Конспект урока для 7 класса «Путешествие в страну земноводных»


Пояснительная записка.


Согласно стратегии модернизации, одной из главных целей общего образования является формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной и информационной сферах.

Цель применения компьютерной презентации на уроке – создание дидактической активной среды, способствующей формированию познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развития мышления обучающихся. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, а также позволяет задействовать на уроках дополнительную информацию, выходящую за рамки учебной программы.

Урок с использованием данной презентации является уроком изучения нового материала, он дает возможность обучающимся образно представить анатомическое строение объекта, его функции и значение в организме человека.

При отборе материала я руководствовалась значимостью данной темы в изучении биологии, старалась подобрать интересные факты, помочь обучающимся увидеть взаимосвязи строения органа его функций в организме, подобрать такой материал, который помог бы затронуть не только ум, но и душу моих учеников.

Этот урок проведен во время методического дня под общей темой «Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся как один из элементов проектирования образовательной среды урока».








Конспект урока по биологии в 7 классе

Программа основного общего образования по биологии. 6-9 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшкин. Сборник: Биология, 5-11 классы: программы для ОУ к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

Технология: Проблемно-диалогического обучения открытия нового знания (по образовательной системе «Школа 2100»).

Тема: Путешествие в страну земноводных.

Цель: Формирование знаний о строении земноводных, как о первых наземных позвоночных, их многообразие, приспособленность к среде обитания.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • раскрыть особенности внешнего строения земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде;

    • установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб;

    • показать значение земноводных и необходимость их охраны;

    • продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.

  2. Развивающие:

    • развивать умение анализировать материал по теме;

    • формировать умение излагать свою точку зрения.

  3. Воспитательные:

    • формирование научно-материалистического мировоззрения, собственных убеждений;

    • воспитывать любовь к природе.

Оформление: компьютерная презентация урока.

Оборудование для ученика: тестовые задания, информационный лист, карточки с изображением земноводных, разноцветные жетоны для оценивания своей работы.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедиапроектор.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска и оборудование

1.Организационный момент

-Ребята, я очень рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое. Из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки.

-С каким настроением вы пришли на урок?

-Вот с таким хорошим настроением мы будем работать с вами на уроке.







Показывают смайлики – веселый, грустный, нейтральный.















2.Проверка знаний

-Теперь вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.


-А как вы усвоили эту тему? Сейчас мы выполним задание на инструктивных картах, которые лежат у вас на столах.

-Проверим.

1 задание:

1в,2б,3а,4а

2 задание:

Верно: 2,3,4,6,8,9.

«0» ошибок – 5 баллов;

«2» – 4

«3 – 4» — 3

Более 4 ошибок – 2

-Класс рыбы. Многообразие рыб.

Приложение №1

3.Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Одно из заданий у вас было о древних кистепёрых рыбах. Вероятно, они были предками той группы животных, о которой мы с вами будем сегодня говорить. Для того, чтобы определить о ком мы будем говорить послушайте стихотворение.

-О ком пойдёт речь?

-К этому классу относятся не только лягушки, но и другие животные. Но все они обитают и воде и на суше, поэтому как их можно назвать?

-Я вас приглашаю в путешествие, поэтому тема урока: Путешествие в страну земноводных.

Эпиграф к уроку: Великое достижение эволюции – выход животных на сушу.










-О лягушках.


-Речь пойдёт о лягушках.




Земноводные.









Приложение №2


Формулирование проблемы

-Чтобы вы хотели узнать об этих животных.




-На все эти вопросы мы ответим вместе.

-Что нам сегодня предстоит выяснить?

-Почему земноводные могут жить и воде и на суше?

-Какие бывают земноводные?

-Какое внешнее строение земноводных? И т.д.



Формулируют ответы в разных вариантах.








В чём состоит необычность этих животных и каковы её причины? (Проблемный вопрос записываем на доске)

Версии

-Какие у вас есть предположения по решению проблемы.

Предлагают свои версии.

От проблемы ставим стрелки к ключевым словам версий.

Актуализация знаний

-Что вы знаете об этих животных?

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

-А почему важно изучать этих животных?

-Где можно применить данные знания?

Ответы учащихся.


-Строение земноводных.

Ответы учащихся.


Ответы учащихся.



Открытие новых знаний.

-Во время путешествия мы будем заполнять с вами информационный лист, по которому вы будете оценены в конце урока.

-Запишите тему урока:

-Второе название амфибии было предложено шведским учёным К. Линнеем, означает «двоякоживущие», с помощью этого понятия мы можем понять, какая группа рыб проложила земноводным путь на сушу.

-Заслушав, сообщение ответьте на вопрос: Почему эта группа рыб была предком земноводных?

-Первыми наземными земноводными были стегоцефалы.

-Какие новые признаки появились у стегоцефалов в отличие от рыб?


-Стегоцефалам пришлось приспособиться к новым условиям, а какие приспособления у земноводных к жизни на суше и в воде?

