Утверждаю Проверил
Директор ГБОУ ООШ №11 Зам. директора по ВР
С.И. Стрижко ___________ О.В. Лентина ____________
«_____» _______________ 2011г «______» ______________2011г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Руководителя научного эколого- биологического общества «Росток»
ПОПОВОЙ О.И.
ГБОУ ООШ №11
г.о. Новокуйбышевск
на 2011– 2012уч.год
Название программы: Программа учебных занятий школьного научного эколого-биологического общества «Росток»
Продолжительность освоения программы: 1 учебный год
Возрастной диапазон начала освоения программы: 15-16 лет
Образовательная область: эколого-биологическая
Уровень освоения программы: углубленный
Тип программы: ориентационная
Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации
Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная
Количество часов в неделю: 2 часа
При изучении школьных естественнонаучных дисциплин необходим экологический подход. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды и перспективах развития цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.
Современные вопросы экологии и охраны окружающей среды рассматриваются на примере Самарской области, и, где это необходимо, на примере краеведческого материала – применительно к г. Новокуйбышевску.
Занятия в школьном биологическом обществе дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.
Материалы, полученные в процессе занятий общества помогут учащимся 9-11 классов лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и географии.
Программа занятий школьного экологического общества рассчитана на 1 год из расчета трех занятий (3 академических часа) в учебную неделю. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения предложенных тем.
Структура программы
Часть I (вводная). Содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки; знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты: экология как предмет, экология как широчайшая синтетическая наука, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда окружающая среда и современное общество.
Часть II. Рассматривается абиотический аспект взаимодействия организмов с окружающей средой. Основные компоненты: периодичность температурного фактора; жизненные формы растений в зависимости от температурного фактора, адаптации; солнечный свет и его составляющие; экологические характеристики света; группы растений по их отношению к свету, фотопериодизм; вода (свойства и классификация организмов по отношению к воде); экологические свойства атмосферного воздуха и их значение для организмов; свойства почв и их роль в жизнедеятельности организмов; фитоиндикация почв; почва — среда жизни; взаимодействие экофакторов; формы биотических отношений; наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов; понятие «биосфера», «биомасса», «энергетика биосферы»; водная среда и ее биота; автотрофное звено сухопутных местообитаний; круговорот воды и ее баланс; химические элементы в биосфере; биогенная миграция и круговорот химических элементов.
Часть III. Основные компоненты: термин «природные ресурсы»; водные ресурсы планеты, России, родного края; хозяйственное водопользование; ресурсная база Мирового океана; биологические ресурсы суши; почвенные ресурсы России и родного края; ресурсы сырья и энергии; рациональное и нерациональное природопользование.
Часть IV. Основные компоненты: разнообразие заповедных объектов; понятия — биосферный заповедник, национальный парк, заказники, зоны покоя, буферные зоны, памятники природы, уникальные ландшафты, искусственные природные объекты; «красные» книги — основные принципы и положения.
Часть V. Основные компоненты: геомагнитное поле; космическое излучение; ионизирующее излучение; земная радиоактивность; землетрясения; вулканическая деятельность; цунами; ураганы и смерчи; наводнения; засуха.
Часть VI. Основные компоненты: демография как наука; демографические проблемы и возможности биосферы; прогнозы и перспективы; демографическая ситуация и продовольственная проблема; пути решения продовольственной проблемы; основы знаний о антропогенном загрязнении биосферы; атмосфера: смог и кислотные осадки; гидросфера: органическое и неорганическое загрязнение, pH воды; почвы: загрязнение ТМ, нитраты и пестициды как загрязняющий фактор; радиоактивное загрязнение биосферы; тепловое загрязнение оболочек Земли; шум как загрязнитель среды обитания; электромагнитное воздействие на биосферу; война — губительный для биосферы фактор; международная деятельность по охране окружающей среды и природоохранительного просвещения.
