Тематическое планирование занятий школьного научного эколого-биологического общества «Росток»

Утверждаю Проверил

Директор ГБОУ ООШ №11 Зам. директора по ВР

С.И. Стрижко ___________ О.В. Лентина ____________

«_____» _______________ 2011г «______» ______________2011г.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Руководителя научного эколого- биологического общества «Росток»

ПОПОВОЙ О.И.


ГБОУ ООШ №11

г.о. Новокуйбышевск

на 2011– 2012уч.год


Название программы: Программа учебных занятий школьного научного эколого-биологического общества «Росток»


Продолжительность освоения программы: 1 учебный год


Возрастной диапазон начала освоения программы: 15-16 лет


Образовательная область: эколого-биологическая


Уровень освоения программы: углубленный


Тип программы: ориентационная


Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации


Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная


Количество часов в неделю: 2 часа

 

Пояснительная записка

 

При изучении школьных естественнонаучных дисциплин необходим экологический подход. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды и перспективах развития цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.

Современные вопросы экологии и охраны окружающей среды рассматриваются на примере Самарской области, и, где это необходимо, на примере краеведческого материала – применительно к г. Новокуйбышевску.

Занятия в школьном биологическом обществе дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.

Материалы, полученные в процессе занятий общества помогут учащимся 9-11 классов лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и географии.

Программа занятий школьного экологического общества рассчитана на 1 год из расчета трех занятий (3 академических часа) в учебную неделю. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения предложенных тем.

 


Структура программы

 

Часть I (вводная). Содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки; знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты: экология как предмет, экология как широчайшая синтетическая наука, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда окружающая среда и современное общество.

Часть II. Рассматривается абиотический аспект взаимодействия организмов с окружающей средой. Основные компоненты: периодичность температурного фактора; жизненные формы растений в зависимости от температурного фактора, адаптации; солнечный свет и его составляющие; экологические характеристики света; группы растений по их отношению к свету, фотопериодизм; вода (свойства и классификация организмов по отношению к воде); экологические свойства атмосферного воздуха и их значение для организмов; свойства почв и их роль в жизнедеятельности организмов; фитоиндикация почв; почва — среда жизни; взаимодействие экофакторов; формы биотических отношений; наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов; понятие «биосфера», «биомасса», «энергетика биосферы»; водная среда и ее биота; автотрофное звено сухопутных местообитаний; круговорот воды и ее баланс; химические элементы в биосфере; биогенная миграция и круговорот химических элементов.

Часть III. Основные компоненты: термин «природные ресурсы»; водные ресурсы планеты, России, родного края; хозяйственное водопользование; ресурсная база Мирового океана; биологические ресурсы суши; почвенные ресурсы России и родного края; ресурсы сырья и энергии; рациональное и нерациональное природопользование.

Часть IV. Основные компоненты: разнообразие заповедных объектов; понятия — биосферный заповедник, национальный парк, заказники, зоны покоя, буферные зоны, памятники природы, уникальные ландшафты, искусственные природные объекты; «красные» книги — основные принципы и положения.

Часть V. Основные компоненты: геомагнитное поле; космическое излучение; ионизирующее излучение; земная радиоактивность; землетрясения; вулканическая деятельность; цунами; ураганы и смерчи; наводнения; засуха.

Часть VI. Основные компоненты: демография как наука; демографические проблемы и возможности биосферы; прогнозы и перспективы; демографическая ситуация и продовольственная проблема; пути решения продовольственной проблемы; основы знаний о антропогенном загрязнении биосферы; атмосфера: смог и кислотные осадки; гидросфера: органическое и неорганическое загрязнение, pH воды; почвы: загрязнение ТМ, нитраты и пестициды как загрязняющий фактор; радиоактивное загрязнение биосферы; тепловое загрязнение оболочек Земли; шум как загрязнитель среды обитания; электромагнитное воздействие на биосферу; война — губительный для биосферы фактор; международная деятельность по охране окружающей среды и природоохранительного просвещения.









Календарно- тематическое планирование занятий для старшей группы

Календарный

срок

Тема занятий

Количество

часов

Экскурсии,

Конференции

И др.

Использование ПК,

Интернета

1-я неделя

Экология: основные понятия и предмет исследования

1. Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук.



ПК


2.Экология и управление природными ресурсами.




2-я неделя

3. Будущее экологии.



Интернет


4. Термины и понятия в экологии.




3-я неделя

5. Количественные и качественные показатели в экологии.



Интернет


6. Практическая работа. Изучение влияния оксида серы (IV) на растения.



ПК

4-я неделя

7-8 Практическая работа. Основы биоиндикации на основе липы.

2

Улицы города

ПК

5-я неделя

Среда и условия существования организмов. Биосфера

9. Среда и экологические факторы абиотического типа.





10. Температура и солнечный свет.




6-я неделя

11. Вода (свойства и классификация организмов в зависимости от потребностей в воде)





12. Формы биотических отношений.



ПК

7-я неделя

13. Наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов.



Интернет


Воздействие человека на биосферу и охрана природы.

14.Демографические проблемы и возможности биосферы.



ПК

8-я неделя

15. Демографические прогнозы и перспективы.



Интернет


16. Народонаселение и продовольственная проблема.



ПК

9-я неделя

17. Антропогенное загрязнение атмосферы. Смог. Кислотные дожди.



ПК


18. Загрязнение гидросферы. Кислотность воды.



Интернет

10-я неделя

19.Практическая работа. Методика отбора проб снега и определение кислотности снежного покрова.





20. Загрязнение почв. Нитраты. Пестициды. Кислотность.


Экскурсия в зоопарк г. Самара



Первый триместр

20




Второй триместр

22



11-я неделя

21. Практическая работа. Кислотность различных сред и растворов.





22. Практическая работа. Методики исследования содержания тяжелых металлов в продуктах питания.



интернет

12-я неделя

23. Практическая работа. Исследование пищевой металлической упаковки на избыток свинца.





24. Радиоактивное загрязнение планеты.




13-я неделя

25. Практическая работа. Наблюдение за прозрачностью атмосферы в различное время суток.





26. Радиоактивное загрязнение России.




14-я неделя

27. Тепловое загрязнение.





28. Практическая работа. Демонстрация способности СО поглощать ИФ- излучение (парниковый эффект)



ПК, интернет

15-я неделя

29-30. Антропогенное загрязнение оболочек Земли на примерах родного края.

2

Встреча со специалистами


16-я неделя

31.Практическая работа. Влияние коррозии металлов на загрязнение окружающей природы.



ПК


32. Шум как загрязнитель окружающей нас природы.



Интернет

17-я неделя

33.Воздействие на человека электромагнитных излучений.





34. Практическая работа. Методики контроля за радиоактивным фоном в помещении.




18-я неделя

35-36.Практическая работа. Исследование радиационного фона различных ландшафтов.




19-я неделя

37. Главные принципы охраны природы Самарской области.





38. Война – губительный для биосферы фактор.




20-я неделя

39. Международная деятельность по охране окружающей среды.





40. Для чего нам генофонд животных и растений?




21-я неделя

41. Практическая работа. Изучение микроклимата школьного помещения.



ПК


42. Практическая работа. Оценка микроклимата жилой комнаты.



ПК


Второй триместр

22




Третий триместр

26


ПК

22-я неделя

43. Хозяйственное водопользование.



ПК


44. Хозяйственное водопользование в г.о. Новокуйбышевск. Итоги соц. опроса.



ПК

23-я неделя

45. Ресурсы суши.





46.. Биологические ресурсы России.




24-я неделя

47- 48. Биологические ресурсы Самарской области.




25-я неделя

49. Почвенные ресурсы России.





50. Почвенные ресурсы Самарской области.




26-я неделя

51-52. Ресурсы сырья и энергии.



ПК

27-я неделя

Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты.

53. Заповедники: критерии и характеристика.



ПК


54..Заповедники России.



ПК, интернет

28-я неделя

55. Заповедники Самарской области.


Ботанический сад , Самарская лука

ПК


56. Заказники: критерии и характеристика



Интернет

29-я неделя

57. Заказники на территории России.





58. Заочное путешествие по заповедникам России.




30-я неделя

59.Заочное путешествие по заповедникам Самарской области.





60. Природные уникумы Самарской области.




31-я неделя

61-62. Особо охраняемые территории Самарской области.




32-я неделя

63 — 65. Экскурсии в природу.

3



33-я неделя

66 – 68. Работа на пришкольном участке школы.

3




Третий триместр

26




Всего

68



Свежие документы:  Исследовательский проект по теме: «Электричество в растениях»






















Утверждаю Проверил

Директор ГБОУ СОШ №11 Зам. директора по ВР

С.И. Стрижко ___________ О.В. Лентина ____________

«_____» _______________ 2011г «______» ______________2011г.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Руководителя научного эколого- биологического общества «Росток»

ПОПОВОЙ О.И.


ГБОУ ООШ №11

г.о. Новокуйбышевск

на 2011– 2012уч.год


Название программы: Программа учебных занятий школьного научного эколого-биологического общества «Росток»


Продолжительность освоения программы: 1 учебный год


Возрастной диапазон начала освоения программы: 13-14 лет


Образовательная область: эколого-биологическая


Уровень освоения программы: углубленный


Тип программы: ориентационная


Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации


Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная


Количество часов в неделю: 1час

Календарно- тематическое планирование занятий для средней группы

Календарный

срок

Тема занятий

Количество

часов

Экскурсии,

Конференции

И др.

Использование ПК,

Интернета

1-я неделя

Экология: основные понятия и предмет исследования

1. Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук.



ПК


2.Экология и управление природными ресурсами.




3-я неделя

3. Количественные и качественные показатели в экологии.



Интернет


4.Экологическая обстановка в Самарской области (прошлое и настоящее)



ПК

4-я неделя

5-6. Экологическая обстановка в г.о. Новокуйбышевск

2

Улицы города

ПК

5-я неделя

Среда и условия существования организмов. Биосфера

7. Среда и экологические факторы абиотического типа.





8. Формы биотических отношений.



ПК

7-я неделя

9. Флора и фауна Самарской области.



Интернет


10. Почвенный покров Земли (орографические и эндафические факторы).



ПК


Первый триместр

10




Второй триместр




8-я неделя

11.Взаимодействие экологических факторов.



Интернет


12. Экологическая игра «Если у планеты шанс?»



ПК

9-я неделя

13. Биотические факторы.



ПК


14Формы биотических отношений.



Интернет

10-я неделя

15.Антропогенные ландшафты Самарской области.





16. Антропогенные ландшафты г.о. Новокуйбышевск.





17.Биосфера.





18. Живое вещество биосферы.




11-я неделя

19. Растительный мир Самарской области.





20. Животный мир Самарской области.


Экскурсия в зоопарк г. Самара



21-22. Флора и фауна Самарской области под охраной.





Второй триместр

12




Третий триместр




12-я неделя

23. Экосистемы.





24. Экосистемы Самарской области и г.о. Новокуйбышевск.




13-я неделя

Природные ресурсы гидросферы..

25.Природные ресурсы гидросферы..





26.Реки Самарской области и их ресурсы.




14-я неделя

27. Животный и растительный мир Самарских рек.





28. Ресурсы суши.



ПК, интернет

15-я неделя

29. Почвенные ресурсы России.





30. Почвенные ресурсы Самарской области.


Встреча со специалистами


16-я неделя

Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты.

31. Заповедники: критерии и характеристика.



ПК


32. Заповедники России и Самарской области.



Интернет

17-я неделя

33.Природные уникумы Самарской области и особо охраняемые территории Самарской области.





34. Красная книга. Нужны ли красные книги?





Третий триместр

12




Всего

34



Свежие документы:  Конспект урока биологии для 7 класса "Внешнее строение листа. Листья простые и сложные"

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

Учащиеся должны знать:


  • основные понятия: глобальная экология, мониторинг, ландшафт, антропогенный ландшафт, демография, заповедные объекты, биосфера, биомасса, природные ресурсы, биологические ресурсы, антропогенное воздействие, рациональное и нерациональное природопользование;

  • последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почвы, биоту;

  • характерные черты различных видов антропогенного воздействия на природу Самарской области;

  • взаимосвязи экологии с другими естественными науками;

  • целостность человека и природы;

  • теоретическое и практическое значение экологических знаний;

  • основные метолы контроля за состоянием окружающей среды;

  • причины экологического кризиса;

  • природоохранные проблемы родного края и возможные пути улучшения экологической обстановки;

  • ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных проблем человечества;

  • необходимость личного участия в решение отдельных природоохранных задач.


Учащиеся должны уметь:


  • приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;

  • аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций;

  • самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;

  • прогнозировать развитие событий в природоохранном аспекте на примерах родного края;

  • элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;

  • анализировать литературу и составлять конспекты и рефераты;

  • грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;

  • составлять экологическую характеристику местности;

  • оценивать природные и биологические ресурсы родного края;

  • объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.


Главные критерии в организации исследовательской работы



  •         Полная самостоятельность в выборе темы для самостоятельных исследований. Соблюдение этого условия позволяет учащемуся выбрать направление работы «по интересам», что делает ее выполнение более продуктивным.

  •        Наличие современной литературной, методической и программной базы для проведения научно-исследовательской работы, без которой невозможно ее начать, и, что самое главное, получить исходный результат на наиболее высоком научном уровне. Учащимся предлагается на первых этапах подготовки уделить внимание разнообразной теоретической и практической литературе, а также оценить уже имеющуюся методику проведения выбранной работы.

  •      Всестороннее привлечение к исследовательской и лабораторно-практической работе в качестве научного консультанта – специалиста в данной области, поскольку он, как никто другой, может, с точки зрения современной теории и практики, вести исследование в научном русле.

  • Материал, который входит в номенклатурный состав исследовательских работ отвечает следующим главным требованиям:

  • Познавательной и практической значимости в системе знаний, умений, навыков;

  • Возможности создания на его основе проблемной ситуации и постановки проблемы;

  • Безопасности при постановке эксперимента или опыта;

  • простоты и доступности выполнения и понимания проделываемой работы;

  • Наглядности;

  • Актуальности.





Методические особенности проведения практических работ

 

Практическая работа № 2.


Тема: Определение кислотности почвенного образца.

Оборудование:

Стакан химический (100-150 мл) или пробирки, мерный цилиндр (с метками), 10-% раствор KCl, универсальная индикаторная бумага со шкалой значений pH.

Ход работы:

  • 20 г измельченной почвы поместить в колбу и прилить к ней 50 мл хлорида калия;

  • полученную почвенную суспензию тщательно взболтать и отфильтровать;

  • фильтрат поместить в пробирку и опустить в него полоску индикаторной бумаги;

  • сравнить полученную окраску со шкалой и определить значение pH;

  • сделать вывод о кислотности почвенного образца.


Практическая работа № 6.


Тема: Исследование радиационного фона различных ландшафтов.

Оборудование:

Бытовой дозиметр «Мастер-1″ или комбинированный дозиметр РКСБ-104, дневник наблюдений.

Ход работы:

  • включить прибор и поместить его рабочую часть в 7-10 см от исследуемой поверхности;

  • провести цикл измерения радиационного фона (около 28-30 сек.);

  • записать результат с табло прибора в дневник наблюдений и временно отключить прибор;

  • через 1-2 минуты повторить предыдущую операцию в той же последовательности;

  • сделать 4-5 замера в выбранной точке и вычислить среднее значение радиационного фона;

  • сравнить результаты измерений в учебной комнате, в лесопосадке и на лугу и сделать вывод.


Практическая работа № 7.


Тема: Демонстрация способности СО2 поглощать ИФ-излучение (“парниковый эффект”).

Оборудование:

две колбы по 0,5 л., заполненные одна СО2, а другая — воздухом; два термометра, электронагреватель.

Ход работы:

  • закрыть колбы поролоновыми пробками, в которые вставлены одинаковые термометры;

  • снять показатели с обоих термометров;

  • включить в непосредственной близости от колб (25-55 см, в зависимости от мощности) электрообогреватель;

  • через 5-7 минут выключить обогреватель и записать показания термометров;

  • по скорости нагревания и температуре сделать вывод о способности поглощения ИФ-излучения воздухом и углекислым газом.

 

Практическая работа № 9.


Тема: Исследование пищевой металлической упаковки на избыток свинца.

Оборудование:

консервная крыша (банка), уксусная кислота (40-% раствор), йодид калия KJ (4-% раствор).

