Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 7 Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру и ОБЖ в 3 классе «Ядовитые растения леса. Влияние их на здоровье человека».
подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
Отличник народного просвещения,
Почётный работник общего среднего образования РФ
Чернова Ольга Яковлевна
г. Бугульма
2010
Внеклассное занятие по окружающему миру и ОБЖ.
Тема программы: Растения леса. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
Тема занятия. Ядовитые растения леса. Влияние их на здоровье человека.
Цели:
-формирование знаний об ядовитых растениях Татарстана, знакомство с симптомами отравления, приобретение жизненного опыта по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от отравления;
— воспитание в детях любви к природе;
— развитие любознательности, интереса к познавательной литературе.
Методы обучения: диалогическое изложение, практические и исследовательские задания, тестирование.
Оборудование и источники информации: таблицы, тексты о ядовитых растениях, карточки с тестами, презентация «Ядовитые растения», карточки для групповой работы.
Что должны знать обучающиеся к концу занятия:
названия ядовитых растений;
признаки отравления ядовитыми растениями;
оказание первой помощи пострадавшему.
Что должны уметь обучающиеся к концу занятия:
запомнить и уметь рассказать учебный материал по новой теме;
нарисовать растение по его описанию и описать по иллюстрации;
ответить на вопросы викторины;
ответить на контрольные вопросы теста.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Звучит песня Ю. Чичкова «Волшебный мир» в исполнении учащихся класса.
2.Вступительное слово учителя.
Открывать страницы книги природы начал первобытный человек. Он был настоящим исследователем, перед которым стояли сплошные тайны и загадки. Передвигаясь с места на место в поисках пищи, он, должно быть, пробовал всё на своём пути и отмечал различные свойства растений. Одни почему-то клонили ко сну, от других начинались приступы тошноты, иные успокаивали боль и заживляли раны, а некоторые приводили к смерти. Съедал любопытный соплеменник ядовитое растение или гриб и умирал. Другие запоминали его ошибку и передавали из уст в уста своим потомкам, что этого делать не стоит. Так методом проб и ошибок люди распознали, что более десяти тысяч видов растений могут принести вред здоровью человека.
Цель нашего занятия вы можете сформулировать на основе услышанного рассказа.
Дети формулируют цель занятия:
Открыть для себя те страницы книги природы, на которых рассказывается об ядовитых растениях, и приобрести опыт, как уберечь себя и других от грозной опасности – отравления ядовитыми растениями.
3.Блок добывания новых знаний.
Учитель. Большинство ядовитых растений растёт в тропических лесах, где местные жители с давних пор использовали их для приготовления «стрельного яда». Ядом они отравляли стрелы и копья, когда охотились на крупных животных или оборонялись от врагов.
Немало ядовитых растений встречается и в лесах Европы. Многие из них нельзя даже брать в руки: ядовитые вещества могут проникнуть через кожу в кровь и вызвать отравления. Опасность заключается и в том, что некоторые из них похожи на безвредные растения.
Например: ВЕХ ЯДОВИТЫЙ или ЦИКУТА является одним из наиболее опасных ядовитых растений, но имеет приятный морковный запах. Особенно ядовито его корневище. Растение распространено в лесисто-болотистой местности. Имеет высокий полый стебель, белые цветы, собранные в зонтики. Неопытные люди, особенно дети, принимают его корневище за дикую морковь или петрушку и едят в свежем или варёном виде. Корневище довольно приятно на вкус. Но минут через сорок после того, как человек съест его, у него появляются боли в желудке, тошнота, понос. Возникают обмороки, начинается скрежетание зубами.
Если не принять срочных мер, то через 2-3 часа может наступить смерть. Так, несколько лет тому назад, несколько мальчиков погибли прямо в электричке под Москвой после угощения вехом ядовитым на загородной даче. Об этом случае я прочитала в газете «Комсомольская правда». Так как отравления происходят обычно за пределами города, то медицинская помощь запаздывает, и наблюдаются смертельные случаи даже после употребления небольшого количества частей этого растения.
По преданиям, древнегреческий философ Сократ, приговорённый к смерти, был отравлен ядом, в состав которого входил сок веха ядовитого (цикуты).
Дети в тетради заполняют таблицу:
Признаки отравления | Первая помощь | |
Вех ядовитый (цикута) | Боль в желудке, понос, тошнота, возникновение обморока, пена вокруг рта через 40 минут после употребления |
|
Учитель. Некоторые ядовитые растения с виду даже очень красивы, Кажется, что не может быть красивее и нежнее цветка, о котором поётся в песне.
Звучит мелодия песни «Ландыши».
Конечно, вы догадались, что это ландыш.
До занятия группа ребят-разведчиков получила задание больше узнать об этом ядовитом растении.
Разведчики, вы готовы к преодолению препятствий, которые приготовили члены научного общества?
Научное общество представляет обучающаяся 11 класса.
Она обращается к разведчикам: «Повторите заповеди разведчиков».
Разведчики отвечают: «Выполнять точно, вперёд не забегать, лишнего не болтать».
Член школьного научного общества, в дальнейшем (ШНО).
Препятствие первое. Сумели ли вы найти красивое описание этого растения?
Света: Сумели. Его называют лучшим цветком майского леса. А очень многие люди считают его просто лучшим цветком. Словно жемчужины, цветы рассыпаны по тонкому стебельку, укрытому широкими листьями. Присмотритесь, каждый цветочек напоминает кувшинчик, перевёрнутый горлышком вниз. Немного воображения – и можно представить себе, как из каждого кувшинчика выливается на лесную лужайку порция тончайшего незабываемого аромата… Это ландыш. Он расцвёл от счастья и любви к весне. Но очень скоро весна ушла, бросив маленький серебристый колокольчик в жаркое лето. Загоревали нежные цветочки, опали, на их месте появились красные слёзы-ягоды.
Член ШНО: Молодцы! Очень красивое описание вам удалось найти.
Препятствие второе. Узнали ли вы что-нибудь интересное из истории этого растения?
Рената: Узнали. Древнерусская легенда так рассказывает о ландышах. Жила — была царевна Волхова. Полюбила она прекрасного юношу Садко. А тот отдал свое пылкое сердце Лю6аве — девушке полей и лесов. Опечаленная Волхова шла лесом к берегу реки и плакала. И там, где падали слезинки царевны — появлялись ландыши — символ лю6ви и чистоты нежного девичьего сердца.
Член ШНО: Очень интересно.
А вот третье препятствие.
Что можете сказать о характере этого цветка?
Гульназ: Характер у этого цветка сильный. Он не жалует многих соседей по вазе. Попробуйте, например, поместить в одну вазу с ландышами кисть сирени, и вы заметите, как быстро поблекнет ее краса.
Если же поставить ландыши вместе с лилией в воду, то она кажется словно усыпанной жемчугом. Да и с голубоглазой красавицей незабудкой он хорошо уживается.
Препятствие четвертое: Можете ли привести жизненный пример, когда растение проявило свой сильный характер и стало причиной отравления или смерти?
Аль6ина: Я знаю случай, когда растение проявило свой сильный характер. Случай этот невыдуманный: и в свое время вызвал много разговоров.
… Еще сравнительно молодая и здоровая женщина ночью неожиданно умерла. Врач, обследовавший покойницу, после долгих размышлений пришел к выводу, что причиной смерти стали обыкновенные… ландыши, где произошел несчастный случай, их оказалось великое множество. Женщина всегда любила цветы. А в этот раз нарвала их столько, что ландышами была занята вся посуда. Даже широкий таз оказался плотно набитым скромными белыми цветами. Они стояли на подоконнике, на столике у кровати, на стульях.
Ночь была жаркая, душная, а женщина почему-то не открыла окна.
Препятствие пятое. Гуляя по лесу, мы часто видим темно-зеленые листья ландыша. А прекрасных, 6елоснежных, ароматных цветков — колокольчиков не видно нигде. Почему так бывает?
Елизавета: Дело в том, что корневище ландыша живет до двадцати одного года. Первый раз ландыш зацветает в возрасте семи лет, А к десяти-двенадцати годам ландыш вовсе перестает цвести. Вот и получается, что за свою долгую жизнь растение цветет всего два-три раза.
Член ШНО: И на этот вопрос вы ответили правильно.