-Заполните таблицу в информационном листе.



-Оцените себя и друзей жетонами.

-Мы выяснили значение некоторых органов.

-А на какие отделы поделено тело лягушки?




-Строение конечности не изменилось вплоть до человека. Состоит из тех же отделов: бедро, голень, стопа.

Плечо, предплечье, кисть. Слово лягушка переводиться «ляжка — бедро»

-В чём отличие в строении лягушек от строения рыб?

-Почему лягушка не шагом ходит, не бегает, а только прыгает?

-Среди лягушек есть рекордсмены, по прыжкам и, даже, полётам. (Длина прыжка – более 2 м; полёт – 10 – 12 м).

Обобщим знания о земноводных.















Сообщение учащегося.

Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе.



Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе.






Учащиеся выполняют задания и проверяют по следующему слайду.





Ответы учащихся и работа с информационным листом.













Ответы учащихся.


Задние и передние конечности различны.







Ответы учащихся



Приложение №3



Слайд №1



Слайд №2



Слайд №3



Приложение №4(а)




Приложение №5(б)



Слайд №4









Слайд №5



Слайд №6





Слайд №7














Слайд №8






Слайд №9

Физкультминутка: нервно-мышечная релаксация

1. Обе стопы всей поверхностью на полу.

2. Оставьте носки на полу, приподнимая обе пятки как можно выше.

3. Подержите так. Опустите и расслабьтесь.

4. Затем поднимаем носки, пятки оставляем на месте.

5. Подержите так. Опустите и расслабьтесь.

6. Скрестив пальцы рук, большой палец оставляем свободным и немножко вращаем ими.

7. Закрыв глаза, думаем о чём-то приятном.

Учащиеся выполняют упражнения.


Открытие новых знаний.

-Сумев освоить сушу, земноводные не порвали до конца связь с водой.

-А какая связь у них с водой?

-Заслушаем сообщение о размножении земноводных.

-Слушая сообщение, сделайте записи в информационном листе, и ответьте на вопрос: почему размножение амфибий возможно только в воде?

-Знаменитый эволюционист Жоффуа – Сен – Илер говорил: «Каждый, кто хочет убедиться в справедливости эволюционных идей сам может каждую весну видеть это чудо – повторение выхода земноводных на сушу».

-Какой общий вывод можно сделать о приспособленности лягушки к жизни на суше и воде?

— Мы с вами ещё раз убедились. Что строение и приспособленность данных животных определяют их название «Земноводные», но кроме лягушек в этом классе есть и другие. У вас на партах карточки животных данного класса, распределите их на три группы и попробуйте назвать.

-А теперь давайте поработаем с учебником, дадим характеристику данных отрядов:

1 группа (бесхвостые) – стр. 119 (В.В Латюшин, В.А. Шапкин, Дрофа 2009 г.);

2 группа (хвостатые) – стр.118;

3 группа (безногие) – стр.117.

-Кроме тех представителей, которых вы назвали, есть и другие. (Посмотрите на слайд)

-Оцените себя и друзей жетонами.

-В Вологодской области обитают следующие земноводные. Посмотрите на слайды.

-Как вы видите этот класс по сравнению с другими малочисленный, поэтому их нужно охранять.

Лягушки томные в пруду

Расселись важно и надменно

Не бей лягушек! Береги,

А вдруг одна из них царевна.

-И в сказах говорится о том, что их надо беречь.

-продемонстрируйте свои рисунки из сказок, в которых есть земноводные.

-А вы отгадайте название сказок.




Ответы учащихся.




Сообщение учащегося.

Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе.












Ответы учащихся после работы с таблицей слайда.








Работа в парах.








Работа в группах.







Сообщение учащихся.











Оценивают работу.



















Ребята отгадывают.







Слайд №10

Приложение №4(в)
















Слайд №11 – 12









Слайд №13 – 14

Приложение №5







Слайд №14







Приложение №6

Слайд №15 – 19


Приложение №7

Слайд №20






Слайд №21 – 24



Слайд №25


4.Применение нового знания

-Наше путешествие подходит к концу. И, для того, чтобы проверить знания, я предлагаю вам поиграть. (Игра «Верю-не верю» в информационном листе)

Мы возвращаемся домой к главному вопросу: В чём состоит необычность этих животных и каковы её причины?

-Оцените себя на информационных листах. Оцените друзей, используя жетоны.




Работа в информационном листе.


Ответы учащихся.


5.Домашнее задание

-Я хочу закончить наш урок следующим стихотворением:

Коль суждено дышать нам воздухом одним.

Давайте же навек мы все объединимся.

Давайте наши души сохраним. Тогда мы на Земле и сами сохранимся.


§24, подобрать загадки о земноводных, нарисовать плакаты в защиту этих животных.

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей «Аванта +» Биология 2 том, Москва 2004г.

  2. Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100», Баласс, 2008.

  3. Биология. Животные. 7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-7-у изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2006.


Свежие документы:  открытый урок по теме "Место, где мы живём" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: