Аманкарагайская средняя школа имени Н. Островского
Лабораторные работы по биологии
8 класс
(углубленное изучение)
Пособие для учителя и учащихся
Составитель – Мажара Е.Г.,
учитель биологии
Аманкарагай
Лабораторная работа № 1.
Тема: Проведение антропологических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела.
Цель: установить взаимосвязь изменений показателей физического развития
человека с возрастом.
Оборудование: сантиметровая лента, ростомер.
Ход работы.
1. Измерение роста
Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать
на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,
межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост
испытуемого и записывает полученный результат.
2. Измерение окружности грудной клетки
Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной
клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает
ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна
проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем
испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время
обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном
выдохе. Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинами
окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.
3. Определение массы тела
Измерение проводится с помощью медицинских весов.
4. Полученный результаты оформляются в следующей форме:
Ход наблюдения:
Рост | Окружность грудной клетки | Масса тела | |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
5. Сделайте вывод об изменении показателей физического развития
человека с возрастом.
Лабораторная работа № 2.
Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.
Цель: изучить строение клетки и тканей организма человека под микроскопом.
Оборудование: таблица «Строение клетки и органоидов», учебник.
Ход работы.
1
. Рассмотрите рисунок. Заполните соответствующие строки таблицы «Клетка»:
Название компонентов и органоидов клетки | Строение | Функции | |
| | | |
| | | |
2. Заполните таблицу:
Структурная система ядра
Строение | Функции | |
| | |
| | |
| | |
| | |
3. Сравните диаграммы распространения элементов в земной коре и их содержание в живых организмах. Почему наиболее распространенные в природе элементы, кроме кислорода, в живых организмах представлены в очень незначительном количестве (менее 0,1%)?
Р
аспространение элементов в земной коре (А) и в живых организмах (Б)
Цель: наблюдение за возникновением коленного рефлекса при механическом воздействии.
Оборудование: молоток из детского конструктора.
Ход работы:
Цель: познакомить учащихся с функциями мозжечка.
Оборудование: таблица «Строение головного мозга».
Ход работы:
Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.
Оценка результатов
В норме здоровый человек выполняет данное задание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.
Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается.
3. Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы.
Какую функцию мозжечка вы определили с помощью пальценосовой пробы?
Какую функцию мозжечка вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?
Почему, когда опьяневший человек пытается сделать один шаг, он нередко делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
Цель: познакомиться с безусловными рефлексами продолговатого, среднего и промежуточного мозга.
Оборудование: таблица «Строение головного мозга».
Ход работы
1. Продолговатый мозг
Черенком ложки экспериментатор прикасается к задней поверхности языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.
Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.
Испытуемый делает 2–3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается.
Ответьте на следующие вопросы.
Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
Какие еще функции этого отдела головного мозга вам знакомы?
2. Средний мозг
Экспериментатор предлагает испытуемым задания (например, прочитать небольшой текст). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. В этот момент большинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука (ориентировочный рефлекс).
Испытуемый смотрит на зажженную лампу. Виден один источник света. Теперь он осторожно надавливает на одно из глазных яблок и вновь смотрит на источник света. Предмет начинает двоиться, видны две лампочки. Это произошло оттого, что была нарушена правильная установка глаза, контролируемая средним мозгом.
Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.
Ответьте на следующие вопросы.
Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?
Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах двери чаще всего открываются наружу – с какой функцией среднего мозга это связано?
3. Промежуточный мозг
Экспериментатор предлагает испытуемым заниматься своими делами. А затем неожиданно дает громкую команду: «Замри!». Испытуемые замирают в разных позах (поздний рефлекс промежуточного мозга).
4. Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы:
Каковы рефлексы, центры которых находятся в промежуточном мозге, гипоталамусе?
Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?
Цель: определить остроту зрения с помощью опытов.
Оборудование: рамки размером 15х20 см. с хорошо натянутой марлей, набор предметов разного цвета.
Ход работы:
Разбиться в парах. Один ученик помещает перед глазами на расстоянии 29 см. рамку с натянутой марлей, за которой на расстоянии 50 см. другой ученик помещает страницу учебника. Первый ученик по команде фиксирует взгляд то на нитках марли, то на тексте. Опыт повторяется несколько раз. В результате учащиеся убеждаются в том, что нельзя видеть одновременно буквы и рисунок марли.
