Тема: Питание. Органы пищеварения.
Предметные УУД: расширить знания учащихся о пище и значении её разнообразия; познакомить со строением и работой пищеварительной системы
Регулятивные УУД: развитие умения определять цель познавательной деятельности; вести поиск проблемы; выдвигать версию
Личностные УУД: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне; развитие мышления, памяти, умения слушать, рассуждать, сопоставлять
I. Организационный момент:
-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II.Постановка учебной задачи.
1.Вводная беседа.
Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Незнайки. Он очень хотел попасть к нам на урок, но не смог. Давайте узнаем почему. (слайд1)
Письмо от Незнайки-» Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звёздочки, в животе колит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек пирога и конфеты. Это моя любимая еда! Разве я неправильно питаюсь, ребята? Помогите мне переубедить Пилюлькина!
Ваш Незнайка.»
Интересное письмо. Незнайка думает, что он правильно питается, а доктор Пилюлькин говорит, что неправильно.
Давайте попробуем, ребята, разобраться в этом и узнаем, кто же прав.
-А как узнать, что значит правильно питаться?
-Итак, о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о питании и системе пищеварения)
Ответить на эти вопросы и есть цель нашего урока. (слайд2)
Изучение нового материала.
1.Беседа.
Все живые существа питаются, т. е. употребляют пищу. А, что такое пища? (На доске слово Пища) Зачем человеку нужна пища? Сколько раз в день должен есть человек? А может человек обходиться без пищи? Какие продукты человек использует для питания? Какую пищу должен употреблять человек?
На какие две группы можно разделить продукты питания человека?
Что значит растительная пища? А пища животного происхождения?
Практическая работа(работа в парах):распределить продукты на две группы: растительного происхождения и животного происхождения (слайд3)
проверка(слайд4)(На доске слово Растительная Животная)
Итак, чтобы человек мог жить, учиться и работать ему нужна энергия. Человек получает энергию из пищи. С пищей он получает органические питательные вещества-белки, жиры и углеводы. Эти вещества обеспечивают организм энергией и служат строительным материалом. Об этих питательных веществах нам расскажут учащиеся.
1 уч-ся:(слайд5)
Чтобы вырасти ты смог
В пище должен быть белок
Он в яйце конечно есть,
В твороге его не счесть
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.
2 уч-ся:(слайд6)
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим.
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру.
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
3уч-ся:(слайд7)
Фрукты, овощи и крупы-
Удивительная группа.
Нам в тепло и в непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
4уч-ся:(слайд8)
Особенно необходимы человеку витамины, которые содержатся в овощах, фруктах, а также в некоторых животных продуктах( в яйцах, печени). Слово «Витамины» в переводе с латинского означает «дающий жизнь». Отсутствие или недостаток в пище витаминов приводит к тяжёлым заболеваниям.
(На доске слова: белки, жиры, углеводы)
Может ли человек питаться однообразной пищей?
-Питание должно быть разнообразным. Такое питание называют сбалансированным.( На доске слово Разнообразная)
-Но, все ли продукты, которыми мы питаемся, полезны для здоровья?
Правильное питание-условие здоровья, неправильное- приводит к болезням.
-Давайте выясним, какие по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны?
(работа в группах) Распределить полезные продукты и вредные продукты. Проверка: выступление групп.(слайд9)
(На доске слово полезная вредная)
-О том, какую пищу едят учащиеся нашей школы, выяснили исследователи.
1исследователь:
Цель нашего исследования- определить значение завтрака для учащихся. Мы провели анкетирование. Было опрошено 73 человека.
На вопрос: « Как выдумаете, завтрак необходим детям?»
-Ответили «да»-65 человек
-Ответили «нет»-8 человек
2 исследователь:
На вопрос» Всё ли едят наши ребята в школе?»
-Ответили «Едят всё»-40 человек
-Ответили»Едят только то, что нравится»-33 человека
3 исследователь:
На вопрос:»Какие молочные продукты вы любите?»
-Ответили: больше всего любят молоко, йогурт, кефир.
_меньше всего любят смену.