Календарно- тематическое планирование занятий для старшей группы
Тема занятий | Количество часов | Экскурсии, Конференции И др. | Использование ПК, Интернета | |
1-я неделя | Экология: основные понятия и предмет исследования 1. Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук. |
|
| ПК |
| 2.Экология и управление природными ресурсами. |
|
|
|
2-я неделя | 3. Будущее экологии. |
|
| Интернет |
| 4. Термины и понятия в экологии. |
|
|
|
3-я неделя | 5. Количественные и качественные показатели в экологии. |
|
| Интернет |
| 6. Практическая работа. Изучение влияния оксида серы (IV) на растения. |
|
| ПК |
4-я неделя | 7-8 Практическая работа. Основы биоиндикации на основе липы. | 2 | Улицы города | ПК |
5-я неделя | Среда и условия существования организмов. Биосфера 9. Среда и экологические факторы абиотического типа. |
|
|
|
| 10. Температура и солнечный свет. |
|
|
|
6-я неделя | 11. Вода (свойства и классификация организмов в зависимости от потребностей в воде) |
|
|
|
| 12. Формы биотических отношений. |
|
| ПК |
7-я неделя | 13. Наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов. |
|
| Интернет |
| Воздействие человека на биосферу и охрана природы. 14.Демографические проблемы и возможности биосферы. |
|
| ПК |
8-я неделя | 15. Демографические прогнозы и перспективы. |
|
| Интернет |
| 16. Народонаселение и продовольственная проблема. |
|
| ПК |
9-я неделя | 17. Антропогенное загрязнение атмосферы. Смог. Кислотные дожди. |
|
| ПК |
| 18. Загрязнение гидросферы. Кислотность воды. |
|
| Интернет |
10-я неделя | 19.Практическая работа. Методика отбора проб снега и определение кислотности снежного покрова. |
|
|
|
| 20. Загрязнение почв. Нитраты. Пестициды. Кислотность. |
| Экскурсия в зоопарк г. Самара |
|
| Первый триместр | 20 |
|
|
| Второй триместр | 22 |
|
|
11-я неделя | 21. Практическая работа. Кислотность различных сред и растворов. |
|
|
|
| 22. Практическая работа. Методики исследования содержания тяжелых металлов в продуктах питания. |
|
| интернет |
12-я неделя | 23. Практическая работа. Исследование пищевой металлической упаковки на избыток свинца. |
|
|
|
| 24. Радиоактивное загрязнение планеты. |
|
|
|
13-я неделя | 25. Практическая работа. Наблюдение за прозрачностью атмосферы в различное время суток. |
|
|
|
| 26. Радиоактивное загрязнение России. |
|
|
|
14-я неделя | 27. Тепловое загрязнение. |
|
|
|
| 28. Практическая работа. Демонстрация способности СО поглощать ИФ- излучение (парниковый эффект) |
|
| ПК, интернет |
15-я неделя | 29-30. Антропогенное загрязнение оболочек Земли на примерах родного края. | 2 | Встреча со специалистами |
|
16-я неделя | 31.Практическая работа. Влияние коррозии металлов на загрязнение окружающей природы. |
|
| ПК |
| 32. Шум как загрязнитель окружающей нас природы. |
|
| Интернет |
17-я неделя | 33.Воздействие на человека электромагнитных излучений. |
|
|
|
| 34. Практическая работа. Методики контроля за радиоактивным фоном в помещении. |
|
|
|
18-я неделя | 35-36.Практическая работа. Исследование радиационного фона различных ландшафтов. |
|
|
|
19-я неделя | 37. Главные принципы охраны природы Самарской области. |
|
|
|
| 38. Война – губительный для биосферы фактор. |
|
|
|
20-я неделя | 39. Международная деятельность по охране окружающей среды. |
|
|
|
| 40. Для чего нам генофонд животных и растений? |
|
|
|
21-я неделя | 41. Практическая работа. Изучение микроклимата школьного помещения. |
|
| ПК |
| 42. Практическая работа. Оценка микроклимата жилой комнаты. |
|
| ПК |
| Второй триместр | 22 |
|
|
| Третий триместр | 26 |
| ПК |
22-я неделя | 43. Хозяйственное водопользование. |
|
| ПК |
| 44. Хозяйственное водопользование в г.о. Новокуйбышевск. Итоги соц. опроса. |
|
| ПК |
23-я неделя | 45. Ресурсы суши. |
|
|
|
| 46.. Биологические ресурсы России. |
|
|
|
24-я неделя | 47- 48. Биологические ресурсы Самарской области. |
|
|
|
25-я неделя | 49. Почвенные ресурсы России. |
|
|
|
| 50. Почвенные ресурсы Самарской области. |
|
|
|
26-я неделя | 51-52. Ресурсы сырья и энергии. |
|
| ПК |
27-я неделя | Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты. 53. Заповедники: критерии и характеристика. |
|
| ПК |
| 54..Заповедники России. |
|
| ПК, интернет |
28-я неделя | 55. Заповедники Самарской области. |
| Ботанический сад , Самарская лука | ПК |
| 56. Заказники: критерии и характеристика |
|
| Интернет |
29-я неделя | 57. Заказники на территории России. |
|
|
|
| 58. Заочное путешествие по заповедникам России. |
|
|
|
30-я неделя | 59.Заочное путешествие по заповедникам Самарской области. |
|
|
|
| 60. Природные уникумы Самарской области. |
|
|
|
31-я неделя | 61-62. Особо охраняемые территории Самарской области. |
|
|
|
32-я неделя | 63 — 65. Экскурсии в природу. | 3 |
|
|
33-я неделя | 66 – 68. Работа на пришкольном участке школы. | 3 |
|
|
| Третий триместр | 26 |
|
|
| Всего | 68 |
|
|
Утверждаю Проверил
Директор ГБОУ СОШ №11 Зам. директора по ВР
С.И. Стрижко ___________ О.В. Лентина ____________
«_____» _______________ 2011г «______» ______________2011г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Руководителя научного эколого- биологического общества «Росток»
ПОПОВОЙ О.И.
