внеклассное мероприятие по БИОЛОГИИ
в 7 классе на тему
«Войди в лес другом!»
Учитель – дефектолог Гимаева Ирина Мунировна,
ГБС(К)ОУ «Чистопольская С(К)ОШ № 10 VIII вида»
Цель: активизировать познавательную деятельность детей, способствовать сплочению детского коллектива; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру.
Планируемые результаты: знать особенности природы родного края, значение леса в нашей жизни, заложить основы природоохранного поведения; уметь работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: презентация, рисунки учащихся на экологическую тему, маски зверей.
Форма проведения занятия — командная викторина; объединение класса в команды позволяет почувствовать дух соревнований, способствует сплочению участников команды, их более тесному общению в неформальной обстановке.
Возраст учащихся: 7 класс; в этом возрасте у детей продолжает формироваться познавательный интерес к изучению и познанию окружающего мира, детям дана возможность почувствовать себя малой частью природы (на примере показанной сказки в роли зверей, пропуская через себя проблемы защиты окружающей среды).
Ход проведения:
Звучат голоса лесных птиц. На этом фоне ведущий зачитывает слова Р. Гамзатова (эпиграф на слайде).
И ещё боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу,
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по царству, по лесу брожу…
Учащиеся определяют тему мероприятия (слайд 1).
Конкурс «Визитка» (слайд 2). Каждая команда представляет эмблему, говорит название команды и зачитывает свой девиз (5 баллов).
Прежде чем начать наше путешествие по лесу, вспомним из географии порядок расположения природных зон с севера на юг.
Конкурс «Природные зоны». В какой природной зоне мы с вами живём (слайды 3-5)?
Чтобы не заблудиться в лесу, вспомним, по каким природным признакам можно ориентироваться в лесу?
Конкурс «Ориентирование» (слайд 6).
Команде «Друзья леса»: Определить по компасу местонахождение лесного озера.
Команде «Защитники леса: Определить по компасу местонахождение лесной поляны.
4. Конкурс «Найди ошибку». Какие правила поведения в лесу были нарушены (слайд 7)?
Сейчас вы услышите разговор двух туристов. Ваша задача – определить, какие правила поведения в лесу были ими нарушены (ребята показывают сценку).
1 турист: «Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью, разведу костёр».
2 турист: «Там, среди кустов, я обнаружил гнездо птицы, а в нем – крохотных птенцов. Я люблю птиц, возьму их домой и выкормлю».
1 турист: «Предлагаю подкрепиться».
2 турист: «А куда же мы денем весь этот мусор: консервные банки, бутылки, целлофановые пакеты?»
1 турист: «Ну не тащить же всё это с собой домой! Оставим здесь».
2 турист: «Ай, ноги щиплет! Да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать».
1 турист: «А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, — они ядовитые».
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Что является основой леса? (Деревья)
2. Конкурс «Загадки» (слайды 8-10):
5. Этот кустарник в лесу взор ласкает, | |
2. Не страшна ей стужа, | 6. И лист и почки – все врачует, |
3. Живет лет 300 или больше, | 7. Он газ и пыль — все поглощает, |
4. Цветет позднее всех деревьев, | 8.Как зовут ее, кто знает? |
6. Конкурс « Знаем ли мы лесные грибы и ягоды» (слайды 11-18):
1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может, потому и получил гриб свое название. Как называется гриб? (Белый гриб).
2. Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядитесь, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. Как называется ягода? (Голубика).
3. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода, первая ягода лета. Как называется? (Земляника).
4. Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная: растение – хороший барометр. Как называется растение? (Костяника).
5. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую – блестят, будто смазанные маслом. Как называются эти грибы? (Маслята).
6. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд. Как называется этот гриб? (Мухомор).
7. Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое лукошко. Как называются эти грибы? (Опята).
8. У этих грибов шляпки разного цвета: и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название одно. Какое? (Сыроежки).
9. Какую ягоду можно найти зимой на болоте? (Клюква).
10. Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод, только они маленькие и сцеплены вместе. Как называется эта ягода? (Малина).
«Музыкальная пауза» (слайды19-23) — вставить название дерева и пропеть куплет песни:
Ой, цветёт………
В поле у ручья.
………пух, жара, июль,
Ночи такие лунные
Во поле ….. стояла,
Во поле кудрявая стояла
Что стоишь, качаясь,
Тонкая ……….
Головой склоняясь До самого тына.
А через дорогу,
За рекой широкой,
Так же одиноко
………стоит высокий.
7. Конкурс «Занимательные вопросы» (слайды 24-25):
1. Почему сосну и ель называют хвойными растениями? (У сосны и ели листья имеют форму игл. Такие листья называют хвоей. Отсюда и название – хвойные.)
2. Бывает ли листопад у хвойных растений? ( У сосны и ели хвоя меняется, но не вся сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, через несколько лет).
3. Древесина какого дерева используется в кораблестроении, вагоностроении? (Сосны)
4. Дрова какого дерева дают больше жара? (Березы)
5. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственницы)
6. Древесина какого дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и идет на изготовление музыкальных инструментов? (Ель).
7. Что такое дубрава? (Лес, где растут дубы).
8. Какой самый страшный враг леса? (Лесной пожар).
9. Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц шелкопрядов – наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых).
10. Почему волка называют санитаром леса? ( В лесах волки питаются больными и ослабленными животными).
Релакс — пауза «Узнай птиц по голосам» (слайд 26).