4исследователь:
На вопрос:» Что вы едите утром на завтрак?»
-Дети ответили: Бутерброд, печенье, яичницу, кашу, чай с молоком, молоко.
1 исследователь:
В ходе своей работы мы нашли ответы на интересующие нас вопросы.
Из беседы с классным руководителем мы узнали, что дети, которые не завтракают, часто жалуются на головную боль, на боль в животе.
3исследователь:
-Большинство ребят знают, что завтрак необходим. Но не все знают , какие продукты полезны для завтрака.
Хором: Считаем, что правильное питание- это залог здоровья и успешность учёбы в школе!
Микроитог: Чтобы быть здоровым, надо питаться разнообразной пищей. Есть больше овощей, фруктов, кисломолочных продуктов. Это очень важно в детском и юношеском возрасте, когда идёт формирование скелета, мускулатуры, нервной системы.
Физминутка:
-Люди с самого рожденья,
Жить не могут без движения!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко,
Приседаем все легко!
-Вот мы и выяснили, какая пища полезная, а какая вредная и чем надо питаться, чтобы быть здоровым.
-Ну, а теперь отправимся открывать тайну исчезновения пищи и тайну пищеварения. Проведём исследовательскую работу.
(Фронтальная работа с классом)
На партах у каждого учащегося печенье. Все берут печенье, откусывают кусочек, жуют и ….
-Но, куда же делась пища, которую вы съели?
-Что с ней произошло?
-Давайте посмотрим весь путь движения пищи по нашему организму, как она видоизменяется и усваивается организмом.
Работа со слайдами(9-
IV.Закрепление.
-Работа в тетради с.11(самостоятельно)
-Подписать название органов пищеварения
проверка(слайд)
-Ой, ребята, а ещё Незнайка мне вот, что сообщил:
Плохо стало жить мне вдруг-
Разболелся сильно зуб!
Нету мочи никакой,
Надо зуб лечить больной.
Вот уже который день
С болью я брожу как тень.
Надо б к доктору идти
Кто поможет мне дойти?
А, вот и я, сам к вам пришёл, доктор Пилюлькин и хочу рассказать о том, как нужно беречь зубы.
-Зубы могут болеть от неправильного питания и неправильного ухода за ними. Питание очень сильно влияет на здоровье зубов. Не все продукты полезны для зубов-это твёрдые, кислые и которые содержат много сахара. А полезные- это молочные продукты, хлеб и крупы, овощи и фрукты.
-А ещё я хочу вам сообщить
правила ухода за зубами:
—после еды полощи рот тёплой водой
-утром и вечером чисти зубы зубной щёткой с пастой
-начинай чистить зубы с внешней стороны, а потом переходи на внутреннюю
-нельзя пользоваться чужой щёткой
-не ковыряй в зубах металлическими предметами
-не грызи и не откусывай твёрдые предметы
-если заболел зуб, сразу обратитесь к врачу
V.Рефлексия.
-Ребята, наш урок подходит к концу. Так давайте ответим на вопрос: Кто же был прав? Незнайка или доктор Пилюлькин?
И почему?
Будем ли мы здоровыми, если наше питание будет как у Незнайки?
-Если правильно питаться,
Можно хвори не бояться.
Никогда не ешь всё сразу,
Лучше в день- 4 раза
Чипсы, леденцы, конфеты-
Вкус в них есть, а пользы нету!
Тот, кто сладкое жуёт-
Создаёт во рту налёт!
Кушай овощи и фрукты-
И молочные продукты.
Витаминов в них гора,
Будь здорова детвора!
-Что мы можем пожелать нашим гостям?( Будьте здоровы!).
-А ещё у нас для гостей сюрприз. Чтобы все были здоровы- мы угостим вас апельсинами- БОГАТЫМИ ВИТАМИНАМИ.
VI.Д/з: с.30-33 ответить на вопросы. Подготовить для Незнайки памятку правильного питания.
рыба
кефир
шоколадные конфеты
геркулес
пепси
подсолнечное масло
морковь
чипсы
капуста
жир
яблоки
фанта
груши
хлеб
сникерс