Барышникова Е. Н. учитель биологии
МОУ СОШ №1 с. Фёдоровка РБ
9 класс.
Тема: Бесполое и половое размножение
Цель:
— Образовательная:
Обобщить знания о размножении в органическом мире, особенностях бесполого и полового размножения, сравнить их и выявить преимущества полового.
— Развивающая:
Развить интеллектуальные способности, навыки самообразования, интерес к биологическим знаниям, умения работать в группах малого состава.
— Воспитательная:
Формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство ответственности за учебные успехи группы.
Оборудование:
— проектор, компьютер, карточки с цифрами от 1 до 11.
Ход урока:
На сегодняшнем уроке мы закрепим свои знания об особенностях и формах размножения в органическом мире. И начнём мы его с повторения основных процессов лежащих в размножении организмов.
— Нужно рассказать о том, что такое митоз, охарактеризовать его фазы и в чём его биологическое значение?
/отвечают 2 ученика, задают дополнительные вопросы сами ученики, оценить ответ/
— Теперь вспомним что такое мейоз, его фазы и его биологическое значение
/отвечают 2 ученика, задаются им дополнительные вопросы, оценить ответ/
В дальнейшем свою работу будете оценивать самостоятельно, по ходу урока выставляйте баллы за каждое задание и в конце урока каждый из вас получит оценку.
1.Задание в группах
Получите карточки с вопросами, внимательно прочитайте их, обсудите. Запишите номера вопросов, а против них правильные ответы.
— Вам необходимо вспомнить, что происходит с генетическим материалом в мейозе и митозе и распределить события в соответствии с фазами:
А)
Фазы митоза | |
1.Синтез белков и удвоение хромосом. | а) Профаза |
2. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления | б) Метафаза |
3. Образование новых ядер | в) Анафаза |
4. Расхождение хромосом к полюсам | г) Телофаза |
5. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны | д) Интерфаза |
|
|
Ответ: 1-д, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а.
Б)
Фазы мейоза | |
1.Перекомбинация генетического материала? |
|
2. Количество хромосом и ДНК равно 2п4с |
|
3.Количество хромосом и ДНК равно 1п2с |
|
4. | Набор хромосом и ДНК в конце 1-го деления |
5. | Набор хромосом и ДНК в конце 2-го деления |
6.Когда происходит конъюгация и кроссинговер |
|
Ответ:
Фазы мейоза | |
1. перекомбинация генетического материала? | Профаза 1, Анафаза 1, Анафаза 2 |
2. количество хромосом и ДНК равно 2п4с | Профаза 1,Метафаза 1, Анафаза 1 |
3. количество хромосом и ДНК равно 1п2с | Телофаза 1, Профаза 2, Метафаза 2 |
4 . /1п2с/ | Набор хромосом и ДНК в конце 1-го деления |
5. /1п1с/ | Набор хромосом и ДНК в конце 2-го деления |
6. когда происходит конъюгация и кроссинговер | Профаза 1 |
Теперь заслушаем и проверим ваши ответы. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. /МАХ. 11 БАЛЛОВ/
2 Задание:
— На экране выписаны способы размножения организмов в определённом порядке. Вы имеете набор цифр от 1 до 11. Я буду зачитывать текст, в котором пропущены слова, написанные на доске. По ходу чтения вы находите ответ и показываете цифру, которой он обозначен. За каждый правильный ответ ставите себе 1 балл.
НА ЭКРАНЕ:
1 . Бинарное деление.
2. Шизогония.
3. Фрагментация
4. Почкование.
5. Клонирование.
6. Вегетативное размножение.
7.Полиэмбриония.
8. Спорообразование.
9. Партеногенез.
10. Слияние гамет.
11.Слияние одноклеточных организмов
ТЕКСТ:
Для мхов и папоротников наиболее характерна форма бесполого размножения в виде…(спорообразование) 8. А гидры и дрожжи размножаются…(почкование) 4. Для размножения большинства плодово-ягодных культур используют…(вегетативное размн.) 6. У человека известна естественная форма бесполого размножения. Это…(полиэмбриония) 7. Планарии, иглокожие и кольчатые черви могут размножаться…(фрагментация) 3. Одноклеточные водоросли /хламидомонада/ и простейшие животные, такие как амёба, эвглена зелёная размножаются в результате…(бинарное делен.) 1. А у инфузории-туфельки может происходить и половой процесс, который называется…(слияние одноклеточных организмов) 11. Размножение трипаносом и малярийных плазмодий называется…(шизогония) 2. Искусственный способ бесполого размножения это…(клонирование) 5. Тли, дафнии, одуванчики размножаются в больших количествах в результате…(партеногенеза) 9. А в результате этого размножения каждая особь обладает уникальным генотипом…(слияние гамет) 10.
/МАХ 11 БАЛЛОВ/
3 задание.
В группах вам необходимо обсудить и подготовить устные ответы на вопросы:
Задача 1.
Известно, что во всех клетках человека, кроме половых, имеется по 46 хромосом. В зародыше человека, который развивается после слияния двух половых клеток, хромосом тоже 46, а не 92. Почему?
Задача 2.
Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды? Докажите.
Задача 3.
Какая форма полового размножения многоклеточных организмов исторически более древняя? Её особенности, представители. Доминирует ли она сейчас?
Задача 4.
Представлены 4 комнатных растений:
Диффенбахия.
Хлорофитум.
Фиалка узумбарская.
Гипеаструм гибридный.
Определить, как размножаются эти виды растений вегетативно. Какое значение этот вид размножения имеет и где используется?
Задача 5.
У рыжей кошки родилось четыре котёнка, среди них только один рыжий, а остальные пёстрые. Почему котята, родившиеся от одной матери, имеют разный окрас?
ОЦЕНИТЕ свой ответ по пятибалльной шкале.
/ МАХ 5 БАЛЛОВ/
4 задание
— Мы с вами выяснили, что существуют основные две формы размножения. Это бесполое и половое, давайте, сравним их по следующим характеристикам и заполним самостоятельно таблицу:
Половое размножение | Бесполое размножение | |
1.Отсутсвует мейоз |
|
|
2.Образуются гаметы |
|
|
3.Позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды. |
|
|
4.Характеристика потомства (содержат признаки одного или 2-х организмов, на кого похожи) |
|
|
5. Характеристика и число родительских особей (только материнская или материнская и отцовская) |
|
|
6. Для каких организмов характерны? |
|
|
7. Быстрее происходит увеличение численности. |
|
|
/МАХ 3 БАЛЛА/
Вывод:
Бесполое размножение характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из соматических клеток, тем самым, обеспечивая однородность потомства. А новый организм образуется в результате слияния половых клеток-гамет. В результате, каждая особь обладает уникальным генотипом, позволяющим приспособиться к различным условиям среды и возникает разнообразие организмов. Этим и объясняется преимущество полового размножения.
Подведение итогов урока:
Прочитайте цель урока, достигли ли мы цели? В какой степени?
Анализ и оценка деятельности учащихся. /МАХ 30 БАЛЛОВ/
Оцените свою работу: 28 — 30 бал – «5»
24-27 бал – «4»
15-23 бал – «3»