Один ученик садится на стул и смотрит прямо перед собой. Другой ученик поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Предмет показывают в движении и короткое время. Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросами: Какой предмет был показан? Какого цвета?
Сделайте выводы.
Цель: определить остроту слуха опытным путем.
Оборудование: таблица «Строение органов слуха», сантиметровая лента.
Ход работы:
Рассмотрите рисунок и таблицу «Строение органов слуха.
Разбейтесь по парам. Один ученик на расстоянии 10 см. читает текст из учебника тихим голосом, затем расстояние увеличивается и фиксируется в тетради то расстояние, на котором учащийся перестает слышать. Затем меняются местами.
учитель включает музыкальный проигрыватель и изменяет силу звука. Определяется высота воспринимаемого звука.
Сделайте выводы.
Лабораторная работа № 8.
Тема: Изучение свойств декальцинированной и прокаленной костей.
Цель: определить различие декальцинированной и прокаленной костей.
Ход работы:
Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли ли вы ее растянуть?
Что происходит при попытке согнуть прокаленную кость? Какими свойствами она обладает?
Можно ли растянуть кость, находящуюся в соляной кислоте? Какими свойствами обладает эта кость?
Вывод: Чем различаются декальцинированная и прокаленная кости?
Цель: научиться оказывать первую помощь при травмах.
Оборудование: шины, бинт, марлевые салфетки, косынка.
Ход работы:
Цель: определить местоположение костей и мышц.
Оборудование: таблицы, рисунки.
Ход работы:
1. Рассмотрите схемы костной и мышечной систем.
2. Заполните таблицу
3. Сделайте выводы, тветив на следующие вопросы.
Что обеспечивает определенную форму тела?
Каким образом фиксируются мышцы?
Почему возможно движение отдельных частей тела друг относительно друга?
Какие мышцы сгибают и разгибают кисть человека?
Где находятся мышцы, сгибающие пальцы?
Какая мышца поднимает пятку?
В каком движении участвует дельтовидная мышца?
Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе?
Какие мышцы позволяют поддерживать вертикальное положение тела?
Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
Ход работы:
1. Измерение роста
Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.
2. Измерение окружности грудной клетки
Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.
Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинами окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.
3. Определение массы тела
Измерение проводится с помощью медицинских весов.
Примечание: Исследование должно быть проведено не менее чем на 5 испытуемых различных возрастов (дошкольник, школьник, взрослый человек).
Полученный результаты оформляются в следующей форме:
Рост | Окружность грудной клетки | Масса тела | |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4. Сделайте вывод об изменении показателей физического развития человека с возрастом.
Цель: сравнить строение клеток крови человека и лягушки.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови лягушки и человека.
Ход работы:
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты и зарисуйте их.
Рассмотрите микропрепарат крови лягушки. Зарисуйте эритроциты крови лягушки.
Найдите отличия между эритроцитами человека и лягушки.
Ответьте на вопрос: Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Сделайте вывод о различии в строении крови человека и лягушки, используя данные таблицы:
Цель: научиться отличать виды иммунитета.
Оборудование: учебник, рисунки.
Ход работы:
1. Письменно ответьте на следующие вопросы:
Что такое иммунитет, какие бывают виды иммунитета?
Какие клетки в организме отвечают за иммунные реакции?
Чем отличается иммунитет у детей?
Что такое иммунизация и для чего она проводится?
2.Заполните таблицу:
Виды иммунитета
Врожденный | Приобретенный | |
Функция |
|
|
Действие |
|
|
Пути формирования |
|
|
3.Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 14.
Тема: Внешнее и внутреннее строение сердца.
Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения сердца.
Оборудование: таблица, рисунки.
Ход работы.
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: Где располагается сердце
и какое строение имеет система кровообращения?
2. Рассмотрите рисунок. Зарисуйте внутреннее строение сердца ( рис. 80)
и обозначьте структурные компоненты:
3. Сделайте вывод, ответив на вопрос: Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?
Лабораторная работа № 15
Тема: Самонаблюдения. Функциональные пробы.
Цель: познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца.
Оборудование: секундомер.
Ход работы:
1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за
10 с и среднее значение умножьте на 6.
2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 с.
3. Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с. (При замерах 20 с отсчитывается от конца предшествующего измерения.)
4. Свои результаты оформите в виде таблицы, приведенной ниже. В ней даны примерные величины, которые могут не совпадать с вашими.