Препятствие шестое: А узнали ли, что о ландыше в народе говорят? Антон: В народе не слышали, зато мы услышали разговор зверей на лесной полянке, где заяц сам впервые узнал, что ландыш называют «заячьими ушами» из-за двух заострённых листьев.
Препятствие седьмое: А нравится ли людям этот цветок?
Юлия: Еще в древности ландыш считался символом врачебного искусства. Этому цветку посвящены специальные праздники во многих странах.
Воспевали ландыши знаменитые композиторы и поэты.
Денис читает стихотворение Самуила Маршака «Ландыш».
Краснова Ольга (член школьного научного общества) делает вывод:
Гликозиды сердечного действия — ядовитые вещества, и в большом количестве они стали причиной смерти молодой женщины.
Но ландыш в не дозах — это лекарственное средство, используемое для приготовления лекарств, и здесь уместно вспомнить слова корифея древней медицины Парацельса: «Все есть яд, и ничего не лишено ядовитости, одна доза делает яд не заменимым».
Ландыш это и декоративное растение, и численность его в окрестных лесах заметно сокращается из-за сбора в букеты, поэтому ландыш майский занесен в Красную книгу Татарстана и требует охраны.
Учитель:
Вы хорошо справились со всеми препятствиями и получаете звание «Суперразведчики». Только написать это слово на карточке вы должны самостоятельно и без подсказки.
Разведчики проложили нам путь. Следующее задание будем выполнять в парах. Ведь с другом надежнее, увереннее себя чувствуешь. Он и поможет, если нужно.
Перед вами листы с двумя текстами еще об одном растении. Но не путайте его с жимолостью или волчеягодником, как его обычно называют.
Один текст читают по цепочке.
Второй текст постарайтесь прочитать про себя за 1 минуту.
4.Этап первичного закрепления полученных знаний.
Ученик спрашивает: Зачем же охранять такое ядовитое растение?
Учитель предлагает детям подумать и предложить свои варианты ответов на данный вопрос.
После чтения текстов учитель задаёт вопросы.
Почему кустарник получил такое название?
Какой из текстов наиболее полно описывает внешний вид этого кустарника.
Зачитай главное из текстов для описания этого кустарника.
Первый вариант — выбирает материал из первого текста, второй вариант — из второго текста.
3адание для обучающихся: зарисуйте в тетради по описанию веточку волчьего лыка
1 вариант – с цветами;
2 вариант – с плодами.
Что отличает веточки волчьего лыка от веточки жимолости?
Обучающиеся делают вывод на основе на основе зрительного восприятия и наблюдения: на веточке волчьего лыка отсутствуют цветоножки, как у облепихи.
Учитель: Можете ли вы ответить, растут ли волчьи ягоды на волчьем лыке?
Женя: Волчьи ягоды — плоды волчеягодника, они не могут расти на волчьем лыке.
Учитель. А какие ядовитые растения знаете вы, ребята?
Катя: В сборнике стихов А.С.Пушкина я встретила стихотворение «Анчар».
Учитель. В пушкинские времена была известна легенда о дереве на острове Ява испускавшем ядовитые «испарения» на много вёрст кругом. В действительности оказалось, что сок этого дерева содержит сердечный яд, который использовался местными жителями для отравления наконечников стрел, что вызывало быструю смерть.
Страшна сила ядовитых растений, но человеку удалось выявить и их целебные свойства. Поэтому с давних пор некоторые яды растений применяются в медицине. Многие виды растений занесены в Красную книгу. Отправляясь в лес за лекарственными, пусть даже ядовитыми растениями, нужно помнить следующие правила.
Работа с таблицей.
Нельзя собирать те растения, которых в природе осталось мало.
Надо хорошо изучить то растение, за которым отправляешься в лес, чтобы не спутать его с другими похожими.
Запомнить и выполнять главную заповедь: в лесу не прикасайся к растениям-незнакомцам, не употребляй их в пищу.
Учитель. А если всё-таки случилась беда… Я предлагаю обсудить в группах порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшему от отравления ядовитыми растениями, выбрав правильно первый шаг.
На экране мультимедийного проектора появляются слайды с сформулированными действиями по оказанию первой помощи пострадавшему от отравления.
5.Работа в группах по самостоятельному поиску решения поставленной задачи.
Дети обсуждают порядок действий, составляют алгоритм действий и записывают его в колонку таблицы, начатой на предыдущих этапах урока.