8. Конкурс «Отгадай ребус»(слайды 27-34):
медведь белка
скворец воробей
иволга синица
филин сорока
Сказка «ГДЕ ЛУЧШЕ ЖИТЬ?» (Слайд 35)
Ведущий:
Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы
И пчелы не знают, чего говорят.
Встретились в лесу звери.
Олень:
Начинаем наш совет. Все довольны или нет?
По порядку расскажите, как живете, что едите.
Никуда спешить не будем и подробно всё обсудим.
Рысь:
Всем зверям большой привет! Что шумите, не секрет?
Что у вас здесь за собрание? Сессия иль совещание?
Олень:
Не секрет – звериный сбор, приглашается весь бор.
Рассказать, кто как живет, как он спит и ест, и пьет.
Не обидел кто кого ли, может, кто-то недоволен.
Медведь:
Все мы сыты и довольны.
Бобр:
Дружно мы живем и вольно.
Лиса:
Все у нас в лесу чудесно, жить нам вместе интересно.
Все мы веселы и сыты, нет ни грубых, ни сердитых.
Белка:
Мы наделали запасы, и грибы, и ананасы.
Собирали апе5льсины, груши, сливы, мандарины.
Мышка:
Зернышки и семена.
Все звери:
Золотые времена!
Ведущий: Недалеко от леса, где живут звери, находится, с одной стороны, деревня, а с другой стороны наступает город. А всем хорошо известно, что города загрязняются вредными веществами. Повышенная экологическая опасность загрязнения атмосферного воздуха городов обусловлена поступлением вместе с выбросами предприятий множества специфических веществ, которые вызывают различные болезни, в том числе и рак.
Встревожились звери. Почувствовали нарастающий экологический кризис. И решили отправить хитрую лису в город, разузнать о жизни городской, а зайца – в деревню.
Прошло время. Возвратилась лица из города.
Лиса:
У людей жила я с лета и узнала все секреты.
Люди очень много знают, книжки пишут и читают.
Все леса они спилили, землю взрыли, горы срыли,
Осушили все болота – очень трудная работа.
Вспять текут ручьи и воды. Человек наш – царь природы!
Мышка:
Что за глупые мыслишки! Даже я с моим умишком
Научилась понимать, что природа – царь и мать!
Лиса:
Закусить пора мне мышкой!
Белка:
Как не стыдно!
Все звери:
Это слишком!!!
Олень:
Звери, хватит вам ругаться, будем дальше разбираться.
Нужно нам теперь решить: в городе или в деревне жить?
Ведущий: Услышали деревья, что в лесу совет «Где лучше жить?» и прислали телеграмму.
Деревья:
На чуткой их листве мутнеют росы,
Деревья о себе расскажут быль.
Всю жизнь они – живые пылесосы,
На воздухе отсасывают пыль.
А в детстве их не баловали лаской.
Теперь деревьям выпала судьба
Дежурить в зной над детскою коляской.
Их доля – молчаливая борьба.
Они давно оставили бы город,
Да только понимают не шутя –
Лишь отойди, и кислородный голод
Возьмёт за горло спящее дитя.
Ведущий:
Испугались звери жизни городской,
Решили послушать, что скажет косой.
Заяц: Алкоголь стал могучим негативным экологическим фактором для населения многих деревень. Алкоголь лишает человека самого главного достоинства – разума. Такой человек совершает различные преступления. Потребление алкоголя становится причиной преждевременной смерти. Алкоголь, кроме того, как ведет за собой наркоманию и токсикоманию. А это очень страшно.
Ведущий:
Насторожились звери, призадумались…
Все звери:
Где лучше жить зверям? Плохо здесь и плохо там.
А ведь люди же живут? Создают себе уют.
Строят школы и дворцы. В общем, люди молодцы!
Бобр:
Нужно всем беречь природу – и животным, и народу!
Ведущий: Посоветовались звери. И решили, что людям нужно жить в городах и деревнях, а животным – там, где они будут приносить пользу людям. И составили звери призыв — обращение к современникам.
Олень: Дорогие современники! Не загрязняйте окружающую среду, потому что вы губите себя. Помните, что один гектар леса поглощает в час около 8 литров углекислого газа, столько его выделяется при дыхании 200 человек. Подумайте о своей жизни. Будьте экологически культурными людьми!
Все звери: Давайте вместе сохраним мир для того, чтобы нам было лучше жить!
9. Конкурс « Собери пословицу» (слайды 36-37):
Враг природы тот кто лес не бережет.
Лес и вода родные брат и сестра.
Без корня и трава не растет.
Одно дерево погубил посади сорок.
Рощи да леса родного края краса.
Сухое дерево горит сырое урожай дарит.
Игра с болельщиками. Разгадайте загадку.
Кормушки повесили дети для птиц.
Туда прилетели: десять синиц,
Четыре вороны, шесть снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто из вас быстрей ответит:
Сколько птиц увидят дети?
Итог мероприятия. (Слайды 38-40)
Что делают люди в походах?…
Что происходит, когда правила поведения на природе не соблюдаются…
Просмотр ролика «Международный день лесов».
Подведение итогов мероприятия, объявление команды – победителя и активных участников, награждение.
Литература:
Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. М.: АО МДС, 1996.
Журнал «География в школе», 1999, № 8.
Мясникова С.Л., Юстус Н.О. Внеклассные мероприятия по биологии (Серия «Внимание: опыт»). – Чебоксары: «Клио», 1998.
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: Учителю, Воспитателю, вожатому. – М: Новая школа, 1997.
8