Пояснительная записка.
Согласно стратегии модернизации, одной из главных целей общего образования является формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной и информационной сферах.
Цель применения компьютерной презентации на уроке – создание дидактической активной среды, способствующей формированию познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развития мышления обучающихся. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, а также позволяет задействовать на уроках дополнительную информацию, выходящую за рамки учебной программы.
Урок с использованием данной презентации является уроком изучения нового материала, он дает возможность обучающимся образно представить анатомическое строение объекта, его функции и значение в организме человека.
При отборе материала я руководствовалась значимостью данной темы в изучении биологии, старалась подобрать интересные факты, помочь обучающимся увидеть взаимосвязи строения органа его функций в организме, подобрать такой материал, который помог бы затронуть не только ум, но и душу моих учеников.
Этот урок проведен во время методического дня под общей темой «Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся как один из элементов проектирования образовательной среды урока».
Конспект урока по биологии в 7 классе
Программа основного общего образования по биологии. 6-9 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшкин. Сборник: Биология, 5-11 классы: программы для ОУ к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
Технология: Проблемно-диалогического обучения открытия нового знания (по образовательной системе «Школа 2100»).
Тема: Путешествие в страну земноводных.
Цель: Формирование знаний о строении земноводных, как о первых наземных позвоночных, их многообразие, приспособленность к среде обитания.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть особенности внешнего строения земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде;
установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб;
показать значение земноводных и необходимость их охраны;
продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.
Развивающие:
развивать умение анализировать материал по теме;
формировать умение излагать свою точку зрения.
Воспитательные:
формирование научно-материалистического мировоззрения, собственных убеждений;
воспитывать любовь к природе.
Оформление: компьютерная презентация урока.
Оборудование для ученика: тестовые задания, информационный лист, карточки с изображением земноводных, разноцветные жетоны для оценивания своей работы.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедиапроектор.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Доска и оборудование | |
1.Организационный момент | -Ребята, я очень рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое. Из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки. -С каким настроением вы пришли на урок? -Вот с таким хорошим настроением мы будем работать с вами на уроке. |
Показывают смайлики – веселый, грустный, нейтральный.
|
|
2.Проверка знаний | -Теперь вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
-А как вы усвоили эту тему? Сейчас мы выполним задание на инструктивных картах, которые лежат у вас на столах. -Проверим. 1 задание: 1в,2б,3а,4а 2 задание: Верно: 2,3,4,6,8,9. «0» ошибок – 5 баллов; «2» – 4 «3 – 4» — 3 Более 4 ошибок – 2 | -Класс рыбы. Многообразие рыб. | Приложение №1 |
3.Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации. | Одно из заданий у вас было о древних кистепёрых рыбах. Вероятно, они были предками той группы животных, о которой мы с вами будем сегодня говорить. Для того, чтобы определить о ком мы будем говорить послушайте стихотворение. -О ком пойдёт речь? -К этому классу относятся не только лягушки, но и другие животные. Но все они обитают и воде и на суше, поэтому как их можно назвать? -Я вас приглашаю в путешествие, поэтому тема урока: Путешествие в страну земноводных. Эпиграф к уроку: Великое достижение эволюции – выход животных на сушу. |
-О лягушках.
-Речь пойдёт о лягушках.
Земноводные. |
Приложение №2
|
Формулирование проблемы | -Чтобы вы хотели узнать об этих животных.
-На все эти вопросы мы ответим вместе. -Что нам сегодня предстоит выяснить? | -Почему земноводные могут жить и воде и на суше? -Какие бывают земноводные? -Какое внешнее строение земноводных? И т.д.
Формулируют ответы в разных вариантах. |
В чём состоит необычность этих животных и каковы её причины? (Проблемный вопрос записываем на доске) |
Версии | -Какие у вас есть предположения по решению проблемы. | Предлагают свои версии. | От проблемы ставим стрелки к ключевым словам версий. |
Актуализация знаний | -Что вы знаете об этих животных? -Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? -А почему важно изучать этих животных? -Где можно применить данные знания? | Ответы учащихся.
-Строение земноводных. Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
|
|
Открытие новых знаний. | -Во время путешествия мы будем заполнять с вами информационный лист, по которому вы будете оценены в конце урока. -Запишите тему урока: -Второе название амфибии было предложено шведским учёным К. Линнеем, означает «двоякоживущие», с помощью этого понятия мы можем понять, какая группа рыб проложила земноводным путь на сушу. -Заслушав, сообщение ответьте на вопрос: Почему эта группа рыб была предком земноводных? -Первыми наземными земноводными были стегоцефалы. -Какие новые признаки появились у стегоцефалов в отличие от рыб?
-Стегоцефалам пришлось приспособиться к новым условиям, а какие приспособления у земноводных к жизни на суше и в воде? -Заполните таблицу в информационном листе.
-Оцените себя и друзей жетонами. -Мы выяснили значение некоторых органов. -А на какие отделы поделено тело лягушки?
-Строение конечности не изменилось вплоть до человека. Состоит из тех же отделов: бедро, голень, стопа. Плечо, предплечье, кисть. Слово лягушка переводиться «ляжка — бедро» -В чём отличие в строении лягушек от строения рыб? -Почему лягушка не шагом ходит, не бегает, а только прыгает? -Среди лягушек есть рекордсмены, по прыжкам и, даже, полётам. (Длина прыжка – более 2 м; полёт – 10 – 12 м). Обобщим знания о земноводных. |
Сообщение учащегося. Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе.
Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе.
Учащиеся выполняют задания и проверяют по следующему слайду.
Ответы учащихся и работа с информационным листом.
Ответы учащихся.
Задние и передние конечности различны.
Ответы учащихся |
Приложение №3
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Приложение №4(а)
Приложение №5(б)
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9 |
Физкультминутка: нервно-мышечная релаксация | 1. Обе стопы всей поверхностью на полу. 2. Оставьте носки на полу, приподнимая обе пятки как можно выше. 3. Подержите так. Опустите и расслабьтесь. 4. Затем поднимаем носки, пятки оставляем на месте. 5. Подержите так. Опустите и расслабьтесь. 6. Скрестив пальцы рук, большой палец оставляем свободным и немножко вращаем ими. 7. Закрыв глаза, думаем о чём-то приятном. | Учащиеся выполняют упражнения. |
|
Открытие новых знаний. | -Сумев освоить сушу, земноводные не порвали до конца связь с водой. -А какая связь у них с водой? -Заслушаем сообщение о размножении земноводных. -Слушая сообщение, сделайте записи в информационном листе, и ответьте на вопрос: почему размножение амфибий возможно только в воде? -Знаменитый эволюционист Жоффуа – Сен – Илер говорил: «Каждый, кто хочет убедиться в справедливости эволюционных идей сам может каждую весну видеть это чудо – повторение выхода земноводных на сушу». -Какой общий вывод можно сделать о приспособленности лягушки к жизни на суше и воде? — Мы с вами ещё раз убедились. Что строение и приспособленность данных животных определяют их название «Земноводные», но кроме лягушек в этом классе есть и другие. У вас на партах карточки животных данного класса, распределите их на три группы и попробуйте назвать. -А теперь давайте поработаем с учебником, дадим характеристику данных отрядов: 1 группа (бесхвостые) – стр. 119 (В.В Латюшин, В.А. Шапкин, Дрофа 2009 г.); 2 группа (хвостатые) – стр.118; 3 группа (безногие) – стр.117. -Кроме тех представителей, которых вы назвали, есть и другие. (Посмотрите на слайд) -Оцените себя и друзей жетонами. -В Вологодской области обитают следующие земноводные. Посмотрите на слайды. -Как вы видите этот класс по сравнению с другими малочисленный, поэтому их нужно охранять. Лягушки томные в пруду Расселись важно и надменно Не бей лягушек! Береги, А вдруг одна из них царевна. -И в сказах говорится о том, что их надо беречь. -продемонстрируйте свои рисунки из сказок, в которых есть земноводные. -А вы отгадайте название сказок. |
Ответы учащихся.
Сообщение учащегося. Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе.
Ответы учащихся после работы с таблицей слайда.
Работа в парах.
Работа в группах.
Сообщение учащихся.
Оценивают работу.
Ребята отгадывают. |
Слайд №10 Приложение №4(в)
Слайд №11 – 12
Слайд №13 – 14 Приложение №5
Приложение №6 Слайд №15 – 19
Приложение №7 Слайд №20
Слайд №21 – 24
Слайд №25
|
4.Применение нового знания | -Наше путешествие подходит к концу. И, для того, чтобы проверить знания, я предлагаю вам поиграть. (Игра «Верю-не верю» в информационном листе) Мы возвращаемся домой к главному вопросу: В чём состоит необычность этих животных и каковы её причины? -Оцените себя на информационных листах. Оцените друзей, используя жетоны. |
Работа в информационном листе.
Ответы учащихся. |
|
5.Домашнее задание | -Я хочу закончить наш урок следующим стихотворением: Коль суждено дышать нам воздухом одним. Давайте же навек мы все объединимся. Давайте наши души сохраним. Тогда мы на Земле и сами сохранимся. |
| §24, подобрать загадки о земноводных, нарисовать плакаты в защиту этих животных. |
Список литературы:
Энциклопедия для детей «Аванта +» Биология 2 том, Москва 2004г.
Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100», Баласс, 2008.
Биология. Животные. 7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-7-у изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2006.