Ход работы:

  • очистить объект исследования от жира ватой, смоченной эфиром;

  • второй кусочек ваты смочить 40-% уксусной кислотой и приложить на 3-4 мин. на очищенное место;

  • на то же место приложить вату, смоченную 4-% раствором KJ;

  • пожелтение ваты указывает на примесь свинца выше нормы (более 1 % при норме 0,04 %).


Практическая работа № 12.


Тема: Изучение влияния оксида серы (IV) на растение.

Оборудование:

два молодых, одинаковых по возрасту растения, медная проволока, 10-15 мл конц. серной кислоты, химический стакан, два стеклянных колпака (большой и маленький).

Ход работы:

  • под стеклянный колпак помещаются два растения, одно из которых вторично накрывается вторым колпаком;

  • для получения диоксида серы в химический стакан наливается серная кислота и в нее помещается медная проволока;

  • стакан с кислотой и проволокой помещают под большой колпак;

  • в течение нескольких дней ведутся наблюдения и на 8-9 день результаты записываются в тетрадь;

  • сделать вывод о влиянии оксида серы (IV) на растения.

 

Практическая работа № 13.


Тема: Основы биоиндикации на основе липы.

Оборудование:

Пособие Тараниной Л.Ф. «Экологический практикум для студентов и школьников», стр. 36-39, живой природный материал — листья липы, взятые в разных частях города.

Ход работы:

  • ознакомиться с материалом пункта 5 (стр. 36) пособия;

  • рассмотреть листья липы и выделить те из них, которые имеют аномальную окраску;

  • согласно рисунка 5 и текстового материала пособия определить степень некроза (хлороза) листьев;

  • сделать вывод о солевом загрязнении разных частей города.

 

Практическая работа № 15.


Тема: Оценка микроклимата жилой комнаты.

Оборудование:

ртутный термометр, рулетка, гигрометр или психрометр Ассмана.

Ход работы:

  • измерить температуру воздуха в помещении утром днем и в конце рабочего дня в трех точках по диагонали комнаты на высоте 0,2 м и 1,5 м, данные записать;

  • измерить относительную влажность воздуха в помещении в течение рабочего дня через 90 мин и записывать данные;

  • измерить общую площадь помещения и рассчитать площадь на каждого человека;

  • сравнить полученные данные с физиологической нормой помещения и сделать вывод о комфортности помещения.









Литература

 


1.  Бухвалов В. Методы экологических исследований. — М.: «Варяг». 1995. 167 с.

2.  Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учеб. для 10-11 кл. профил. шк. — М.: Просвещение, 1998. 270 с.*

3.  Дорогань Л., Филиппов В. Экологический практикум. — Воронеж: Изд. Воронеж. обл. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования. 1994. 39 с.

  1. Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. — М.: Гидрометеоиздат. 1984. С.5-15.


  1. Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. — Ярославль: «Академия развития», «Академия и К«. 1998. 255 с.

6.  Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. Методические рекомендации. — Пенза, 1998. 103 с.

7.  Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. — М.: Мир. 1993.

8. Дмитриев Э.Я. Самарская область.Самара. Самарский информационный концерн, 1998.

  1. Польский Б.Н. Рассказы о почве. Пособие для учащихся. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Просвещение. 1977. 144 с

10.Раймерс Н. Природопользование. М.: Мысль. 1990. С. 31-129.

11.Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.1. — М.: «Мир». 1994. 340 с.

12.Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.3. — М.: «Мир». 1995. 294 с.

13.Сытник К., Брайон А., Гордецкий А. Биосфера, экология и охрана природы. Справочное пособие. — Киев: «Наукова думка». 1987. С. 24-471.

14.Таранина Л. Экологический практикум для студентов и школьников (биоиндикация загрязненной среды). — М.: «АРГУС». 1997. 80 с.

15.Углубленное изучение экологии в школе. — Н. Новгород. 1991. 37 с.

16.Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. Учебное пособие. — М.: Просвещение. 1995. 240 с.

17.Экология. Школьный справочник. — Ярославль: «Академия развития». 1998. 240 с.

18.Экология и охрана природы. пособие для слушателей экологической школы. — Н. Новгород. 1991. 30 с

19.Экологический практикум. — Н. Новгород. 1995. 128 с.

20.Экология человека (словарь-справочник). Под общей ред. Н. Агаджаняна. — М.: Крук. 1997. С. 5-21

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: