Конспект урока для 6 класса «Размножение и оплодотворение растений»

Дата

28.01.2015

Класс

6

Тема урока

Размножение и оплодотворение растений.

Цель урока

познакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений, дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Задачи урока

Образовательные: раскрытие особенности полового размножения растений, строения цветка как органа полового размножения, образования половых клеток, сущность процессов опыления и оплодотворения, образования плодов, а также показать биологическое значение полового размножения;

Развивающие:  развитие способностей к творческой деятельности и познавательной активности, навыков групповой работы.

Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопомощи и сотрудничества.       

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся знакомятся с особенностями полового размножения растений, строением цветка как органа полового размножения, ролью половых клеток, процессом опыления и оплодотворения учатся различать органы на рисунках и таблицах, моделях.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов растений; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение.

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Тип урока:

Урок изучения нового учебного материала, контроль знаний.

Основные понятия

опыление, двойное оплодотворение, спермий, яйцеклетка, зигота, центральная клетка, зародышевый мешок, пыльца, образование плодов

Межпредметные связи

Экология.

Ресурсы

Интерактивная доска, презентация

Формы урока

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуально

Тип урока

Урок усвоения новых знаний с использованием исследовательской деятельности и информационных технологий

Ход урока


Этапы


Структурные элементы урока



Дидактические задачи


Проектируемая деятельность учителя


Проектируемая деятельность учащихся


Результат

Организационный

1. Организационный момент

Мотивация к успешной деятельности

Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, юные мыслители. Я рада видеть ваши добрые лица. Давайте настроимся на творческую и продуктивную работу.

-Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошел эффективно?


Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям во время урока, и от себя лично, желаю всем удачи!

Эмоциональный настрой





Правила группы:

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Готовность начать урок

Класс разделен на 2 группы


Положительная мотивация к изучению новой темы

2. Актуализация опорных знаний

Стимулировать обучающихся к постановке проблемного вопроса, подготовить их к усвоению новых знаний и способов действия.

Ребята, сегодня мы продолжаем изучение процессов жизнедеятельности растений. Но сначала решим кроссворд. Для этого вспомним знания, полученные на предыдущих уроках .

(учебный диск Биология,6 класс)


Чтобы жизнь на нашей планете никогда не прекращалась, все живые существа наделены универсальным свойством. Благодаря этому свойству из года в год появляются новые животные и растения, сменяются поколения людей. О каком свойстве живых организмов идет речь?

Вам предстоит просмотреть видеофрагмент и назвать тему сегодняшнего урока

(просмотр видеофрагмента)

Что вы бы хотели узнать, о чем поговорить, а может быть и поделиться своими наблюдениями на эту тему?

Давайте решим, каковы цели и задачи нашего урока, что мы должны сегодня узнать?

Формулирует проблемный вопрос: Какое значение имеет размножение в живой природе?



Решают кроссворд







Высказывают предположения

(о процессе размножения)

Размножение — это воспроизведение себе подобных.


Формулируют тему урока

«Размножение и оплодотворение растений».





Постановка цели и задач урока самими обучающимися.


Выражают готовность решить проблемный вопрос.


Готовность обучающихся к постановке проблемного вопроса, к поиску путей решения проблемы.

О

Р

Г

А

Н

И

З

А

Ц

И

О

Н

Н

О

П

О

З

Н

А

В

А

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й


3. Изучение новых знаний и способов действия

Овладеть новыми знаниями по теме «Размножение и оплодотворение растений». Обеспечить

восприятие, согласовать его возрастным особенностям и содержанию программы.

При всем разнообразии живых организмов, населяющих планету, при всех различиях в строении и образе жизни, способы их размножения в природе сводятся к двум формам. Каким?








Дает задание обучающимся, на основе работы с текстом учебника (с.113-114) заполнить таблицу «Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения»

Какие виды бесполого размножения растений вам известны?

Способы бесполого размножения растений (учебный диск Биология 6 класс)

Физкультминутка:

Ученикам предлагается рассмотреть слайды с изображением природы родного края в течении 30 сек.

Закройте глаза и мысленно представьте и опишите, какие чувства вызвали у вас картины родного края?

«Сторона моя, неприметная», — сказала Алевтина Сагирова о нашей родной Советской земле, о нашем родном крае, которому исполнилось 80 лет. Красота ее безгранична, берегите ее и сохраните для своих потомков.


Проблемный вопрос: У вас на столах лежат картинки (семя финиковой пальмы и растение пальмы; семя кукурузы и растение…). Посмотрите внимательно и назовите взаимосвязь между данными объектами.


А откуда берутся семена?

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Цветы, как люди на любовь щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Ребята, берегите красоту, не рвите цветы.

А что такое цветок?

Давайте вспомним строение цветка







В период цветения происходят важнейшие явления в жизни цветка. Что за явления происходят в это время?

Какие виды опыления вам известны?



Какими признаками обладают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения?

А как же образуется семя?

Творческое задание

Перед вами стоит задача: показать путь образования семени из цветка.

(группам выдаются карточки — задания)

Работа с учебником с.114-116.

Составляют схему бесполого и полового размножения:






— родители


— потомство


Работают с учебником, выполняют задание 3 на маршрутном листе: распределение отличительных признаков бесполого и полового размножения. Оценивание.


(вегетативное, спорами)





Ответы детей












Отвечают, доказывая свою точку зрения (Семя нужно, чтобы вырасти растение, а без растений семени не бывает. Семя-зачаточное растение).




Из цветка













Орган полового размножения


Работа у доски с плакатом «Строение цветка» (ученики показывают и называют все части цветка)  

Вывод: Тычинка – мужской орган цветка.

Пестик- женский орган цветка.

Каждое пыльцевое зерно растения содержит мужскую половую клетку-спермий, а каждый семязачаток женскую половую клетку-яйцеклетку.


Опыление и оплодотворение



Самоопыление, перекрестное и искусственное опыление

На интерактивной доске распределить растения — на опыляемые насекомыми и ветром

Ответы детей

1 группа – Из предложенных табличек составить схему образования семян и защитить ее (Опыление, Образование зародыша, Зигота, Семя, Прорастание пыльцевого зерна, Слияние спермия с яйцеклеткой, Образование эндосперма, Слияние спермия с центральной клеткой)

2 группа —  Написать рассказ о судьбе пыльцы, попавшей на рыльце пестика для детского журнала «Кече».

Защита творческих работ.

Овладение основными понятиями темы «Размножение и оплодотворение растений»,

определение признаков различий понятий и их соотношение.

Организационно-познавательный

4. Первичное закрепление знаний

Установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция.

Просмотр видеофрагмента «Двойное оплодотворение растений»

Двойное оплодотворение открыл С.Г. Навашин в 1898 году на примере тигровой лилии и рябчика нежного.


Проверяют правильность заполнения схемы, написания рассказа.

Портрет Сергея Гавриловича Навашина.


Усвоение сущности тех знаний и способов действий, которые определены задачами урока

Рефлексивно-оценочный

5.Применение знаний в новой ситуации.

Освоить умение применять знания в жизни.

Предлагает обучающимся поработать в группах и попытаться ответить на проблемный вопрос: каково биологическое значение двойного оплодотворения растений?

Из чего развиваются семена?

Из какой части цвета развиваются плоды?

Работают в группах, пытаются найти пути решения проблемы.


Активные действия обучающихся по применению знаний в жизни.

6. Поиск решения проблемы.

Развивать логическое мышление, умение вести дискуссию

Предлагает выступить представителям групп и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса.

Представители групп высказывают свои соображения по поводу решения проблемного вопроса. В ходе занятия обучающиеся убедились в том, что цветковые растения размножаются половым путем. Суть двойного оплодотворения заключается в том, что в завязь покрытосеменных растений проникает два спермия, один из них сливается с яйцеклеткой, дав начало диплоидному зародышу. Другой соединяется с центральной диплоидной клеткой. Образуется триплоидная клетка, из которой возникнет эндосперм — питательный материал для развивающегося зародыша. Значение двойного оплодотворения заключается в том, что обеспечивается активное развитие питательной ткани уже после оплодотворения.

Семена развиваются из семязачатка, плоды – из завязи.

Оценивание.

Получение информации о том, что проблемный вопрос вызвал активную мыслительную деятельность, что учащиеся умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

7. Подведение итогов занятия

Дать оценку успешности достижения цели и решения проблемы.

1.Задания уровня «С»

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1) Цветок – орган размножения покрытосеменных растений.

2) Цветок представляет собой видоизмененный лист.

3) Функции цветка – это половое и бесполое размножение

4) Цветок соединен со стеблем цветоножкой.

5) В цветке имеются пестики и тычинки.

2. Соотнесите термины с их определением



2) цветок – это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег.

3)функция цветка – половое размножение.


Оценивание







Работа с маршрутным листом

Проверка (1-Д, 2-Е, 3-Г, 4-В, 5-Ж, 6-Б, 7-А) Оценивание



8. Рефлексия (оценка результатов деятельности обучающихся)

Обеспечить рефлексию обучающихся, т.е. оценку ими своей деятельности

Дает задание обучающимся выявить положительные и отрицательные результаты своей работы на уроке, предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку

1.Было ли тебе интересно на уроке?______

2.Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______

3.Сумел ли ты применить свои знания?______

4.Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____



Открытость обучающихся к передаче и осмыслению своих действий, к выявлению положительных и отрицательных моментов урока

Объяснение домашнего задания

9.Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Обеспечивает понимания цели домашнего задания (усвоение основных понятий темы, развитие умений устанавливать связь между семенами и растениями). Для достижения этих целей дается задание: работа с §32, составить 7 тестовых заданий с 4 вариантами ответов.

Творческое задание: сочинить рассказ о размножении растений с биологическими ошибками.

Записывают домашнее задание, стараясь осмыслить и понять.

Реализация необходимости достижения условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися, в соответствии с поставленной задачей и уровнем развития обучающихся




Итак, сегодня мы вновь узнали много нового из курса биологии по теме «Размножение», дали ответы на волнующие вопросы. Современная наука биология не стоит на месте, каждый день исследует неизвестное, непостижимое и находит верные ответы. Что и сделали сегодня на уроке вы.

Всем спасибо за сотрудничество!




Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса на тему «Основы селекции. Биотехнология»










Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: