Конспект урока на тему «Основные этапы жизни на земле.
Задачи: познакомить учащихся с основными этапами развития жизни на Земле, рассмотреть гипотезы возникновения эукариотических клеток.
Элементы содержания: гипотеза симбиотического происхождение эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания клеточной мембраны, прогеноты, эубактерии, архебактерии.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: схемы и таблицы, отражающие основные этапы развития жизни и происхождения клеток.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка знаний учащихся.
Беседа по вопросам:
Перечислите основные положения гипотезы А.И. Опарина.
Какие экспериментальные данные можно привести в доказательство данной гипотезы?
В чём заключается отличие гипотезы А.И. Опарина от гипотезы Дж. Холдейна?
Изучение нового материала.
Возникновение и развитие жизни на Земле происходило на протяжении трёх эволюционных этапов.
Химическая эволюция – абиогенный синтез органических полимеров.
Предбиологическая эволюция – формирование белково – липидных комплексов (коацерванты, пробиоты, прогеноты), способных к упорядоченному обмену веществ живых организмов прокариотов.
Биологическая эволюция. Состояла из ряда последовательно протекающих процессов.
Первые одноклеточные организмы (прокариоты) были гетератрофами, с малоэффективным анаэробным типом обмена веществ. Запас органических веществ на Земле стал постепенно истощать.
Затем эволюция прокариот пошла по пути процесса хемосинтеза – образования органических веществ из оксида углерода за счёт энергии окисления неорганических веществ (серые пурпурные бактерии)
Условия на Земле начали меняться: уменьшалась вулканическая деятельность, солнечный свет уже не задерживался атмосферой, так как в ней было меньше пыли. Поэтому дальнейшая эволюция пошла по пути использования солнечной энергии.
Возник процесс фотосинтеза – образование органических веществ и кислорода из неорганических: углекислого газа и воды, с использованием энергии Солнца. Первыми фотосинтезирующими организмами были синезеленые водоросли.
С появлением фотосинтезирующих организмов в атмосферу стал выделяться кислород, который под действием ультрафиолетового излучения частично превращался в озон. Сформировался защитный озоновый слой.
В условиях окислительной атмосферы появился энергетически более выгодный кислородный тип обмена веществ. Появились аэробные бактерии.
Игра – дискуссия.
Класс разбивается на три группы, каждая из которых представляет и отстаивает одну из точек зрения на происхождения эукариотических клеток.
Группа 1 –сторонники происхождения эукариотической клетки и её органоидов путём впячивания клеточной мембраны.
Группа 2 –сторонники симбиогенной гипотезы происхождения эукариотической клетки иеё органоидов.
Группа 3 – сторонники происхождения первых одноклеточных организмов.
Представители каждой группы в кратком выступлении излагают суть той или иной точки зрения, а затем отвечают на вопросы и замечания своих научных «противников».
Закрепление изученного материала.
Задание: используя текст учебника, найдите ответы на вопросы:
Почему у коацерватов появилась способность к самовоспроизведению? ( Благодаря включению в состав коацерватов молекул нуклеиновых кислот.)
Какой способ питания был у первых существ? Почему? (Способ питания – гетеротрофный, так как в водах первичного океана было много готовых органических веществ.)
С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов? (Численность живых организмов увеличивалась, и, следовательно, конкуренция обострялась. У некоторых организмов возникла способность к синтезу органических веществ из неорганических. С использованием энергии Солнца (фотосинтез) или энергии химической реакции (хемосинтез) возникли автотрофы.)
Почему первые живые организмы были анаэробными? (вероятно, в водной среде ещё отсутствовал кислород.)
Почему возникло аэробное дыхание? (Аэробное дыхание возникло потому, что появление фотосинтеза привело к накоплению в атмосфере кислорода.)
Домашнее задание: п.8.4.