Чеснокова О.В., учитель биологии, первая квалификационная категория.
Обобщающий урок по теме: «Покрытосеменные растения и их значение в сельском хозяйстве».
Цель урока: повторить и обобщить знания, учащихся по темам: «Покрытосеменные растения. Сельскохозяйственные растения», учить умению применять знания в практической жизни, прививать у учащихся интерес к биологии, бережное и ответственное отношение к растениям.
Ход урока.
Вступление учителя.
Сегодня ребята мы обобщим знания по цветковым растениям, значению их в сельском хозяйстве.
Урок будет не совсем обычный. Мы с Вами поиграем, будем отгадывать загадки, поучаствуем в аукционе. Всё это должно помочь вам закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Соревноваться будем командами (рядами). Учет будем вести на доске. За правильный ответ- 2 очка, за неправильный – 1 очко. Для ответа нужно поднимать руку, ответы с места не учитываются. (Жюри состоит из присутствующих учителей , если урок открытый), но можно обойтись и без жюри. Если жюри есть, то оно выявляет по 3 лучших знатока изученного материала от каждой команды.
Начнём урок с более лёгкого задания. Будем отгадывать загадки. (поочерёдно каждой команде; если не отвечает одна команда, может ответить другая).
При ответах нужно указывать название растения и к какому семейству оно относится.
Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок, белые реснички.
(Ромашки, семейство сложноцветных)
На сучках сидят шары, посинели от жары.
(Слива, семейство розоцветных).
Как зовут меня, скажи- Скромный полевой цветок
Часто прячусь я во ржи. Синеглазый ….
(Василёк, семейство сложноцветных).
Любит он расти на воле, не в саду, а в чистом поле,
Целой зарослью дремучей, он усатый и ползучий.
Спрятал ядрышки в стручке-саблевидном кулачке.
Не раскусишь коль засох, называется ….
(Горох, семейство бобовых).
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг
Пики зелёные выставил ….
(Лук, семейство лилейные).
Он круглый и красный
Как глаз светофора
Среди овощей нет сочней ….
(Помидора, семейство паслёновых).
Растёт в поле решето,
Чёрных зернышек полно.
(Подсолнух, семейство сложноцветных)
Сто одёжек и все без застёжек.
(Капуста семейство Крестоцветных).
Вот так диковинка, на ветке морковинка!
Висит, краснеется-на солнце греется.
(Перец, семейство Паслёновых).
Одёжкой сер, да телом бел.
(Рис, семейство злаковых).
А теперь поиграем. Игра называется «Кто определит раньше».
От каждой команды нужно по 5 штук гербарных растений изученных семейств, 2 листа бумаги, 2 карандаша. Вы должны определить все растения в списке по очереди.
Первый участник определяет растение (любое из стопки), записывает его название и семейство, к которому оно относится и откладывает это растение в сторону и т.д. Кто раньше определит все растения, тот и выиграл. Если всё определено верно – 10очков.
Следующая игра называется «Кто больше».
Капитаны команд подходят к столу и вытягивают карточку с названием семейства, представителей которого нужно будет перечислять всей команде.
Проводим игру дважды. Делаю 4 карточки (например, I тур- Семейство сложноцветных и семейство Розоцветных, II тур- Семейство злаковых и семейство лилейных). Побеждает та команда, которая больше назовёт видов растений данного семейства. Оценка 2+2 балла.
Ещё одна игра «Знаешь ли ты местную флору»
Из списка растений нужно исключить те, которые в нашей местности не произрастают, почему, к какому семейству они относятся.
II команда | |||
1 | Ромашка аптечная | 1 | Подсолнух |
2 | Горох | 2 | Бобы |
3 | Лук | 3 | Чеснок |
4 | Брусника | 4 | Персик |
5 | Черёмуха | 5 | Рябина |
6 | Малина | 6 | Смородина |
7 | Мята | 7 | Зверобой |
8 | Земляника лесная | 8 | Земляника садовая |
9 | Слива | 9 | Калина |
10 | Рис | 10 | Клюква |
Ребята записывают название растений в тетрадь, а затем отвечают на задание.
И последняя игра «Аукцион»
Этот конкурс индивидуальный. Но победит та команда, у которой больше окажется предметов. Эти предметы и есть то, что мы будем продавать с аукциона. Но продавать не за деньги, а за знания. Я показываю предмет, а вы должны рассказать всё, что вы знаете об этом предмете (как называется, к какому семейству относится, какое значение имеет, где применяется и т.д.). Последний правильный ответ и предмет ваш.
Что можно взять для аукциона: льняная салфетка или хлопчатобумажный платок, яблоко, груша, апельсин и др. фрукты ,или разнообразные овощи (свекла, морковь, лук, чеснок и т.д.), соевые конфеты, любые карамельки, открытки с изображением какого-то растения и многое другое.
Подведение итогов урока.
Команде победительнице вручается награда (это могут быть яблоки, морковь, варенье, компот и т.п.). Но они получают награду, если называют название растения и семейство.
6 учащихся (по 3 от каждой команды) — лучшие знатоки получают оценки «5», остальным учитель выставляет оценки по своему усмотрению.