ГБОУ ООШ №11
г.о. Новокуйбышевск
на 2011– 2012уч.год
Название программы: Программа учебных занятий школьного научного эколого-биологического общества «Росток»
Продолжительность освоения программы: 1 учебный год
Возрастной диапазон начала освоения программы: 13-14 лет
Образовательная область: эколого-биологическая
Уровень освоения программы: углубленный
Тип программы: ориентационная
Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации
Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная
Количество часов в неделю: 1час
Календарно- тематическое планирование занятий для средней группы
Тема занятий | Количество часов | Экскурсии, Конференции И др. | Использование ПК, Интернета | |
1-я неделя | Экология: основные понятия и предмет исследования 1. Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук. |
|
| ПК |
| 2.Экология и управление природными ресурсами. |
|
|
|
3-я неделя | 3. Количественные и качественные показатели в экологии. |
|
| Интернет |
| 4.Экологическая обстановка в Самарской области (прошлое и настоящее) |
|
| ПК |
4-я неделя | 5-6. Экологическая обстановка в г.о. Новокуйбышевск | 2 | Улицы города | ПК |
5-я неделя | Среда и условия существования организмов. Биосфера 7. Среда и экологические факторы абиотического типа. |
|
|
|
| 8. Формы биотических отношений. |
|
| ПК |
7-я неделя | 9. Флора и фауна Самарской области. |
|
| Интернет |
| 10. Почвенный покров Земли (орографические и эндафические факторы). |
|
| ПК |
| Первый триместр | 10 |
|
|
| Второй триместр |
|
|
|
8-я неделя | 11.Взаимодействие экологических факторов. |
|
| Интернет |
| 12. Экологическая игра «Если у планеты шанс?» |
|
| ПК |
9-я неделя | 13. Биотические факторы. |
|
| ПК |
| 14Формы биотических отношений. |
|
| Интернет |
10-я неделя | 15.Антропогенные ландшафты Самарской области. |
|
|
|
| 16. Антропогенные ландшафты г.о. Новокуйбышевск. |
|
|
|
| 17.Биосфера. |
|
|
|
| 18. Живое вещество биосферы. |
|
|
|
11-я неделя | 19. Растительный мир Самарской области. |
|
|
|
| 20. Животный мир Самарской области. |
| Экскурсия в зоопарк г. Самара |
|
| 21-22. Флора и фауна Самарской области под охраной. |
|
|
|
| Второй триместр | 12 |
|
|
| Третий триместр |
|
|
|
12-я неделя | 23. Экосистемы. |
|
|
|
| 24. Экосистемы Самарской области и г.о. Новокуйбышевск. |
|
|
|
13-я неделя | Природные ресурсы гидросферы.. 25.Природные ресурсы гидросферы.. |
|
|
|
| 26.Реки Самарской области и их ресурсы. |
|
|
|
14-я неделя | 27. Животный и растительный мир Самарских рек. |
|
|
|
| 28. Ресурсы суши. |
|
| ПК, интернет |
15-я неделя | 29. Почвенные ресурсы России. |
|
|
|
| 30. Почвенные ресурсы Самарской области. |
| Встреча со специалистами |
|
16-я неделя | Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты. 31. Заповедники: критерии и характеристика. |
|
| ПК |
| 32. Заповедники России и Самарской области. |
|
| Интернет |
17-я неделя | 33.Природные уникумы Самарской области и особо охраняемые территории Самарской области. |
|
|
|
| 34. Красная книга. Нужны ли красные книги? |
|
|
|
| Третий триместр | 12 |
|
|
| Всего | 34 |
|
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
основные понятия: глобальная экология, мониторинг, ландшафт, антропогенный ландшафт, демография, заповедные объекты, биосфера, биомасса, природные ресурсы, биологические ресурсы, антропогенное воздействие, рациональное и нерациональное природопользование;
последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почвы, биоту;
характерные черты различных видов антропогенного воздействия на природу Самарской области;
взаимосвязи экологии с другими естественными науками;
целостность человека и природы;
теоретическое и практическое значение экологических знаний;
основные метолы контроля за состоянием окружающей среды;
причины экологического кризиса;
природоохранные проблемы родного края и возможные пути улучшения экологической обстановки;
ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных проблем человечества;
необходимость личного участия в решение отдельных природоохранных задач.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;
аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций;
самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;
прогнозировать развитие событий в природоохранном аспекте на примерах родного края;
элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
анализировать литературу и составлять конспекты и рефераты;
грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;
составлять экологическую характеристику местности;
оценивать природные и биологические ресурсы родного края;
объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Главные критерии в организации исследовательской работы
Полная самостоятельность в выборе темы для самостоятельных исследований. Соблюдение этого условия позволяет учащемуся выбрать направление работы «по интересам», что делает ее выполнение более продуктивным.
Наличие современной литературной, методической и программной базы для проведения научно-исследовательской работы, без которой невозможно ее начать, и, что самое главное, получить исходный результат на наиболее высоком научном уровне. Учащимся предлагается на первых этапах подготовки уделить внимание разнообразной теоретической и практической литературе, а также оценить уже имеющуюся методику проведения выбранной работы.
Всестороннее привлечение к исследовательской и лабораторно-практической работе в качестве научного консультанта – специалиста в данной области, поскольку он, как никто другой, может, с точки зрения современной теории и практики, вести исследование в научном русле.
Материал, который входит в номенклатурный состав исследовательских работ отвечает следующим главным требованиям:
Познавательной и практической значимости в системе знаний, умений, навыков;
Возможности создания на его основе проблемной ситуации и постановки проблемы;
Безопасности при постановке эксперимента или опыта;
простоты и доступности выполнения и понимания проделываемой работы;
Наглядности;
Актуальности.
Методические особенности проведения практических работ
Практическая работа № 2.
Тема: Определение кислотности почвенного образца.
Оборудование:
Стакан химический (100-150 мл) или пробирки, мерный цилиндр (с метками), 10-% раствор KCl, универсальная индикаторная бумага со шкалой значений pH.
Ход работы:
20 г измельченной почвы поместить в колбу и прилить к ней 50 мл хлорида калия;
полученную почвенную суспензию тщательно взболтать и отфильтровать;
фильтрат поместить в пробирку и опустить в него полоску индикаторной бумаги;
сравнить полученную окраску со шкалой и определить значение pH;
сделать вывод о кислотности почвенного образца.
Практическая работа № 6.
Тема: Исследование радиационного фона различных ландшафтов.
Оборудование:
Бытовой дозиметр «Мастер-1″ или комбинированный дозиметр РКСБ-104, дневник наблюдений.
Ход работы:
включить прибор и поместить его рабочую часть в 7-10 см от исследуемой поверхности;
провести цикл измерения радиационного фона (около 28-30 сек.);
записать результат с табло прибора в дневник наблюдений и временно отключить прибор;
через 1-2 минуты повторить предыдущую операцию в той же последовательности;
сделать 4-5 замера в выбранной точке и вычислить среднее значение радиационного фона;
сравнить результаты измерений в учебной комнате, в лесопосадке и на лугу и сделать вывод.
Практическая работа № 7.
Тема: Демонстрация способности СО2 поглощать ИФ-излучение (“парниковый эффект”).
Оборудование:
две колбы по 0,5 л., заполненные одна СО2, а другая — воздухом; два термометра, электронагреватель.
Ход работы:
закрыть колбы поролоновыми пробками, в которые вставлены одинаковые термометры;
снять показатели с обоих термометров;
включить в непосредственной близости от колб (25-55 см, в зависимости от мощности) электрообогреватель;
через 5-7 минут выключить обогреватель и записать показания термометров;
по скорости нагревания и температуре сделать вывод о способности поглощения ИФ-излучения воздухом и углекислым газом.
Практическая работа № 9.
Тема: Исследование пищевой металлической упаковки на избыток свинца.
Оборудование:
консервная крыша (банка), уксусная кислота (40-% раствор), йодид калия KJ (4-% раствор).
Ход работы:
очистить объект исследования от жира ватой, смоченной эфиром;
второй кусочек ваты смочить 40-% уксусной кислотой и приложить на 3-4 мин. на очищенное место;
на то же место приложить вату, смоченную 4-% раствором KJ;
пожелтение ваты указывает на примесь свинца выше нормы (более 1 % при норме 0,04 %).
Практическая работа № 12.
Тема: Изучение влияния оксида серы (IV) на растение.
Оборудование:
два молодых, одинаковых по возрасту растения, медная проволока, 10-15 мл конц. серной кислоты, химический стакан, два стеклянных колпака (большой и маленький).
Ход работы:
под стеклянный колпак помещаются два растения, одно из которых вторично накрывается вторым колпаком;
для получения диоксида серы в химический стакан наливается серная кислота и в нее помещается медная проволока;
стакан с кислотой и проволокой помещают под большой колпак;
в течение нескольких дней ведутся наблюдения и на 8-9 день результаты записываются в тетрадь;
сделать вывод о влиянии оксида серы (IV) на растения.
Практическая работа № 13.
Тема: Основы биоиндикации на основе липы.
Оборудование:
Пособие Тараниной Л.Ф. «Экологический практикум для студентов и школьников», стр. 36-39, живой природный материал — листья липы, взятые в разных частях города.
Ход работы:
ознакомиться с материалом пункта 5 (стр. 36) пособия;
рассмотреть листья липы и выделить те из них, которые имеют аномальную окраску;
согласно рисунка 5 и текстового материала пособия определить степень некроза (хлороза) листьев;
сделать вывод о солевом загрязнении разных частей города.
Практическая работа № 15.
Тема: Оценка микроклимата жилой комнаты.
Оборудование:
ртутный термометр, рулетка, гигрометр или психрометр Ассмана.
Ход работы:
измерить температуру воздуха в помещении утром днем и в конце рабочего дня в трех точках по диагонали комнаты на высоте 0,2 м и 1,5 м, данные записать;
измерить относительную влажность воздуха в помещении в течение рабочего дня через 90 мин и записывать данные;
измерить общую площадь помещения и рассчитать площадь на каждого человека;
сравнить полученные данные с физиологической нормой помещения и сделать вывод о комфортности помещения.
Литература
1. Бухвалов В. Методы экологических исследований. — М.: «Варяг». 1995. 167 с.
2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учеб. для 10-11 кл. профил. шк. — М.: Просвещение, 1998. 270 с.*
3. Дорогань Л., Филиппов В. Экологический практикум. — Воронеж: Изд. Воронеж. обл. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования. 1994. 39 с.
Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. — М.: Гидрометеоиздат. 1984. С.5-15.
Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. — Ярославль: «Академия развития», «Академия и К«. 1998. 255 с.
6. Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. Методические рекомендации. — Пенза, 1998. 103 с.
7. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. — М.: Мир. 1993.
8. Дмитриев Э.Я. Самарская область.Самара. Самарский информационный концерн, 1998.
Польский Б.Н. Рассказы о почве. Пособие для учащихся. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Просвещение. 1977. 144 с
10.Раймерс Н. Природопользование. М.: Мысль. 1990. С. 31-129.
11.Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.1. — М.: «Мир». 1994. 340 с.
12.Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.3. — М.: «Мир». 1995. 294 с.
13.Сытник К., Брайон А., Гордецкий А. Биосфера, экология и охрана природы. Справочное пособие. — Киев: «Наукова думка». 1987. С. 24-471.
14.Таранина Л. Экологический практикум для студентов и школьников (биоиндикация загрязненной среды). — М.: «АРГУС». 1997. 80 с.
15.Углубленное изучение экологии в школе. — Н. Новгород. 1991. 37 с.
16.Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. Учебное пособие. — М.: Просвещение. 1995. 240 с.
17.Экология. Школьный справочник. — Ярославль: «Академия развития». 1998. 240 с.
18.Экология и охрана природы. пособие для слушателей экологической школы. — Н. Новгород. 1991. 30 с
19.Экологический практикум. — Н. Новгород. 1995. 128 с.
20.Экология человека (словарь-справочник). Под общей ред. Н. Агаджаняна. — М.: Крук. 1997. С. 5-21