Признаки отравления | Первая помощь | |
Вех ядовитый (цикута) | Боль в желудке, понос, тошнота, возникновение обморока, пена вокруг рта через 40 минут после употребления | 1.Если случилось отравление ядовитыми растениями, необходимо вызвать «Скорую помощь» (03) 2.До приезда «Скорой помощи» можно начать промывание желудка с использованием большого количества воды и добавлением противоядия — 1-2 ложек поваренной соли. 3.Можно дать отравившемуся таблетку активированного угля. Применение угля известно с давних пор. |
6.Блок контроля и оценивания полученных знаний.
Мы многое узнали на занятии об ядовитых растениях, и вы можете приступить к выполнению теста с выбором ответа. Свой ответ вы заносите в таблицу (для быстрой проверки используется кодированный ключ) На задание отводится три минуты.
ТЕСТ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА.
I. Какая пара растений похожа друг на друга листьями, стеблями,
цветами?
а) валериана и болиголов;
б) ландыш и волчье лыко;
в) дурман и вороний глаз.
2. Какое ядовитое растение может выполнить работу доктора?
а) белена;
б) ландыш майский;
в) вех ядовитый.
3. Название какого растения переводится как «красивая женщина»?
а) ландыш майский;
б) валериана;
в) беладонна.
4. Какое растение в народе называют «заячьими ушкаи»?
а) дурман;
б) ландыш майский;
в) жимолость.
5. Какое растение описано?
а) вороний глаз;
б) болиголов пятнистый;
в) белена
Привлекательное на вид растение, встречается в тенистых лесах, в зарослях оврагов. На одиноком прямом стебле четыре расположенных друг против друга листочка, а между ними одна иссиня — черная ягода, похожая на зоркий глаз большой птицы. Растение красивое, но очень ядовитое. Ни сте6ель, ни листья, а особенно ягоды нельзя есть человеку нельзя, а вот птицы без труда его поедают.
Обучающиеся ставят значок Х в клеточке таблицы в соответствии с выбранным ответом.
Ключ для проверки теста.
а | б | в | |
1 | Х |
|
|
2 |
| Х |
|
3 |
|
| Х |
4 |
| Х |
|
5 | Х |
|
|
7. Блок задания на дом (групповая форма работы).
Учитель. Домашняя работа по теме будет групповой и творческой.
1. Задание (исполнительское)
Всем группам вписать в таблицу еще 2-3 названия ядовитых растений, о которых узнали на уроках и внеклассном занятии, вспомнить и признак отравления ими. Найти описание и зарисовать их в тетради.
2. Задание (творческое)
Составь кроссворд на тему: «Ядовитые растения».
3. Задание (дополнительное, по интересу)
Каждая группа получает индивидуальное задание.
Задание 1 группе.
Работай по алгоритму.
Прочти текст:
Привлекательное на вид растение, встречается в тенистых лесах, в зарослях оврагов. На одиноком прямом стебле четыре расположенных друг против друга листочка, а между ними одна иссиня — черная ягода, похожая на зоркий глаз большой птицы. Растение красивое, но очень ядовитое. Ни сте6ель, ни листья, а особенно ягоды нельзя есть человеку нельзя, а вот птицы без труда его поедают.
Отгадай загадку:
Сивая латка,
Чёрная латка,
По березе скачет.
Рассмотри рисунок и сделай вывод: как называется это растение?
Задание второй группе.
Отравление 6елодонной или красавкой возникает уже через несколько минут и проявляется сильным бредом, спутанностью сознания, повышением температуры тела. Самым характерным признаком отравления является резкое расширение зрачков и связанное с этим расстройство зрения. Отсюда и получило растение свое имя.
В переводе БЕЛАДОННА — …женщина.
В старину испанские женщины закапывали в глаза сок этого растения, чтобы расширить зрачки. В таком виде женщина считала себя особенно красивой.
Придумай и вставь нужное слово в перевод слова 6еладонна.
8.Этап подведения итогов.
Учитель. Занятие закончено. Что мы узнали на нём?
Коллективно составляется схема — вывод.
Р А С Т Е Н И Я
Изучали — ЯДОВИТЫЕ
Главное – ПРИНОСЯТ ВРЕД И ОПАСНОСТЬ ЗДОРОВЬЮ;
ИНОГДА ПРИНОСЯТ ПОЛЬЗУ В ВИДЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ;
НЕСЪЕДОБНЫЕ;
ТРЕБУЮТ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ.
Учитель. Спасибо всем за активное участие в занятии. (Под звуки музыки ре6ята выходят из класса)
Приложение 1
Волчье лыко.
— Посмотри, красная смородина, — сказал Зайчишка Лисёнку и показал на маленький кустарник. — Давай нарвем!
— Что ты! — остановил его друг. — Разве это красная смородина?
— А что же тогда, по-твоему, это за ягоды?
— Самое настоящее волчье лыко. Этими ягодами можно отравиться!
— Отравиться?! — Зайка даже задрожал от испуга.
— Чего ты дрожишь? Если не будешь их есть, то с тобой ничего не случится! — успокоил его Лисенок. Заяц посмотрел на друга.
— Не думал, что эти ягоды ядовиты. Весной я видел, как волчье лыко было усыпано белыми и розовыми цветами. Они очень приятно пахли, будто в лесу цвела сирень.
— Опять ты ничего не знаешь, — Лисенок укоризненно покачал головой. — Долго вдыхать этот запах нельзя, от него кружится голова. — Я-то думал, что этот кустарник хороший, а он очень плохой, тряхнул ушами Зайка.- Побежали скорее к Бельчонку, расскажем ему про волчье лыко, а то вдруг и он захочет попробовать этих ягод.
Весной, когда пригревает тёплое солнышко и природа просыпается после зимнего сна, в тенистых лесах можно встретить небольшой кустарник. Сначала на нем появляются цветки, они распускаются раньше листьев. В это время тонкие ветви растения снизу доверху покрыты алыми цветками. Стоит кустик волчьего лыка, словно бантиками наряжен.
Волчье лыко.
Несколько невзрачных сероватых прутиков, растущих из земли, а на них … Удивительно, даже глазам не веришь… На них чудесные розовые цветки, почти такие, как у сирени. И ничего больше: ни листьев, ни даже цветоножек — цветки сидят прямо на веточках, словно приклеены. Наклонишься к загадочному растению и чувствуешь приятный аромат, такой, какой бывает не у всех духов.
Это — волчье лыко, маленький кустарник, который изредка встречается в наших лесах. Что и говорить, не очень-то привлекательное у него название. Это само растение- настоящее украшение весеннего леса. Зацветает оно уже в апреле, когда в лесу еще пусто, голо и мало радует глаз. А волчье лыко как приятный подарок, как приятный сюрприз …
Если вы попытаетесь сорвать веточку с цветками, то удивитесь еще больше: она хоть и кажется такой хрупкой, не ломается! Не случайно, выходит, у растения название: его кора прочна, как настоящее лыко. Только почему же «волчье лыко»? Да, потому, что ядовитое.
В коре, да и во всем растении, содержится смола, имеющая острый, жгучий вкус. Даже от соприкосновения с корой на руках могут появиться волдыри. Кора кусается, как волк.
Листья у волчьего лыка образуются к концу цветения. Они не6ольшие, удлинённые, сидят на верхушках веточек. А в середине лета появляются ярко-красные плоды. Заметны они и издалека, так и просятся в рот. Но нельзя!
ЯДОВИТЫ! Пять ягод могут быть смертельными для ребенка.
Приложение 2
А.С. Пушкин «АНЧАР»
В пустыне чахлой и скупой,
На почве зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой.
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мёртвую ветвей,
И корни ядом напоила.
Используемая литература.
1.Детская энциклопедия «Я познаю мир», М., Росмэн-Пресс, В. Антонов, М. Андреев, Л. Аксенова, и др. , 2006
2. Воротников, А.А. Универсальная энциклопедия школьника. … Биология и анатомия. Издательство: Минск: ТОО «Харвест»,1995 г.
3. В.Зотов «Лесная мозаика», М., Просвещение, 1993г.
4.С.А.Веретенникова Сборник «Травянистые растения леса», М.,: «Изобразительное искусство»,1973 г.
5. Журнал «Юный натуралист», подшивки прошлых лет
6. Журнал «Начальная школа», подшивки прошлых лет