Открытый урок по биологии для учащихся 7 класса «Внешнее и внутреннее строение птиц»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо – Казахстанская область

район имени Габита Мусрепова

КГУ «Кокалажарская средняя школа»











Открытый урок по биологии

для учащихся 7 класса

«Внешнее и внутреннее строение птиц»












Подготовила и провела

Учитель биологии

Емельянова О.М.











2013 – 2014 год


Тема урока: Внешнее и внутреннее строение птиц.

Цель урока: найти приспособления птиц к полету

Задачи урока: I. Образовательные:

1. Углубить и расширить знания о птицах строении.

2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.

3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

II. Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познанию нового.

2. Воспитание культуры труда.

III. Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, умение выделять главное, формировать причинно – следственные связи.

2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.

3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесные (рассказ, беседа), словесно-наглядные (презентация, просмотр видеофрагментов), словесно-наглядно-практические («лови ошибку», работа с текстом)

Средства наглядности: презентация, видеофрагменты

Компетенции:

1) познавательные

2) учебные

Используемые технологии: ИКТ, личностно- ориентированное обучение, интерактивная технолог

Ход урока:

I. Организационный этап

На нашей планете живут

Чудесные созданья.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Тема урока: Класс птицы. Внешнее и внутреннее строение

I I. Актуализация знаний.

Просмотр видеофрагмента «полет птиц»

Почему птицы летают?

  • наличие перьев ( легких и прочных)

  • обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения

  • наличие хвоста, служащего птице рулём

  • образование цевки, как посадочного устройства

  • лёгкий скелет ( наличие в костях воздухоносных путей)

I I I. Изучение нового материала.

1) Общая характеристика птиц.

Просмотр видеофрагмента «внешнее строение птиц»

Работа на листах.

Орнитология – наука о птицах

9000 видов

В Казахстане 500 видов

Высокоорганизованные

Теплокровные. Температура тела +40-44 0 С

Перьевой покров

Передние конечности – крылья

Приспособлены к полету

2) Внешнее строение птиц.

Отделы тела: голова, шея, туловище, хвост, 2 пары конечностей

Органы, располагающиеся на голове: клюв, ноздри, глаза, ушные отверстия

Подвижность шеи

3) Покровы тела

Кожа сухая, тонкая. Развита только копчиковая железа

Роговые образования: клюв, цевка, когти, перья

Виды перьев по строению — контурные и пуховые

Строение перьев (работа с раздаточным материалом). Изобретения замка-молнии Джадсон

Виды контурных перьев – маховые, рулевые, покровные

4) Скелет и мышцы птиц

Особенности, связанные с полетом: кости легкие, многие кости срослись (череп, позвонки, ключицы, цевка, кисть)

На ногах 4 пальца (3+1)

На крыльях 3 пальца

Грудина имеет выступ — киль

Поднимают крылья подключичные мышцы, опускают грудные

5) Кровеносная система: 4-камерное сердце, 2 круга кровообращения

Просмотр видеофрагмента «внутреннее строение птиц» и флеш-анимации «кровообращение у птиц»

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, заканчивается в левом предсердии

Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии

6) Пищеварительная система

Нет зубов, есть зоб (расширение пищевода), в желудке 2 отдела (железистый и мускульный), есть клоака, быстрое пищеварение

Просмотр видеофрагмента «питание птиц»

7) Нервная система: головной мозг разделен на 2 полушария, есть кора, мозжечок с извилинами, развит средний мозг. Сложное поведение

Органы чувств: крупные зоркие глаза, хороший слух. Слабо развиты обоняние, осязание и вкус

8) Дыхательная система: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие, воздушные мешки (дыхание, уменьшают вес, защищают от перегрева). Двойное дыхание (газообмен на вдохе и на выдохе)

9) Выделительная система: почки, мочеточники (нет мочевого пузыря)

10) Размножение: внутреннее оплодотворение, откладывают и насиживают яйца

Просмотр видеофрагментов «строение яйца» и «типы птенцов»

Строение яйца

Часть яйца

Значение

Зародышевый диск

Будущий птенец

Желток


Белок


Скорлупа


Подскорлуповая оболочка


Надскорлуповая оболочка


Воздушная камера


Халазы (канатики)




Типы птенцов: птенцовые, выводковые

Типы птенцов

Тип птенца

Строение

Виды птиц

Выводковые





Птенцовые (гнездовые)







11) Происхождение. Произошли от древних пресмыкающихся. Археоптерикс – первая птица

IV. Закрепление знаний.

«Лови ошибку»

