Урок для 6 класса по теме «Органы цветковых растений. Органы и системы органов животных»
Задачи:
Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Образовательные: закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках.
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения.
Тип урока: урок учета и контроля знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-соревнование.
Форма работы: групповая.
Средства обучения: таблицы: органы растений, строение цветка, плоды, строение семян, строение дождевого червя, речной окунь, строение сизого голубя; гербарий; карточки-задания; сетка игры ‘Крестики-нолики».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Класс делится на команды. На доске — сетка игры «Крестики-нолики», в ячейках которой записаны названия заданий: отвечайка, проверяйка, определяйка, распределяйка, выбирайка, АБВГДейка, третий лишний, слова,слова, загадки. Команды по очереди выбирают задания и одновременно выполняют их. Ответы оценивает экспертная группа, в которую могут быть приглашены учителя и учащиеся старших классов.
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
Отвечайка.
Какие утверждения верны:
1. Корневая система-это совокупность всех корней растения.
2. Боковые корни отрастают от стебля.
3. Корневые системы бывают стержневые и мочковатые.
4. Стержневая корневая система имеет хорошо развитый главный корень.
5. Фасоль, перец, томат имеют мочковатую корневую систему.
6. Пшеница, рожь, ячмень имеют стержневую корневую систему.
7. У однодольных растений корневая система мочковатая.
8. Перец относится к двудольным растениям.
9. Корневая система поглощает из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества.
10. Корень-это репродуктивный орган.
Выбирайка.
Выбери правильный ответ.
1. Зачаточный побег — это
а) почка,
б) цветок,
в) плод.
2. Главная часть цветка
а) венчик,
б) пестик,
в) тычинки.
3.Соцветие — это
а) цветок,
б) группа цветков,
в) плод.
4.Семена развиваются из
а) околоплодника,
б) рыльца,
в) семязачатков.
5.Стебелек -это часть
а) зародыша,
б) эндосперма,
в) семенной кожуры.
6.Пшеница имеет соцветие:
а) головка,
б) колос,
в) сложный колос.
7.Лепестки образуют:
а) венчик,
б) чашечку,
в) цветоложе.
Определяйка.
Учащимся выдается гербарий с листьями различных растений. Необходимо разделить листья на простые и сложные и определить тип жилкования листьев.
Загадки.
Загадки загадываются командам по очереди. У отгаданного растения назвать плод.
1. Маленький мужичок, костяная шубка. (Орех)
2. Платье потерялось, пуговицы остались. (Черемуха)
3. Под ярусом, ярусом висят кисти с красным гарусом. (Рябина)
4. Сижу на дереве: красная как кровь, круглая как шар, вкусная как мед. (Вишня)
5. Без окон, без дверей, полна горница людей. (Арбуз)
6. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородина)
7. Сквозь землю прошел, красну шапку нашел, шапку снял и детей спать уклал. (Мак)
8. Курочка-путодом свила гнездо за двором, яйца несет, в землю кладет. (Картофель)
9. Семдесят одежек и все без застежек. (Капуста)
10. Без рук, без ног ползет на батог. (Горох)
11. Золотое решето крупным бисером полно. (Подсолнух)
12. Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (Слива)
13. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)
14. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове. (Редиска)
Распределяйка.
Сопоставьте системы органов животных и их функции, используя цифры и буквы.
1. Пищеварительная
2. Кровеносная.
3. Дыхательная.
4. Выделительная.
5. Опорно-двигательная.
6. Нервная.
7. Система органов размножения.
А) регулирует деятельность всего организма.
Б) воспроизведение себе подобных.
В) выведение из организма вредных веществ.
Г) обмен газов в организме.
Д) снабжает все органы питательными веществами.
Е) служит опорой организма.
Ж) переваривание пищи.
Проверяйка.
Назвать органы, относящиеся к системам органов.
1 вариант:
пищеварительная,
выделительная,
опорно-двигательная.
2 вариант:
дыхательная,
кровеносная,
нервная.
Третий лишний.
Вычеркни лишнее и объясни почему.
Корень, побег, цветок.
Тычинка, пестик, эндосперм.
Зародыш, прилистник, черешок.
Желудок, сердце, кишечник.
Жабры, легкие, почки.
Нервы, яичники, семенники.
АБВГДейка
Вставить пропущенные буквы в терминах.
Чаш…л…стик (чашелистик)
Сем…зач…ток (семязачаток)
Пр…л…с…ник (прилистник)
Энд…сп…рм (эндосперм)
Моч…т…чн…к (мочеточник)
Ж…л…док (желудок)
К…ш…чник (кишечник)
Слова, слова.
Составить как можно больше слов из слова ‘семядоля’.
3. Общий вывод. Подведение итогов. Выставление оценок с помощью учащихся.