Конспект урока по биологи в 11 классе «Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы»

Тема урока: Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Цель: Начать знакомство со строением клетки. Познакомиться с некоторыми органоидами клетки, выявить особенности их строения и выполняемые функции.

Задачи:

Образовательные:

Организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением.

Развивающие:

Продолжить развивать у учащихся умение связывать уже имеющиеся знания с вновь приобретенными, умение анализировать и выделять главное в изученном материале.

Воспитательные:

Воспитание ответственного отношения к учебе, стремления к творческой, познавательной деятельности.

Коррекционные: Формировать словесную речь.


Оборудование компьютерная презентация, таблички со словарем, таблица «Животная клетка», таблица «Растительная клетка», микроскоп, микропрепараты, таблица с дежурным звуком.

Словарь: цитоплазма, клеточный центр, рибосомы.



Ход урока.

Учитель дает характеристику диапазона воспринимаемых частот учащихся


  1. Организационный момент.

Учитель.Здравствуйте! Слушайте внимательно!

Дети. Здравствуйте.

Учитель. Какой сейчас урок?

Дети. Сейчас урок биологии.

Учитель. Спросите меня, что мы будем делать.

Дети. Екатерина Александровна, что мы будем сегодня делать?

Учитель. Мы сегодня будем изучать новую тему, смотреть презентацию по теме и работать с микроскопом.

Посмотрите на дежурный звук К (Учитель обращает внимание на дежурный звук, который висит на доске.)

Учитель. Сейчас проведем речевую зарядку.

Фонетическая зарядка

Работа ведется фронтально.

Учитель. Послушайте знакомые словосочетания (за экраном учитель произносить речевой материал, бывший в слуховой тренировке на прошлых уроках).

Клетка

Ядро

Клеточная мембрана

Учащиеся повторяют слова и словосочетания по одному, вместе с учителем.

Учитель. Сейчас будем работать по плану.

Прочитаем план урока.

План урока.

  1. Повторение пройденного материала

  2. Изучение нового материала

  3. Вопросы для закрепления

  4. Домашнее задание.

  5. Оценка проделанной работы.

  6. Уборка рабочих мест.

(Учитель в течении урока напоминает о дежурном звуке)


I.Опросучащихсяпозаданномунадом материалу.

  1. I. 1.Повторение пройденного материала (на слух)

Учитель.Сейчас будем повторять пройденный материал. Давайте проверим биологические термины. Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Вопросы:

Учитель. Что называется клеточной мембраной?

Дети. Клетка покрыта плазматической мембраной.Это структура, отделяющая клетку от внешней среды.

Учитель.Верно.Что называется ядром?

Дети. Ядро – это органелла эукариотической клетки, содержащий генетическую информацию.

Учитель. Молодцы. Правильно отвечаете.


  1. Изучениеновогоучебногоматериала.

II.1 .Сообщение темы и целей урока.

На прошлом уроке мы начали изучать тему «Клетка» и начали заполнять «нашу клетку». Сегодня мы узнаем еще из чего состоит клетка. И тема нашего сегодняшнего урока «Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы».

II.2. Ознакомление с новым материалом по презентации.

Цель: Изучить особенности и функции цитоплазмы клетки.

Учитель. По презентации изучим особенности и функции цитоплазмы клетки.

Цитоплазма — обязательная часть клетки, заключенная между плазмической мембраной и ядром и представляющая собой вязкое бесцветное основное вещество цитоплазмы, органоиды — постоянные компоненты цитоплазмы и включения — временные компоненты цитоплазмы.

Цитоплазма – это полужидкая среда клетки, в которой располагаются органоиды клетки.

Цитоплазма состоит из воды и белков.

Функции: включает различные органоиды, внутренняя среда клетки. Она может находится в состоянии золя и геля.

Учитель. Всем понятно? Вопросы есть?


II. 2. 1. Изучение клетки с помощью микроскопа.

Учитель. А сейчас, чтобы познакомиться со строением цитоплазмы, посмотрите клетку в микроскоп. И скажите каким она цветом?

Дети. Она бесцветна.

Учитель. Верно.


II. 2.Учитель. Сейчас будем знакомиться со строением и функциями рибосом в клетке по презентации.

Рибосомы — ультрамикроскопические органеллы округлой или грибовидной формы, состоящие из двух частей — субчастиц. Они не имеют мембранного строения и состоят из белка и РНК. Субчастицы образуются в ядрышке.

Рибосомы — универсальные органеллы всех клеток животных и растений. Находятся в цитоплазме в свободном состоянии или на мембранах эндоплазматической сети; кроме того, содержатся в митохондриях и хлоропластах

Роль: синтез белка.

Учитель. Всем понятно? Вопросы есть?

Учитель. Сейчас посмотрим строение рибосом в клетке через микроскоп. Скажите, как выглядят рибосомы? Каким цветом?

Дети. Рибосомы похожи на маленькие кружочки соединенные между собой, зеленым цветом.

Учитель.Правильно.


II.2. Учитель. Сейчас познакомимся со строением и функциями клеточного центра по презентации.

Цель: Выяснить особенности строения и функциями центросомы.

Клеточный центр состоит из двух центриолей (дочерняя, материнская). Каждая имеет цилиндрическую форму, стенки образованы девятью триплетами трубочек, а в середине находится однородное вещество. Центриоли расположены перпендикулярно друг к другу.В начале деления (в профазе) центриоли расходятся к разным полюсам клетки. От центриолей к центромерам хромосом отходят нити веретена деления.

Функция: Участие в делении клеток животных и низших растений.

Учитель. Всем понятно? Вопросы есть?

II.2. 1. Учитель. А сейчас посмотрите в микроскоп и найдите в клетке клеточный центр. Скажите где он располагается?

Дети. Располагается в цитоплазме.

Учитель. Молодцы.


  1. Закрепление учебного материала.

III. 1. Составление подвижной аппликации.

Учитель. На прошлом уроке мы начали составлять клетку и сегодня продолжим работу по составлению клетки.

(Дети берут заготовки рибосом, цитоплазмы и клеточного центра и прикрепляют в нужное место клетки на доске.)

III.2. Работа в тетради.

Учитель. А сейчас для того чтобы вы лучше запомнили строение клетки, перерисуйте клетку в тетрадь и попишите названия каждой органеллы клетки цитоплазмы и клеточного центра и рибосом.


VI.Задание на дом.

Учитель. Вечером по рисунку-схеме повторить названия органелл клетки. Изучить §15 и ответить устно на вопросы.На следующем уроке мы продолжим изучать строение клетки, если вы сегодня хорошо усвоили материал и хорошо поработаете дома, то на следующем урокевам будет легко и интересно.


V. Итог урока.

V.1. Работа по вопросам (на слух).

Учитель. Какую тему изучали?

Дети. Мы изучали «Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы»

Учитель. Чем занимались на уроке?

Дети. Изучали новую тему по презентации. Смотрели клетку в микроскоп, составляли рисунок-схему.

V.2. Оценка работы учащихся

(оценивается работа каждого учащегося)

Учитель.Молодцы ребята, все сегодня работали хорошо. (Выставление оценок за работу на уроке.)

Учитель. Всем спасибо, до свидания.


Свежие документы:  Конспект урока биологии «Питательные вещества и их значение для роста и развития организма»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: