Краткосрочный план урока
«Учение В.И.Вернадского о биосфере»
( 9 класс)
Цель : Изучить основные понятия о биосфере, её структуру и функции
через групповую и индивидуально-корпоративную работу.
Задачи:1.Знать о распределении живого вещества в биосфере ,роли
биосферы в преобразовании неживой природы.
2.Уметь составлять опорно-логические схемы, показывающие
факторы, влияющие на количество живой материи и
биопродукции на основе развития коммуникативных навыков.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, повысить
мотивацию к изучению биологии через оценку и самооценку
Вовлечь учащихся в индивидуальную и групповую деятельность
для повышения мотивации к изучению биологии и развития
критического мышления
Ресурсы: Интерактивная доска, презентации, маркеры, формат А-3, цветные стикеры , раздаточный материал, дополнительная литература
Этапы урока: организационный момент, определение цели и задач урока, актуализация знаний учащихся, изучение нового материала, закрепление, рефлексия, подведение итогов.
Урок в 9 классе по теме «Учение В.И.Вернадского о биосфере» я начала с психологического настроя. Для создания благоприятной атмосферы сотрудничества я предложила ребятам организовать круг радости. Все дети встали в круг и, взявшись за руки ,высказали друг другу наилучшие пожелания. Этот приём помог всем учащимся настроиться на предстоящую работу. Данный класс средний по уровню знаний. В классе обучается 16 учащихся. Из них 4 мальчика и 12 девочек Цели и задачи урока определены в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, согласно требованиям государственной программы. За основу работы на уроке я решила взять групповую и индивидуально-корпоративную работу, так как знания приобретаются в результате вовлечения учащихся в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими ,в роли которых могут выступать одноклассники и учителя .Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу так как позволяет ученикам выражать своё понимание темы ,помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. При использовании такой работы можно понять, что ученики думают о главных стратегиях урока .В групповой работе диалог и обсуждение являются наиболее предпочтительными ,благодаря своему познавательному потенциалу. (Александер,2008)В ходе диалога ученикам предоставляются альтернативные перспективы, предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами, стимулирующими развитие и углубление своего собственного концептуального понимания. Считаю, что использование стратегий новых подходов в обучении должно принести свои результат, а цели и задачи, намеченные на данный урок, будут выполнены. Озвучив тему урока, я предложила ребятам слайд с вопросами для определения цели урока. Ребята, обсудив вопросы в парах , довольно быстро определили цели урока, но более активными были учащиеся с высоким и средним уровнем знаний .
На следующем этапе- этапе актуализации знаний учащиеся читали текст
по теме и заполняли графы таблицы ЗХУ. Работа продвигалась не очень быстро, так как 50% класса читают медленно и затрудняются в выделении главного. Учащиеся с высоким и средним уровнем знаний справились с заданием быстрее, при обсуждении в парах слабоуспевающие учащиеся с помощью лидеров доработали свои задания.
Затем я предложила ребятам составить кластеры по теме «Свойства и функции биосферы». Для выполнения данного задания класс был разделен на группы. Эта работа была успешной так как все ребята активно работали ,выполняя задание, даже «тихие» ученики активно включились в работу. На традиционных уроках они проявляли себя крайне редко. Я согласна с утверждением Александера (2004),что беседа в обучении не является односторонним процессом, а наоборот, -взаимным процессом. Так как стратегия составления кластера применялась впервые, она заняла немного больше времени, чем планировалось. После составления кластеров, лидеры групп презентовали свои работы. Затем группы провели оценку своей деятельности при помощи цветных стикеров по разработанным на предыдущих уроках критериям. Ребята очень серьёзно отнеслись к этому этапу урока, хотя некоторые из них пытались завысить оценки тем, с кем
больше общаются.
На этапе закрепления нового материала я предложила учащимся выполнить уровневые ИКТ — тесты. Дети выбирали для себя задания
по уровню сложности. После ответов на все вопросы тестовых заданий ребята оперативно оценили друг друга с помощью определенных критериев.
Рефлексия — следующий этап урока. Так как к концу урока мне удалось вовлечь всех учащихся в процесс обучения, то задание оценить смайликами
своё настроение в конце урока, определить что было понятно ,а что осталось непонятным, все ученики выполнили с удовольствием. Все кружочки улыбались.
На проведённом уроке все цели и задачи, которые мы определили в начале урока, были реализованы. Урок включал в себя следующие модули:
-Новые подходы в обучении
-Оценивание для обучения и оценивание обучения
-ИКТ
-Развитие критического мышления
-Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей
-Управление и лидерство в обучении
-Работа с талантливыми и одаренными
Мне удалось применить все стратегии и технологии, которые я запланировала. Многие учащиеся раскрывались через диалогическую беседу, работу в группе. Дети с большим интересом работали в группах, проявляя инициативу и уважая мнение других. Ученики с низким уровнем мотивации к предмету, при работе в группе проявили высокую активность при обсуждении и оформлении кластера.
Внедрение в практику новых методов обучения положительно сказывается на повышении мотивации к изучению биологии, активизации познавательной
деятельности учащихся : ребята постепенно включаются в процесс мышления,рассуждения, взаимооценки, самооценки.
Но, конечно, необходимо совершенствовать подходы в обучении, анализируя
все действия на уроке для устранения недостатков.