к учебному процессу, творческий подход к решению задач, умения эмоционального общения
Осознание роли приобретенных знаний и способов решения практических задач с помощью моделирования | ||||
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
| Предлагается учащимся подвести итоги (стр.9 по вопросам и заданиям) Обобщить знания и умения пот слайду | Отвечают на вопросы и выполняют задания
-Сообщают, чему научились, что узнали на уроке
| Осознание роли приобретенных знаний и способов решения практических задач с помощью моделирования различных линий. Контроль и оценка процесса и результата деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Сопоставление внешней оценки учителя и самооценки. Сопоставление и сравнение личных успехов с успехами других. | |||||
Рефлексия | Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке | Просьба учителя нарисовать в тетрадь рисунок из слайда, который соответствует настроению учащегося в конце урока | Дети рисуют значок в тетради | Навыки психологической рефлексии, умение выражать настроение, анализировать его в течение урока. | |||||
Информирования о домашней работе |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
|
Учитель комментирует домашнее задание по тексту учебника и отвечает на вопросы учащихся.
|
Задают вопросы при непонимании. Записывают задание в дневники |
Формирование регулятивного опыта. Развитие умений формулировать вопросы. |