Динамика восстановления ЧСС в секундах после работы (20 приседаний) | ||||||||||
за 10 с | среднее за 10 с | за 1 мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 | (13+11+12+12):4=12 | 12*16=72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
в мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Сделайте вывод.
Примечание: Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину — результаты средние, а если больше чем наполовину — результаты неудовлетворительные.
Оценка результатов
Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.
Лабораторная работа № 16
Тема: Измерение артериального давления до и после дозированной нагрузки.
Цель: научиться измерять артериальное давление.
Оборудование: тонометр.
Ход работы:
1. Измерьте артериальное давление с помощью тонометра. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.
2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.
Артериальное (АД):
АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42
Пульсовое (ПД):
ПД = АДсист. — АДдиаст.
Среднее артериальное (АДср):
Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст.
Оценка результатов
Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.
3. Сделайте вывод, письменно ответив на вопросы:
Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление?
В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?
Задание:
Впервые сердце человека было оживлено спустя 20 ч после смерти пациента в 1902 г. русским ученым Алексеем Александровичем Кулябко (1866-1930). Ученый направил питательный раствор, обогащенный кислородом и содержащий адреналин, в сердце через аорту.
Мог ли раствор попасть в левый желудочек?
2) Куда он мог проникнуть, если известно, что вход в венечную артерию находится в стенке аорты и во время выброса крови прикрывается полулунными клапанами?
3) Почему помимо питательных веществ и кислорода в раствор был включен адреналин?
4) Какая особенность сердечной мышцы позволила оживить сердце вне организма?
Цель: научиться распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Оборудование: бинт, жгут, салфетки.
Ход работы:
1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками,
цвет крови — алый. Окажите первую помощь и объясните, что это за кровотечение.
2.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. Окажите первую помощь. Объясните.
3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Окажите первую помощь. Объясните.
4. Сделайте вывод.
Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.
Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).
Ход работы:
1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.
Оценка результатов
4. Оцените полученные результаты с помощью таблицы
5. Сделайте вывод.
Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.
Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.
Ход работы:
1. Смочите ватную палочку слюной и напишите букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2–3 мин., а затем опустите в раствор йода.
3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.
4. Сделайте вывод о том, что произошло и почему.
Лабораторная работа № 20.
Тема: Составление пищевого рациона подростка.
Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион для подростков.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.
Ход работы:
При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:
– калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей — возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 — 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.
При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.
1. Составьте суточный пищевой рацион подростка 15-16 лет
2. Результат расчетов занесите в таблицу.
3. Сделайте выводы: — о калорийности пищевого рациона, об оптимальности пищевого рациона, о выполнении суточных норм в потреблении питательных веществ.
Состав суточного пищевого рациона
Название блюда | Продукты необходимые для его приготовления | Масса, г | Содержание во взятом количестве продукта, г | Калорийность, ккал. | |||
Белки, | Жиры | Углеводы | |||||
1-й завтрак |
|
|
|
|
|
|
|
2-й завтрак |
|
|
|
|
|
|
|
Обед |
|
|
|
|
|
|
|
Ужин |
|
|
|
|
|
|
|
Общие выводы:
Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.
При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.
Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.
Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке
Q =2,09(0,2 x ЧСС–11,3)кДж/мин
Пример. Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:
Q =2,09 (0,2 x 120 — 11,3) = 2,09 (24 — 11,3) = 26,5 кДж/мин.
Ответ: за 30 мин израсходовано 795 кДж.
Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.
На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.
Состав пищевых продуктов и их калорийность
Белки | Жиры | Углеводы | Калорийность на 100г. продукта, ккал. | |
в процентах | ||||
Гречневая крупа | 12,5 | 2,5 | 67,4 | 351,5 |
Манная крупа | 11,2 | 0,8 | 73,3 | 354,6 |
Рис | 7, | 1,0 | 75,8 | 352,0 |
Макароны | 11,0 | 0,9 | 74,2 | 358,4 |
Фасоль | 23,2 | 2,1 | 53,8 | 355,7 |
Хлеб ржаной | 6,9 | 0,9 | 42,9 | 222,6 |
Хлеб пшеничный | 8,1 | 0,9 | 47,0 | 234,6 |
Картофель | 2,0 | — | 20,0 | 90,2 |
Морковь | 1,3 | — | 8,7 | 41,0 |
Свекла | 1,5 | — | 10,4 | 48,6 |
Капуста свежая | 1,8 | — | 5,3 | 29,1 |
Капуста квашеная | 1,0 | — | 2,1 | 12,6 |
Лук зеленый | 1,3 | — | 4,4 | 23,3 |
Арбузы | 0,6 | — | 9,0 | 39,37 |
Дыни | 0,7 | — | 11,3 | 49,8 |
Огурцы свежие | 1,0 | — | 2,4 | 13,8 |
Огурцы соленые | 0,5 | — | 1,2 | 6,92 |
Помидоры | 1,0 | — | 3,8 | 19,5 |
Апельсины | 0,9 | — | 9,1 | 41,05 |
Виноград | 0,7 | — | 16,2 | 69,4 |
Лимоны | 0,6 | — | 10,3 | 44,6 |
Мандарины | 0,9 | — | 10,0 | 44,6 |
Яблоки | 0,5 | — | 11,2 | 47,9 |
Сахар-рафинад | — | — | 99,9 | 41,7 |
Шоколад | 6,3 | 37,2 | 53,2 | 59,7 |
Какао | 23,6 | 20,2 | 40,2 | 450,3 |
Масло подсолнечное | — | 99,8 | — | 930,3 |
Масло сливочное | 0,5 | 83,5 | 0,5 | 782,3 |
Кефир | 3,5 | 3,5 | 4,3 | 64,4 |
Сметана | 3,0 | 30,0 | 2,5 | 302,1 |
Творожная масса | 12,5 | 16,0 | 15,0 | 262,05 |
Творог жирный | 15,0 | 18,0 | 1,0 | 233,4 |
Мороженое сливочное | 4,0 | 10,0 | 17,0 | 179,4 |
Сыр | 22,5 | 25,0 | 3,5 | 339,8 |
Мясо говяжье | 20,0 | 10,7 | — | 181,8 |
Мясо баранье | 19,0 | 5,9 | — | 132,9 |
Мясо, свинина нежирная | 23,5 | 10,0 | — | 189,7 |
Гусь | 16,5 | 29,0 | — | 338,1 |
Курица | 20,0 | 5,0 | — | 128,6 |
Колбаса любительская | 13,7 | 27,9 | — | 316,2 |
Сосиски | 12,4 | 19,4 | 0,4 | 233,4 |
Яйца | 12,5 | 12,0 | 0,5 | 165,1 |
Сало | 2,0 | 91,0 | — | 856,3 |
Лещ | 16,8 | 7,6 | 1,0 | 139,8 |
Судак | 19,0 | 0,8 | 1,3 | 85,4 |
Треска | 17,6 | 0,4 | 1,2 | 75,8 |
Икра красная | 31,6 | 13,8 | 7,7 | 258,4 |
Сельдь | 19,7 | 24,5 | 12,4 | 308,8 |
Икра баклажанная | 1,7 | 13,0 | 7,5 | 158,9 |
Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | |
3-4 | 50-60 | 60-70 | 150-200 |
5-7 | 65-70 | 75-80 | 250-300 |
8-11 | 75-95 | 80-95 | 350-400 |
12-14 | 90-110 | 90-110 | 400-500 |
15-16 | 100-120 | 90-110 | 450-500 |
Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (ккал)
Всего из расчета на среднюю массу тела | |
3-4 | 1603 – 1804 |
5-7 | 1804 – 2305 |
8-11 | 2355 – 2906 |
12-14 | 2806 –3307 |
15-16 | 3207 — 3508 |
Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения почки человека.
Оборудование: учебник, таблица «Строение органов выделения, микропрепарат, микроскоп.
Ход работы:
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат почки.
Используя материал учебника заполните таблицы:
Выделительная система.
Строение | Функции | |
Почки |
|
|
Мочеточники |
|
|
Мочевой пузырь |
|
|
Мочеиспускательный канал |
|
|
Этапы мочеобразования
Где происходит | Компоненты | Функции | |
Фильтрация |
|
|
|
Реабсорбция |
|
|
|
Секреция |
|
|
|
Сделайте вывод.
Цель: сравнить строение тыльной и ладонной стороны кисти.
Оборудование: рисунки.
Ход работы:
Рассмотрите тыльную и ладонную сторону кисти.
Сравните кожу на тыльной и ладонной стороне.
Рассмотрите расположение складок кожи, рисунки.
Сделайте вывод об особенностях тыльной и ладонной стороны кисти.
13