Наука о птицах – ихтиология

В Казахстане 9000 видов птиц

У птиц температура тела зависит от температуры окружающей среды

Опахало контурных перьев состоит из бородок и бородочек

У птиц шея поворачивается на 90 градусов

Поднимают крылья грудные мышцы

Киль – это вырост ребра

Желудок птиц 2-камерный

У птиц газообмен происходит в воздушных мешках

У птиц двойное дыхание

Сердце птиц 3-камерное

Большой круг кровообращения начинается в правом желудочке

У птиц нет мочевого пузыря

У птиц мозжечок развит хуже, чем у пресмыкающихся

Птицы произошли от млекопитающих

V. Оценочно-рефлексивный этап.

Приспособления птиц к полету. Работа на доске. Добавление

Подведение итогов

VI. Домашнее задание.

Параграф 51

Творческое задание 1) написать название птиц на все буквы алфавита

2) найти загадки о птицах

3) написать сочинение о полете птицы от имени птицы










Самоанализ урока по биологии

Урок проходил в 7 классе при изучении курса зоологии.

Изучаемый раздел « Тип Хордовые или позвоночные животные ».

К моменту проведения урока учащиеся владеют первичными знаниями о строении рыб, пресмыкающихся, земноводных.

Характеристика класса

В классе 6 учащихся, 2 из них имеют хорошие оценки по многим предметам. Анализ результатов исследования сфер учебной деятельности учащихся 7 класса показывает:

1) достаточный уровень любознательности учащихся к предметам математического цикла, биологии и др.;

2) достаточно сформированными являются навыки мыслительной деятельности;

3) на недостаточно высоком уровне у учащихся развито умение работать с учебниками и дополнительной литературой.

Исследование самооценки школьников «Умение учиться» показало, что большинство учащихся 7 класса испытывают интерес к учебе в связи с желанием получения знаний, их привлекает общение со сверстниками и учителями. У школьников этого класса развиты такие общеучебные умения, как вести конспект, готовить реферат, кратко излагать текст, творчески решать не сложные практические задания. 25% учащихся владеют умением определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Психологические исследования показали, что большинство учащихся класса всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя, не отвлекаются на уроке, ошибок по невнимательности практически не делают.

Исследования ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:

— мотивы общения – 100%;

— познавательные мотивы – 70 %;

— социальные мотивы – 70%.

Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем предметам.

Высокий уровень интереса к урокам биологии проявляет 75% учащихся, средний уровень – 10%.

Полное эмоциональное восприятие предмета проявляет 70% учащихся.

Полное эмоциональное принятие педагога – 90%.

Изучение общей тревожности в школе показало, что дети чувствуют себя в коллективе учителей и учащихся комфортно, спокойно, благоприятно действует на учащихся теплая атмосфера взаимоотношений в школе.

Профилактика переутомления, снятия психических напряжений и кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Тема урока: Внешнее и внутреннее строение птиц.

Цель урока: найти приспособления птиц к полету

Задачи урока: I. Образовательные:

1. Углубить и расширить знания о птицах строении.

2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.

3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

II. Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познанию нового.

2. Воспитание культуры труда.

III. Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, умение выделять главное, формировать причинно – следственные связи.

2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.

3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесные (рассказ, беседа), словесно-наглядные (презентация, просмотр видеофрагментов), словесно-наглядно-практические («лови ошибку», работа с текстом)

Средства наглядности: презентация, видеофрагменты

Компетенции:

1) познавательные

2) учебные

Используемые технологии: ИКТ, личностно- ориентированное обучение, интерактивная технолог

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная.

Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ, оценка-коррекция-рефлексия.

Тип и форма проведения урока были выбраны с учетом целей, задач, места урока в разделе «Тип Хордовые или позвоночные животные», особенностями учащихся данной возрастной группы.

Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и послепроизвольного внимания учащихся использовала смену форм (индивидуальная, групповая; фронтальная, самостоятельная) и видов деятельности (моделирование, наблюдение и анализ). Своевременное переключение внимания и использование динамической паузы позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением.

На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность фантазировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.

Для рационализации и повышения эффективности урока контролировалось время, затраченное на определенный этап работы, планировалась деятельность в соответствии со значимостью темы. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), оформление стендов кабинета позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы.

Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвалы, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося, положительные характеристики его работы.

Работоспособность учащихся на уроке хорошая, каждый работал в меру своих способностей, царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты, учащиеся правильно и осознанно выполняли задания, удалось избежать переутомления, развить мотивацию учения, навыки поисковой работы, самореализоваться каждому ученику. На детей урок оказал глубокое эмоциональное воздействие.




Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ для 4 класса «ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ СЛУЧИЛСЯ ПОЖАР»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: